На рубеже 1920–30-х годов эрмитажный фотограф Владимир Пресняков был очень известен. Но после ареста в 1934 году и расстрела в 1937-м предан полному забвению, как большинство репрессированных сограждан. Блокада, проредившая ленинградцев, и неблагодарное советское время почти стерли его из памяти. Остались только фамилия и инициалы. И то не везде: многие открытки безымянны.
Комитет популяризации художественных изданий, преемник издательства Общины св. Евгении, еще до революции ввел в моду коллекционирование открыток, привлекая к оформлению художников «Мира искусства». До появления телевизора почтовая карточка – главное медиа ХХ века: и способ коммуникации, и предмет собирательства. Их посылали и бережно хранили. В 1924 году Комитет возобновил выпуск фотооткрыток с видами города, прерванный революцией. Фотографом пригласили Преснякова. Первая серия КПХИ, представленная на экспозиции, напечатана в 1924-1927 годах.
Сюжеты Преснякова узнаваемы по высокой точке съемки, которая новаторски меняет привычный для тех лет фронтальный ракурс. Стаффаж, небрежно рассыпанный по кадру, всегда образует выверенную графическую композицию, вроде бы хаотичную, но создающую удивительную цельность, как фигурки на льду у малых голландцев.
Фотограф дожидался появления в кадре трамвая, справедливо полагая, что трамваи – характерная черта времени. Образы Преснякова, цитируемые десятки лет спустя, перекинули мост от старого Петербурга к новому ленинградскому мифу 1960-х. Это был последний всполох Серебряного века перед грозой.
23 апреля – 31 мая
Фото – Пресс-служба галереи
Обложка: В «Борей» заедет трамвай Серебряного века
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться