Обложка - Петр Басин. Перенесение раки Александра Невского в Лавру.
Анонсы

В Доме-музее Чистякова открыта выставка Петра Басина - одного из создателей Исаакиевского собора

В чудесном Доме-музее Чистякова в Пушкине, знают о котором немногие, продолжает работу выставка «Учитель-ученик: П. В. Басин и П. П. Чистяков». В экспозиции представлены живописные и графические произведения Петра Басина из собрания Музея Академии художеств.

 

Опубликовано: 24 апреля 2023 года

П.Басин. Автопортрет с братом
Петр Васильевич Басин (1793–1877) — исторический и религиозный живописец и портретист, представитель позднего классицизма. С 1811 года посещал рисовальные классы при Академии художеств, где получил малую и большую серебряные медали. После обучения в Императорской Академии художеств более десяти лет жил в Италии, где выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля «Изведение апостола Петра из темницы» и «Больсенская месса», а также с картины Доминикино «Причащение святого Иеронима». Все они экспонируются в музее Академии художеств в Рафаэлевском зале. Написал картины «Разбойник, похищающий девушку от ее матери», «Фраскатанские прачки», портреты Нарышкиной, семьи князя Гагарина, Щедрина и ряд пейзажей.

П.Басин. Отрок Иисус 

По возвращении в Петербург в 1830 году был признан академиком и зачислен в штат Академии художеств, где преподавал до 1869 года. Его учеником числился Павел Чистяков. Как педагог Петр Васильевич отличался хорошим знанием рисунка и исключительной требовательностью. Правда, его педагогические приемы и творческие установки были ученику чужды, поэтому Чистяков никогда не называл Басина своим наставником. Тем не менее, занятия дали ему в плане строгой профессиональной выучки и особого внимания к академической традиции очень многое.

П.Басин. Христос на троне с предстоящими и двумя архангелами 

За время преподавания в Академии художеств Басин перевел на русский язык «Анатомию для живописцев и скульпторов» Дель-Медико (1832), которая стала незаменимым пособием в рисовальных классах. В 1832–1833 годах живописец создал плафон «Аполлон и музы» для Пименовского зала Академии художеств, а также начал работу над убранством академической церкви Святой Екатерины, участвовал в восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года.

П.Басин. Перенесение раки Александра Невского в Лавру 

С 1843 по 1856 год Басин занимался созданием монументального живописного убранства Исаакиевского собора: выполнил росписи в приделах Святой Екатерины и Святого Александра Невского и в аттике южного нефа. Он же завершил начатые Брюловым росписи плафона главного купола, барабана и парусов центральной части храма. Четыре росписи в полукруглых люнетах в приделе Святого Александра Невского, посвященные жизни Александра Невского, были завершены в 1848 году. Эскиз одной из них мы можем увидеть на выставке. Басиным также выполнены два плафона в куполах боковых приделов «Господь Саваоф, несомый ангелами» и «Взятие Богородицы на небо», но самой значительной работой художника по праву считается роспись «Нагорная проповедь» в аттике южной стены центрального трансепта. За работы художник получил орден Святого Владимира III степени и золотую медаль на Андреевской ленте. Одновременно он выполнял другой значительный заказ — художественную композицию для алтарной части Казанского собора. Последней крупной работой Басина стали эскизы и картоны к росписи тамбура главного купола храма Христа Спасителя в Москве. Умер художник в Петербурге в 1877 году.

По 18 июня

Подробности 

Фото - Пресс-служба Музея Академии художеств

Наш Telegram

 

 

 

Обложка - Петр Басин. Перенесение раки Александра Невского в Лавру.

Другие новости раздела

Кино
Премьера
06.10

В прокат вышли «Особенности национальной больницы» по последнему сценарию Александра Рогожкина

Экскурсии
06.10

РОСФОТО отметит юбилей Николая Рериха уникальной экскурсией

Музей
Инклюзия
06.10

Российский этнографический музей проведет «День инклюзии»

Выставки
06.10

Галерея «Петербург» вернулась на берега Невы

Эрмитаж
Выставки
06.10

Эрмитаж выставит уникальный памятник прикладного Средневековья

Смотреть все