Опубликовано: 24 апреля 2023 года
Петр Васильевич Басин (1793–1877) — исторический и религиозный живописец и портретист, представитель позднего классицизма. С 1811 года посещал рисовальные классы при Академии художеств, где получил малую и большую серебряные медали. После обучения в Императорской Академии художеств более десяти лет жил в Италии, где выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля «Изведение апостола Петра из темницы» и «Больсенская месса», а также с картины Доминикино «Причащение святого Иеронима». Все они экспонируются в музее Академии художеств в Рафаэлевском зале. Написал картины «Разбойник, похищающий девушку от ее матери», «Фраскатанские прачки», портреты Нарышкиной, семьи князя Гагарина, Щедрина и ряд пейзажей.
По возвращении в Петербург в 1830 году был признан академиком и зачислен в штат Академии художеств, где преподавал до 1869 года. Его учеником числился Павел Чистяков. Как педагог Петр Васильевич отличался хорошим знанием рисунка и исключительной требовательностью. Правда, его педагогические приемы и творческие установки были ученику чужды, поэтому Чистяков никогда не называл Басина своим наставником. Тем не менее, занятия дали ему в плане строгой профессиональной выучки и особого внимания к академической традиции очень многое.
За время преподавания в Академии художеств Басин перевел на русский язык «Анатомию для живописцев и скульпторов» Дель-Медико (1832), которая стала незаменимым пособием в рисовальных классах. В 1832–1833 годах живописец создал плафон «Аполлон и музы» для Пименовского зала Академии художеств, а также начал работу над убранством академической церкви Святой Екатерины, участвовал в восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года.
С 1843 по 1856 год Басин занимался созданием монументального живописного убранства Исаакиевского собора: выполнил росписи в приделах Святой Екатерины и Святого Александра Невского и в аттике южного нефа. Он же завершил начатые Брюловым росписи плафона главного купола, барабана и парусов центральной части храма. Четыре росписи в полукруглых люнетах в приделе Святого Александра Невского, посвященные жизни Александра Невского, были завершены в 1848 году. Эскиз одной из них мы можем увидеть на выставке. Басиным также выполнены два плафона в куполах боковых приделов «Господь Саваоф, несомый ангелами» и «Взятие Богородицы на небо», но самой значительной работой художника по праву считается роспись «Нагорная проповедь» в аттике южной стены центрального трансепта. За работы художник получил орден Святого Владимира III степени и золотую медаль на Андреевской ленте. Одновременно он выполнял другой значительный заказ — художественную композицию для алтарной части Казанского собора. Последней крупной работой Басина стали эскизы и картоны к росписи тамбура главного купола храма Христа Спасителя в Москве. Умер художник в Петербурге в 1877 году.
По 18 июня
Фото - Пресс-служба Музея Академии художеств
Обложка - Петр Басин. Перенесение раки Александра Невского в Лавру.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться