Обложка: Лауриц Регнер Туксен. Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны 14 ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца. 1895
Анонсы

16 июня 2024 года

В Эрмитаже расскажут о свадебных церемониях XIX – начала XX века

Свадьба издавна считалась не только семейным, но и общественным праздником и потому требовала подчинения определённым правилам, свод которых сложился к началу XIX века и далее оставался практически неизменным. В Малой церкви Зимнего дворца открывается экспозиция «Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе».

3.	Михай Зичи. Венчание цесаревича Александра Александровича с цесаревной Марией Федоровной 28 октября 1866 года в Большой церкви Зимнего дворца Россия, Санкт-Петербург. 1867.
Внешними атрибутами свадебных церемоний были наряды невесты и жениха, подарки, разнообразные предметы приданого, иконы. Такого рода экспонаты из фондов Эрмитажа дают возможность увидеть вещи, которые много лет назад сопровождали молодых людей в самый счастливый период их жизни. Свадьбе предшествовала церемония помолвки, или обручения. На выставке, например, можно увидеть платье, которое во время обручения надевала Зинаида Ивановна Нарышкина, будущая княгиня Юсупова, а также икону, которой благословляли жениха и невесту.

Платье из розового кашемира, с длинными рукавами-жиго, отделанное розовыми атласными руло Россия. 1826. Платье было на З. И. Нарышкиной в день помолвки с Б. Н. Юсуповым.

После обручения родители девушки начинали готовить приданое. Если семьи будущих супругов имели дворянские гербы, то на предметах приданого эти так называемые марьяжные гербы изображались вместе. Невесте полагалось быть одетой в белое платье, также считался допустимым цвет слоновой кости или золотистый. Если свадебный обряд совершался утром, то платье должно было быть высоким, с длинными рукавами. Вечернее венчание позволяло небольшое декольте и короткие рукава. К волосам невесты прикалывали фату, причёску и платье украшали померанцевыми цветами, чаще всего искусственными.

Платье придворное подвенечное из серебряного глазета, с вышивкой серебряной нитью. Россия, Санкт-Петербург. 1894. Принадлежало великой княжне Ксении Александровне.

Жених был обыкновенно одет во фрак и белый жилет. Военные венчались в парадной форме своего полка. Перед тем, как невесту везли к венцу, родители благословляли её семейными иконами. В церковь девушка отправлялась в сопровождении родного или посажёного отца, который вёл её к алтарю. При венчании представителей знатных родов им мог быть сам император, оказывая этим большую честь новобрачным. После свадебной церемонии устраивали парадный обед или ужин, во время которого раздавали конфеты, разложенные в бонбоньерки или мешочки с инициалами новобрачных.

Коробка для свадебных подарков (corbeille de mariage). Западная Европа (?). Вторая половина XIX века.

В императорской семье происходили те же события и в той же последовательности, что и у частных лиц. Единственное различие состояло в том, что всё совершалось по «Высочайше утверждённому церемониалу», который заранее публиковался в официальных средствах печати. В приданое высокородной невесты обязательно входил ночной халат жениха и туфли из серебряной парчи, которые новобрачный надевал в первую брачную ночь. Знатные женихи в день свадьбы облачались в парадную форму одного из своих подшефных гвардейских полков. Невесты императорских и великокняжеских дворов венчались в парадном придворном платье из серебряного глазета, расшитого серебряными нитями. На выставке представлен подобный наряд, в котором великая княжна Ксения Александровна выходила замуж за великого князя Александра Михайловича.

Веер складной из слоновой кости. Россия, Санкт-Петербург. 1866 Художник Михай Зичи, ювелир Самуэль Арнд В футляре Английского магазина «Nicholls & Plincke» Слоновая кость, шелк, гуашь; резьба, роспись.

Кроме церемонии бракосочетания, в светском обществе существовал обычай праздновать свадебные юбилеи. В России было принято отмечать серебряную и золотую свадьбы. Считалось хорошим тоном дарить предметы из драгоценного металла, соответствующего годовщине, – серебра или золота. Ярким образцом подобного подарка являются серебряные часы, поднесённые к 25-летию свадьбы императора Александра III. Наряду с предметами прикладного искусства на выставке экспонируются парные портреты, а также фотокопии из модных журналов XIX века с изображениями свадебных нарядов.

15 июня – 30 марта

Фото - Пресс-служба Государственного Эрмитажа

Подробности

 

Обложка: Лауриц Регнер Туксен. Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны 14 ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца. 1895

Другие новости раздела

Балет
Фестиваль
17.06

Театр балета имени Леонида Якобсона представит шедевры балетной классики

Культурная столица
Петр I
17.06

В СПбГУ открыли фонтан «Пётр Первый»

Искусство
17.06

Third Place Residence объявили результаты отбора

Премьера
Опера
17.06

В Театре танца Академии Эйфмана приглушат голоса

Моноспектакль
Камерный концерт
17.06

«Ракушка с хвостом»: Антон Адасинский представит спектакль-концерт

Смотреть все