Обложка: В галерее Марины Гисич покажут «последний настоящий оплот модернизма».
Анонсы

В галерее Марины Гисич покажут «последний настоящий оплот модернизма»

Сразу на двух выставочных площадках Marina Gisich Gallery открывается ретроспективная экспозиция «Глаз-разрез» Юрия Никифорова. Первая часть, которая займет пространство самой галереи, носит название «Бульон для слепых». Вторая - «Штопка» разместится по соседству. Главная идея события - rediscovery художника, прожившего насыщенную творческую жизнь, но, увы, так и не получившего должного внимания на российской арт-сцене.

 

Опубликовано: 02 марта 2024 года

«Последняя пара лет в отечественном современном искусстве ознаменована повышенным вниманием к архивам, именам, не попавшим в широкую музейно-галерейную выставочную ротацию, к явлениям и событиям, получившим незаслуженно мало внимания в предыдущую эпоху, - говорит куратор выставки Александр Дашевский. - Одно из таких имен – Юрий Никифоров (1947-2016 г.г.), чье внушительное наследие малоизучено, а способы, которыми описывалась его практика, кажутся сейчас поверхностными и нерелевантными».

Ремонт разрушенной поверхности. Холст, шнур, листы сухой штукатурки, железная арматура. 2008

В основных залах расположится экспозиция «Бульон для слепых», рассматривающая брутальный экспрессионизм Юрия Никифорова как сложное социально-критическое высказывание. В Marina Gisich Projects зрители смогут увидеть проект «Штопка», демонстрирующий несколько сквозных сюжетов, к которым художник обращался на протяжении всей творческой биографии, редко экспонировавшиеся рисунки и картины 1980-90-х годов.

Юрий Никифоров родился в 1947 году в Таллине. Окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени Штиглица по специальности «Живопись». После знакомства с неофициальной сценой на базе выставочно-музейного комплекса «Нарвский замок» создал радикальное творческое объединение «Тохин», состоявшее из художников Ивангорода и Нарвы. Много сотрудничал с ленинградским Товариществом Экспериментального Изобразительного Искусства. В 1999 году на территории арт‑центра «Пушкинская, 10» основал экспериментальную выставочную площадку «Арт‑Полигон». В 2004 году совместно с Владимиром Козиным выступил сооснователем галереи «Паразит» и создал арт‑школу при Санкт‑Петербургском государственном университете.  Художника не стало в 2016 году.

Работы Никифорова — большие экспрессионистские полотна, часто относят к абстракции. Цвета и линии являются полноценными персонажами с отчетливым характером, а холст деформирован, он перестает быть ровной плоскостью, а идет пузырями и волнами, покрывается коркой. В поздний период художник также создавал фигуративные работы. Также делал «мусорные» инсталляции.

Юрий Никифоров.

«Юрий Никифоров — фигура для российского искусства уникальная. Его называют «последним настоящим оплотом модернизма» или «абстрактным экспрессионистом, положившимся на спонтанность». Ни одно определение, как всегда бывает в случае с незаурядными людьми, не является исчерпывающим. Работая с весьма специфическими материалами (горелые доски, старые матрасы, проволока, окурки, побелка, грязь), Никифоров как будто бы заново изобрел «бедное искусство», — писала о нем искусствовед Анна Матвеева.

2 марта – 25 мая

Подробности

Фото – Пресс-служба галереи 


Обложка: В галерее Марины Гисич покажут «последний настоящий оплот модернизма».

Другие новости раздела

Кино
Премьера
06.10

В прокат вышли «Особенности национальной больницы» по последнему сценарию Александра Рогожкина

Экскурсии
06.10

РОСФОТО отметит юбилей Николая Рериха уникальной экскурсией

Музей
Инклюзия
06.10

Российский этнографический музей проведет «День инклюзии»

Выставки
06.10

Галерея «Петербург» вернулась на берега Невы

Эрмитаж
Выставки
06.10

Эрмитаж выставит уникальный памятник прикладного Средневековья

Смотреть все