Опубликовано: 12 мая 2025 года
В первые послевоенные годы тема Великой Отечественной войны была одной из центральных в академических работах. Дипломанты, вернувшиеся с фронта и из эвакуации, стремились запечатлеть события, участниками которых были они сами, их близкие и учителя. Но уже с конца 1940-х годов в восприятии Великой Отечественной войны смещаются акценты. На смену теме военных подвигов советского народа приходит стремление запечатлеть мирную жизнь, ради возвращения к которой шли на фронт и работали в тылу. Восстановление разрушенных городов, заводские и колхозные будни, семейный быт, портреты героев труда и рядовых тружеников — все это станет сюжетами академического искусства 1950–1960-х годов.
Со второй половины 1960-х снова проявляется интерес к отражению военных событий, художники чаще обращаются к памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1960–1970-е годы под руководством фронтовика Моисеенко будет написано 36 дипломов, посвященных Великой Отечественной войне, среди них «Ленинград. 1942» Васильева и «Победа» Пономаренко.
На выставке представлены работы художников, которые во время войны были на фронте (Моисеенко, Тумаков, Фурманков, Шильников, Эпштейн), студентами в эвакуации в Самарканде (Зеленская, Рудницкая, Титов), детьми в тылу (Васильев, Дорофеев, Карпов, Козлов, Руднев, Трифонов) или еще не родились, знавшие о военных днях по воспоминаниям старшего поколения и своих учителей (Начев, Пономаренко, Сергеева). Вместе с фрагментами фронтовых писем и воспоминаний художников о жизни блокадного Ленинграда (Верейский, Габе, Конашевич, Остроумова-Лебедева, Пахомов, Угаров и др.), перед посетителем возникает «живой» образ героев и событий Великой Отечественной войны.
Подробности
Правообладатель фото: Пресс-служба Музея Академии художеств.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться