Опубликовано: 07 апреля 2025 года
10 апреля в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная традиционным и новаторским направлениям в православном церковном искусстве.
Простота раннего христианства и роскошь Византии, свет Древней Руси и изысканность модерна – экспозиция представит основные тенденции и подходы, характерные для церковного шитья с конца XIX века и до наших дней.
Хоругви, фелони и стихари, вышитые иконы, митры, плащаницы – всего около 50 предметов – представят историю художественных поисков в области церковного облачения. Среди наиболее интересных экспонатов: парчовая фелонь «Митрополит Петр», выполненная в неорусском стиле по проекту Вашкова в начале XX века, историческое и современное исполнение шитой иконы «Спас Нерукотворный» по эскизу Васнецова, стяг-хоругвь из Феодоровского собора Царского Села, современные облачения в аскетичном стиле, новаторские плащаницы «Успение Пресвятой Богородицы» и «Христос во гробе».
Для церковного искусства, начиная со второй половины XIX века, характерно стремление уйти от помпезной роскоши к простоте и строгости Средних веков. На Западе образцом служило искусство готики, в России – художественные памятники Древней Руси. Еще одним стимулом для художественных поисков стали археологические открытия конца XIX века. Для XX века важным новшеством стало появление синтетических материалов и другие технологические изобретения, которые привели к облегчению облачений и упрощению декора.
В России в XX веке развитие церковного искусства было прервано на семьдесят лет. Только в 1980-х годах начинается постепенное возрождение и освоение художественного наследия прошлого. Отечественное церковное искусство XXI века вдохновляется широчайшим спектром направлений: от древнерусского шитья к историзму XIX века; от модерна к народной стихии.
Новый, самобытный взгляд на проектирование церковных облачений характерен для современных петербургских мастерских, произведения которых представлены на выставке.
Первая из них – это мастерская древнерусского лицевого и орнаментального шитья «Покров» при Константино-Еленинском женском монастыре, основанная в 1990 году, которой руководит Вера Казарина, кандидат искусствоведения и член Союза художников России.
Вторая – Студия христианского дизайна, которая существует с 2017 года, руководитель – художник и иконописец Ярослав Стародубцев. Облачения и покровы Студии лишены внешнего украшательства, им свойственны строгость и продуманность декора. Произведения обеих мастерских известны в России и далеко за ее пределами.
Наряду с современными работами будут экспонироваться образцы русского церковного текстиля и вышивки конца XIX – начала XX веков из собрания Музея истории религии, созвучные по стилю и технике исполнения представленным современным работам.
Правообладатель фото: Пресс-служба Государственного музея истории религии.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться