Опубликовано: 02 июня 2025 года
«Имя Гаги Ковенчука ‒ веселое имя. Это художник неунывающий. Массу вещей он начал делать первым: увлекся тем, что сегодня называют медийным искусством ‒ использовал в своих работах кино- и фотоматериалы, искал и находил для этого особую визуальную форму. Я тогда сердился на него: почему не закрепляешь свои находки в декларациях и текстах? Гаге все это было не интересно: вымучивать манифесты, искать цитаты, заниматься public relations.
Всю жизнь ему интересно рисовать, писать маслом, оформлять книги и спектакли (его оформление «Записных книжек» И. Ильфа, как и сценическое решение «Клопа» В. Маяковского сегодня уже можно признать классическими), снимать на видео и путешествовать вместе с женой Жанной.
Путешествовать не просто так, а опять-таки ради бесчисленных рисунков, картин и пленок», - говорит о художнике искусствовед, заведующего отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

«Дар и художественная деятельность Ковенчука отличаются редкой разносторонностью, умной иронией и поразительной изобретательностью. Он пишет большие картины, делает объекты, расписывает даже устричные раковины. Внук знаменитого общественного и художественного деятеля Николая Ивановича Кульбина, много способствовавшего развитию русского авангарда, Ковенчук с младых ногтей ощущал себя внутри передовой культуры XX века.
В шестидесятые он делал многочисленные и действительно очень смешные плакаты для «Боевого карандаша», рисовал, писал, в 1969-1972 годах был главным художником журнала «Аврора». В 1971 году состоялась его первая персональная выставка, закрытая, впрочем, властями через несколько дней «за формализм». Сенсацией стали оформление и иллюстрации пьесы Владимира Маяковского «Клоп», вышедшей в 1974 году отдельной книжкой. Ее справедливо сравнивали с театральной постановкой, а Лиля Брик утверждала, что «под этой книгой подписался бы сам Володя!». Его сатира эстетизирована, однако энергична, насыщена к тому же жесткими и звучными цветовыми пятнами.
Его манера отчетливо современна, но, что совершенно очевидно, укоренена в глубинных слоях классической традиции.
Идея Ковенчука поставить в Париже «Памятник прачке» ‒ персонажу прославленной картины Оноре Домье ‒ у дома великого мастера на набережной Анжу совершенно оригинальна, дерзка и благородна. Современная концепция, чувство истории и понимание того, что созданные классическим искусством герои ‒ участники сегодняшней жизни и сегодняшнего искусства, говорят о Ковенчуке как о действительно современном художнике», - считал искусствовед Михаил Герман.

В шестидесятые он делал многочисленные и действительно очень смешные плакаты для «Боевого карандаша», рисовал, писал, в 1969-1972 годах был главным художником журнала «Аврора». В 1971 году состоялась его первая персональная выставка, закрытая, впрочем, властями через несколько дней «за формализм». Сенсацией стали оформление и иллюстрации пьесы Владимира Маяковского «Клоп», вышедшей в 1974 году отдельной книжкой. Ее справедливо сравнивали с театральной постановкой, а Лиля Брик утверждала, что «под этой книгой подписался бы сам Володя!». Его сатира эстетизирована, однако энергична, насыщена к тому же жесткими и звучными цветовыми пятнами.
Его манера отчетливо современна, но, что совершенно очевидно, укоренена в глубинных слоях классической традиции.
Идея Ковенчука поставить в Париже «Памятник прачке» ‒ персонажу прославленной картины Оноре Домье ‒ у дома великого мастера на набережной Анжу совершенно оригинальна, дерзка и благородна. Современная концепция, чувство истории и понимание того, что созданные классическим искусством герои ‒ участники сегодняшней жизни и сегодняшнего искусства, говорят о Ковенчуке как о действительно современном художнике», - считал искусствовед Михаил Герман.
Гага (Георгий Васильевич) Ковенчук (1933–2015) родился в 1933 году в Ленинграде. Мать, Нина Николаевна работала театральным скульптором и бутафором в театре Акимова, его дедом был художник и теоретик русского авангарда Николай Кульбин.
Учился в ленинградской Средней художественной школе при Академии Художеств, а затем в мастерской А.Ф. Пахомова на графическом факультете в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, защитил диплом серией плакатов. Сразу после окончания института был принят на секцию графики в ЛОССХ. Работал в творческом объединении мастеров плаката «Боевой карандаш», иллюстратором для журналов «Костер», «Нева», «Мурзилка», «Веселые картинки» и др., главным художником в журнале «Аврора» (1969–1972), художником в издательствах «Искусство», «Художник РСФСР», «Детская литература», ИХЛ и др. (1956–1986).
Как книжный художник иллюстрировал произведения писателей Даниила Гранина, Виктора Голявкина, братьев Стругацких, Александра Житинского, Сергея Вольфа, Александра Шалимова, Симона Соловейчика и других. Наиболее известны оформленные им книги «Из записных книжек» Ильи Ильфа и пьеса «Клоп» Маяковского, за которую он был награжден дипломом «Лучшая книга года» (1975).
В 1980-2000-е годы Георгий Васильевич много путешествовал, жил и работал в ряде стран Европы, в США, Японии и Китае, Тунисе. Особое место в его творческом наследии занимают живописные и графические серии работ, созданные в Париже.
Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Государственного музея «Царскосельская коллекция», в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Произведения для выставки предоставил сына художника Алексей Кульбин.
Вернисаж состоится в 18:00. Выставка продлится до 29 июня.
Подробности
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться