В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»
В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»
Анонсы

В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»

Натта Конышева «Парад карнавалов» (2001). Правообладатель: Натта Конышева / пресс-служба Нового музея.

Опубликовано: 09 июня 2025 года

С 14 июня по 31 августа в Новом музее проходит выставка «Репортаж с элементами чудес».

Она приурочена к 90-летию со дня рождения выдающейся московской художницы конца XX – начала XXI веков Натты Конышевой (1935–2022) и к 70-летию народного художника России, академика, профессора Дмитрия Тугаринова.
Притягательное внеканоническое искусство Натты Конышевой получило признание еще при жизни не только в профессиональной среде искусствоведов, коллекционеров, галеристов, но и среди широкого круга зрителей. Она – легенда московской художественной жизни, которая была одной из центральных тем её произведений. В течение своей творческой карьеры художница создала десятки тысяч живописных полотен и километры рисунков. Ее манера письма уникальна, стилистически узнаваема и оказывает непостижимое магнетическое воздействие с первого взгляда. Натта называла свой стиль «репортаж с элементами чудес», реконструируя действительность, синтезируя документальный реализм в гротескный экспрессионизм.

Дружбе Натты Конышевой и Дмитрия Тугаринова много лет. Ментально близкие художники большого масштаба, родившиеся в Москве, выставлялись в одних выставочных пространствах столицы, позировали друг другу, создавая художественные произведения, и много общались на соседних дачах.

Произведения обоих отличаются большой фантазией, ненавязчивой иронией, легким гротеском и любовью к окружающему миру, который они преобразовывали в тот самый репортаж с элементами чудес. 


Все их искусство свободно и открыто жизни, людям, проблемам самого разного характера. Их эксперименты с формой и смыслом отсылают нас к прошлому, отражают настоящее и одновременно смотрят в будущее.
Натта Конышева, «Диснейленд» (Париж, 1999). Правообладатель: Новый музей.
Натта Конышева никогда не расставалась с ручкой, делая свои «графические заметки» всегда и везде: на вечеринках и вернисажах, в парках и на городских ярмарках, в метро и т. д. Натту вдохновляли обычные прохожие. Замирая, она быстро улавливала их характер и фиксировала на бумаге их черты, выводя смелые росчерки на истрепанных листах, которые впоследствии переносила на свои холсты. Вместе с этим художница много путешествовала и объездила полмира в поисках вдохновляющих сюжетов и образов. Но особенный интерес Натты вызывала московская богема. В ее зарисовках чуть ли не половина жителей Москвы. Ее неудержимо влекла неугомонная яркая бурлящая жизнь, как бесконечно меняющийся пестрый калейдоскоп. Конышева также была и мастером бытовой живописи, делала заказные семейные портреты интересных людей в их домашних интерьерах, в театрально-постановочной игровой манере, зачастую используя прием гротескного преувеличения. С присущей эстетикой карикатурности, остроумной иронией и непосредственной фантазией Натта заставляла облачаться в причудливые одежды, найденные где-то на дне их шкафа, дополняла образы множественными деталями, экзотическими аксессуарами и странными элементами, трансформировала и локацию. Конышева обладала даром провидца, не льстила моделям, проницательно «сканировала», выводя наружу сущностные черты человека, его изнанку. Не мудрено, что многие от портретов отказывались. Но их покупали другие, завороженные неповторимым эмоциональным взаимодействием. Всегда казалось, что автора не волнует, что скажут про ее работы, подкупала удивительная художественная независимость и острое чутьё в поиске особых художнических «ходов». Полотна Конышевой – это атмосферные сложносочиненные иллюстрации времени, полуиллюзии, где условная реальность превращается то в иронию, то в юмор, создавая фейерверки выразительных образов, сливающихся в единую фантасмагорическую историю.

Произведения Натты Конышевой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее, в Музее наивного искусства (Ницца, Франция), в Художественном музее (Брянск), в Государственном музее Востока (Москва), в Галерее Грегори (Нью-Йорк, США), в коллекции Рене Герра (Париж, Франция), в коллекции русского и восточно-европейского искусства Kolodzei Art Foundation (Нью-Йорк, США), а также во многих частных коллекциях в России, Бельгии, Франции, Италии, Германии и других стран.


В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»1
В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»2
В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»3

 Правообладатель: Натта Конышева / пресс-служба Нового музея.


Дмитрий Тугаринов – один из самых известных скульпторов России, академик Российской академии художеств, народный художник России, профессор академического художественного института им. В. И. Сурикова, родился 5 февраля 1955 года в Москве. Семейная атмосфера, пропитанная искусством, сыграла важную роль в выборе жизненного пути будущего мастера. Сын и правнук скульпторов, подростком он хотел стать океанологом, но в результате пошел по семейным стопам – сначала в среднюю художественную школу, а затем в институт имени Сурикова, который закончил в 1979 году. Дмитрий Тугаринов как скульптор, педагог и общественный деятель внес значительный вклад в развитие отечественной культуры. Обладатель нескольких премий, в числе которых медаль Московской патриархии «Сергий Радонежский» и медаль Российской академии художеств за участие в создании скульптурного убранства Храма Христа Спасителя.

Творчество скульптора отличается завидным разнообразием, Тугаринов виртуозно работает в разнообразных материалах – гипсе, бронзе, меди, алюминии, фарфоре, дереве. Одной из ключевых тем для художника является обращение к историческим образам, которые трактуются с глубинными размышлениями о сущности жизни. Художник с искрометной фантазией, склонный к ироничному реалистичному нарративу. Его произведения отличает разнообразные по типажам многозначительные образы, всегда острые, порой экстравагантные и очень выразительные.

Произведения Дмитрия Тугаринова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея А. С. Пушкина (Москва), Московского музея современного искусства, в отечественных и зарубежных частных и корпоративных коллекциях. Автор многочисленных монументальных памятников и портретов в России и за рубежом.

На выставке представлены произведения из московских собраний: Сергея Трофименко, Кирилла Гарнисова, Анны Дорофеевой, Елены Комаренко, Татьяны Кроль и Стаси Кроль, Томаса Шмидта, Фёдора Додонова и Хайка Симоняна, Владимира Новикова, Алексея Соколова, Дмитрия Широкова, Марии Мелик-Пашаевой, Михаила Ходырева, Елены Болотских, также фотоархив Бориса Сысоева и видео Томаса Шмидта.


В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»1
В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»2
В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»3
В Новом музее проходит «Репортаж с элементами чудес»4

Правообладатель: Дмитрий Тугаринов / пресс-служба Нового музея.


В рамках выставки состоятся мероприятия:

– лекция куратора Татьяны Кроль «Кураторские практики в выставочной деятельности. Процесс создания экспозиции в контексте исследования творческого метода на примере выдающегося художника конца XX – начала XXI веков Натты Конышевой (1935–2022)»,
– показ документальных фильмов о Нате Конышевой и Дмитрии Тугаринове.

Подробнее.

Другие новости раздела

Выставки
12.06

В Музее артиллерии вспомнят гренадеров Павловского полка

Фестиваль
12.06

Фестиваль Stereoleto отдаст дань Майклу Науменко

Многомерность культуры
Инклюзия
21.05

Афиша на июнь 2025: «Многомерность культуры» приглашает молодежь с инвалидностью на культурные мероприятия

11.06

На выставке «Наш авангард» Русский музей покажет более 400 шедевров

Современное искусство
Концерты
11.06

Краеугольные фигуры авангардной сцены двух столиц выступят в Музее Звука

Смотреть все