В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея
Правообладатель фото: Пресс-служба музея-заповедника «Павловск».
Анонсы

В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея

Опубликовано: 08 апреля 2025 года

В музее-заповеднике «Павловск» в преддверии 80-летия Победы отреставрировали старинный беломраморный пьедестал, пострадавший во время Великой Отечественной войны.

В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея1
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея2
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея3
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея4
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея5
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея6


Вес пьедестала — 675 кг, на свое место — в Белую столовую (при Марии Федоровне с 1816 года здесь находилась Новая гостиная вдовствующей императрицы) — его бережно возвращали с помощью крана-погрузчика. Сверху постамента снова разместили беломраморную вазу, которую также из фрагментов восстановили пару лет назад.
 
Именно тяжесть пьедестала и вазы (ее вес более 120 кг) не позволила эвакуировать эти ценные предметы вглубь страны. Они оставались в оккупации, в 1944 году после освобождения Павловска были обнаружены разбитыми. Все найденные фрагменты, бережно сохраненные в фондах, реставраторы искусно соединили воедино, восполнив утраченные детали. Как утверждает старший научный сотрудник Павловска Ольга Баженова, на 90 процентов это подлинные вещи. В ходе реставрации мастера уточнили важные подробности: как выяснилось, ваза и пьедестал — конструктивно связаны друг с другом, их изначально создавали для совместного экспонирования. Внутри постамента предусмотрено отверстие, которое точно соответствует ножке вазы.
 
Прообраз этого пьедестала — база античного канделябра, оформленная масками баранов и оригинальными барельефами с изображениями путти с листьями аканта. В начале XVI века недалеко от церкви Святой Агнессы вне городских стен Рима были обнаружены фрагменты нескольких таких канделябров. Их реставрировали и разместили в этой церкви. Во второй половине XVIII века на древности снова обратили внимание и решили отреставрировать. Но на родное место вернули лишь один канделябр — второй поступил в собрание семьи Боргезе, а еще четыре, ставшие широко известными, попали в Ватикан, где создавался новый музей Пио-Клементино. В одной из его галерей экспонировались предметы античности. Благодаря размещенным там канделябрам пространство стали называть Галерея Канделябров.
 
Реставрация античных канделябров и их появление в Ватикане привлекли внимание общественности, с предметов стали снимать слепки. Именно тогда — в последней четверти XVIII века — на основе слепка с оригинала был создан пьедестал, который позднее — во время правления Павла I — вошел в убранство Павловского дворца.
 
Изначально базы античных канделябров были декорированы с трех сторон. Итальянский скульптор-копиист оформил и четвертую, скомпилировав мотивы с остальных поверхностей в новую композицию. Такой прием был широко распространен в то время.

Подробности

Правообладатель фото: Пресс-служба музея-заповедника «Павловск».

Другие новости раздела

Выставки
13.06

В Музее артиллерии вспомнят гренадеров Павловского полка

Фестиваль
13.06

Фестиваль Stereoleto отдаст дань Майклу Науменко

Многомерность культуры
Инклюзия
21.05

Афиша на июнь 2025: «Многомерность культуры» приглашает молодежь с инвалидностью на культурные мероприятия

11.06

На выставке «Наш авангард» Русский музей покажет более 400 шедевров

Современное искусство
Концерты
11.06

Краеугольные фигуры авангардной сцены двух столиц выступят в Музее Звука

Смотреть все