В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея
Правообладатель фото: Пресс-служба музея-заповедника «Павловск».
Анонсы

В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея

Опубликовано: 08 апреля 2025 года

В музее-заповеднике «Павловск» в преддверии 80-летия Победы отреставрировали старинный беломраморный пьедестал, пострадавший во время Великой Отечественной войны.

В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея1
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея2
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея3
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея4
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея5
В «Павловске» отреставрировали беломраморный пьедестал из исторической коллекции музея6


Вес пьедестала — 675 кг, на свое место — в Белую столовую (при Марии Федоровне с 1816 года здесь находилась Новая гостиная вдовствующей императрицы) — его бережно возвращали с помощью крана-погрузчика. Сверху постамента снова разместили беломраморную вазу, которую также из фрагментов восстановили пару лет назад.
 
Именно тяжесть пьедестала и вазы (ее вес более 120 кг) не позволила эвакуировать эти ценные предметы вглубь страны. Они оставались в оккупации, в 1944 году после освобождения Павловска были обнаружены разбитыми. Все найденные фрагменты, бережно сохраненные в фондах, реставраторы искусно соединили воедино, восполнив утраченные детали. Как утверждает старший научный сотрудник Павловска Ольга Баженова, на 90 процентов это подлинные вещи. В ходе реставрации мастера уточнили важные подробности: как выяснилось, ваза и пьедестал — конструктивно связаны друг с другом, их изначально создавали для совместного экспонирования. Внутри постамента предусмотрено отверстие, которое точно соответствует ножке вазы.
 
Прообраз этого пьедестала — база античного канделябра, оформленная масками баранов и оригинальными барельефами с изображениями путти с листьями аканта. В начале XVI века недалеко от церкви Святой Агнессы вне городских стен Рима были обнаружены фрагменты нескольких таких канделябров. Их реставрировали и разместили в этой церкви. Во второй половине XVIII века на древности снова обратили внимание и решили отреставрировать. Но на родное место вернули лишь один канделябр — второй поступил в собрание семьи Боргезе, а еще четыре, ставшие широко известными, попали в Ватикан, где создавался новый музей Пио-Клементино. В одной из его галерей экспонировались предметы античности. Благодаря размещенным там канделябрам пространство стали называть Галерея Канделябров.
 
Реставрация античных канделябров и их появление в Ватикане привлекли внимание общественности, с предметов стали снимать слепки. Именно тогда — в последней четверти XVIII века — на основе слепка с оригинала был создан пьедестал, который позднее — во время правления Павла I — вошел в убранство Павловского дворца.
 
Изначально базы античных канделябров были декорированы с трех сторон. Итальянский скульптор-копиист оформил и четвертую, скомпилировав мотивы с остальных поверхностей в новую композицию. Такой прием был широко распространен в то время.

Подробности

Правообладатель фото: Пресс-служба музея-заповедника «Павловск».

Другие новости раздела

Великая Отечественная война
Концерты
17.04

Фабио Мастранджело исполнит «Ленинградскую» симфонию Шостаковича

Конкурс
17.04

Стартовал прием заявок на II Международный конкурс молодых оперных исполнителей имени Фёдора Шаляпина

Выставки
Пресс-конференция
16.04

В медиацентре «Культура Петербурга» поделятся «Витаминами радости»

Зоопарк
16.04

Ленинградский зоопарк объявил День манула!

17.04

В Российском этнографическом музее откроется культурно-патриотический проект «Гусли Победы»

Смотреть все