Опубликовано: 08 апреля 2025 года
Вес пьедестала — 675 кг, на свое место — в Белую столовую (при Марии Федоровне с 1816 года здесь находилась Новая гостиная вдовствующей императрицы) — его бережно возвращали с помощью крана-погрузчика. Сверху постамента снова разместили беломраморную вазу, которую также из фрагментов восстановили пару лет назад.
Именно тяжесть пьедестала и вазы (ее вес более 120 кг) не позволила эвакуировать эти ценные предметы вглубь страны. Они оставались в оккупации, в 1944 году после освобождения Павловска были обнаружены разбитыми. Все найденные фрагменты, бережно сохраненные в фондах, реставраторы искусно соединили воедино, восполнив утраченные детали. Как утверждает старший научный сотрудник Павловска Ольга Баженова, на 90 процентов это подлинные вещи. В ходе реставрации мастера уточнили важные подробности: как выяснилось, ваза и пьедестал — конструктивно связаны друг с другом, их изначально создавали для совместного экспонирования. Внутри постамента предусмотрено отверстие, которое точно соответствует ножке вазы.
Прообраз этого пьедестала — база античного канделябра, оформленная масками баранов и оригинальными барельефами с изображениями путти с листьями аканта. В начале XVI века недалеко от церкви Святой Агнессы вне городских стен Рима были обнаружены фрагменты нескольких таких канделябров. Их реставрировали и разместили в этой церкви. Во второй половине XVIII века на древности снова обратили внимание и решили отреставрировать. Но на родное место вернули лишь один канделябр — второй поступил в собрание семьи Боргезе, а еще четыре, ставшие широко известными, попали в Ватикан, где создавался новый музей Пио-Клементино. В одной из его галерей экспонировались предметы античности. Благодаря размещенным там канделябрам пространство стали называть Галерея Канделябров.
Реставрация античных канделябров и их появление в Ватикане привлекли внимание общественности, с предметов стали снимать слепки. Именно тогда — в последней четверти XVIII века — на основе слепка с оригинала был создан пьедестал, который позднее — во время правления Павла I — вошел в убранство Павловского дворца.
Изначально базы античных канделябров были декорированы с трех сторон. Итальянский скульптор-копиист оформил и четвертую, скомпилировав мотивы с остальных поверхностей в новую композицию. Такой прием был широко распространен в то время.
Подробности
Правообладатель фото: Пресс-служба музея-заповедника «Павловск».
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться