Изображение предоставлено организаторами мероприятия
Анонсы

10 марта 2023 года

В Петербурге пройдут Дни Пионтека



С 10 марта по 13 мая 2023 года в Петербурге пройдут Дни Пионтека.

Георгий Владимирович Пионтек (10 марта 1928 г. − 2 июня 2005 г.) – архитектор, художник, этно-культуролог, настоящий подвижник, посвятивший свою жизнь спасению памятников культуры разных народов, поиску и сохранению уникальных образцов техники, орудий, предметов уходящего быта.

В советские годы усилиями этого человека был спасён от уничтожения дом Достоевского в Кузнечном переулке и разработана концепция Литературно-мемориального музея писателя. Пионтек – автор идеи и участник создания Зелёного пояса Славы Ленинграда, проекта реставрации Нижнего парка в Петергофе (в составе группы авторов), реализованных проектов парка «Дубки» в Сестрорецке, национальных парков-музеев «УМИД» под Шахрисябзом (Узбекистан). «Торум-Маа» под Ханты-Мансийском и др. Однако главным делом жизни Г.В. Пионтека является беспрецедентный по масштабу проект Культурно-просветительского, научно-исследовательского, историко-экологического и учебного центра – национального (международного) Парка-музея «Человек и Среда», который был включён в Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на 1985-2005 г.г., но так и не был воплощён в жизнь.

«Дни Пионтека» инициированы друзьями, последователями и учениками Георгия Владимировича. Они проводятся под эгидой Санкт-Петербургского союза учёных, активным членом которого был Г.В. Пионтек и где в 2005 г. – сразу после кончины Георгия Владимировича, – была создана Группа по сохранению его творческого наследия.

«Дни Пионтека» — это встречи, выставки, дискуссии и творческие вечера, темы которых связаны с широчайшим кругом сфер интересов и творчества Г.В. Пионтека, с осмыслением духовного наследия этого удивительного и самоотверженного человека.





 ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ



10 марта (пятница), 18:00

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)

ОТКРЫТИЕ ДНЕЙ ПИОНТЕКА

Вступительное слово – Вячеслав Константинович Кузнецов, кандидат технических наук, член Правления СПбСУ, руководитель Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека.
Просмотр телефильма «Теория невозможного. Георгий Пионтек». Санкт-Петербургский филиал федерального телеканала «Культура», режиссёр – Анастасия Голец, диктор и ведущий – народный артист РФ Николай Буров. Премьера – январь 2022 г., на федеральном телеканале «Культура», в рамках проекта «Невский ковчег».
Посещение вернисажа «Держаться корней…» (композиционные решения – Владимир Владимирович Уржумцев, директор издательства «Серебряный век», дизайнер): «Порою на пустых брегах…» – выставка пейзажных фотографий, автор – фотохудожник Тимур Владимирович Егоров;
«На голос Родины я вышел…» – выставка избранных пейзажных иллюстраций к проекту Парка-музея «Человек и Среда», автор – архитектор-художник Георгий Владимирович Пионтек.
Обсуждение выставленных работ, ответы организаторов вернисажа на вопросы посетителей.


11 марта (суббота), 18:00

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)

НЕИЗВЕСТНЫЙ ФИЛЬМ ТАРКОВСКОГО О ВЕРЕ-НЕВЕРИИ ДОСТОЕВСКОГО

Встреча с писателем, преподавателем-методистом, исследователем творчества Достоевского Адре Галичаниным.
Автор представит своё исследование кинематографического замысла классика мирового кино Андрея Тарковского о фильме, посвящённом классику мировой литературы Ф.М. Достоевскому. Где задумывавшийся фильм? Бытует мнение, что он не был воплощён. Нет, оказывается, он есть, и в нем затронута спорная тема веры-неверия писателя. «Достоевский не верил в Бога, но хотел. Нечем было верить. А писал о вере», - считал кинорежиссёр.


13 марта (понедельник), 18:00

Библиотека «На Стремянной» (Стремянная ул., 20)

О ПЯТИ ЖЕНЩИНАХ-МАТЕМАТИКАХ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕНИНГРАДОМ И ПОСТРАДАВШИХ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ

Лектор – Владимир Петрович Одинец, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной премии Польши, Премии Правительства Республики Коми, член Санкт-Петербургского союза учёных, член Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека. 
На лекции расскажут о судьбах пяти женщин-математиков, которые пробивали свой путь в науке в очень сложное время первой половины XX века – трое их них погибли во время Великой отечественной войны, а две из них упомянуты А.И. Солженицыным в «Свидетелях ГУЛАГа». У всех были очень разные и сложные судьбы, но, несмотря на это, они смогли добиться признания в научном мире. Речь пойдёт об академиках Лидии Прокофьевой-Михайловской, Ольге Ладыженской, профессоре Надежде Гернет, доцентах Вере Розенсон, Наталии Постоевой, которые жили и работали в Ленинграде.


14 марта (вторник), 18:00

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТЮРЬМЫ. По материалам книги А.Д. Марголиса, 2023 г.

Лектор – Владимир Владимирович Уржумцев, директор и дизайнер издательства «Серебряный век».
Лекция основана на материалах новой книги известного историка и краеведа Александра Давидовича Марголиса – это иллюстрированный справочник, который включает краткие исторические сведения о почти всех тюрьмах Петербурга с начала XVIII века вплоть до наших дней. Первая из них – Каторжный двор, – была устроена в 1706 году, а строительство крупнейшего тюремного изолятора в современной России – Новых Крестов, – завершилось в 2017 году.


16 марта (четверг), 17:30

Центральная районная библиотека им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (г. Пушкин, ул. Малая, 20)

Презентация книги «КОЛПИНО. Архитектурный справочник». Авторы Л. Бурим, Е. Сизенов. 2022 г.

Представляет книгу Галина Фёдоровна Груздева, главный редактор издательства «Серебряный век».
В книге, изданной в год трёхсотлетия города Колпино, представлена градостроительная история этого муниципального образования в составе Санкт-Петербурга. Содержит раздел о застройке поселения, возникшего вместе с Ижорскими заводами, очерки об истории всех колпинских улиц и наиболее примечательных зданий на них, а также заводских строений. В таблицах приведены систематизированные сведения о зданиях. Книга богато иллюстрирована, в т. ч. фотографиями XIX – начала XX века, снабжена картами и разнообразным справочным материалом.


18 марта (суббота), 12:00

Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Белый зал (Литейный пр., 17-19) 

ПРИРОДНЫЕ И ЭТНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ СТИЛЕВОГО СВОЕОБРАЗИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Лектор – Игорь Владимирович Мациевский, композитор, органолог, этномузыколог, доктор искусствоведения, профессор, зав. Сектором инструментоведения Российского Института истории искусств, академик Российской Академии естественных наук (РАЕН) и Международной Академии информатизации (МАИ) ООН, член Международного Совета традиционной музыки (ICTM), Союзов композиторов РФ и Украины, заслуженный деятель искусств Украины и Польши, Председатель Программного Совета. Исследовательского Центра духовной и народной музыки Средне-Восточной Европы, член СПбСУ, Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека.
Стилевое своеобразие традиционной инструментальной музыки и музыкального инструментария славянских народов обусловлено целым рядом как природных (физических), так и этно-исторических факторов её становления, эволюции и исторического развития. Среди первых – 1) бинауральность слуха (возможность определять направление на источник звука) и разновысотные уровни резонирования как в окружающем пространстве, так и в организме человека; 2) сочетание разных пространственных зон становления и восприятия звука в различных природных, временных и функциональных сферах её традиционного бытования (горные и долинные территории; 3) охотничье и пастушеское хозяйство и т.д.; г) производственная, бытовая и обрядовая сферы применения; г) формы богослужения в различных конфессиях. Среди вторых – 1) исторические пути развития этнографических групп и народов; 2) миграции и движения определённых племён и этногрупп; 3) формирование и сохранение этноисторических субстратов в традиционной культуре и 4) взаимопроникновения различных художественных явлений в процессе исторического взаимодействия народов и культур и д) их отражение в сфере искусства. В центре внимания доклада – прежде всего восточнославянские культуры; при этом учтены будут также явления искусства южных и западных славян.


18 марта (суббота), 14:00

Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Белый зал (Литейный пр., 17-19)

ПОЛЬСКАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРАМА «ТRZY KRÓLA» («ТРИ КОРОЛЯ») В ВОСПОМИНАНИЯХ ЖИТЕЛЕЙ ЛИДСКОГО РАЙОНА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ БЕЛАРУСИ

Лектор – Галина Валентиновна Тавлай — музыковед, этноискусствовед, кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Сектора фольклора Российского Института истории искусств, региональный и национальный представитель Международного Совета традиционной музыки (ICTM), председатель Фольклорной комиссии Союза композиторов Республики Беларусь, член СПбСУ.
Народная рождественская драма о царе Ироде в своём музыкально-песенном воплощении в польской языковой интерпретации – явление редкое и удивительное. Прежде всего  современника поражает факт памяти носительницы традиции, которая, будучи ребёнком, запомнила во всех подробностях соответствующие поющиеся традиционные тексты и театральные действия в исполнении странствующих по окрестным сёлам в рождественский канон актёрских трупп. Стилистика подобных ранних, городских по своим истокам, музыкальных паратеатральных действ донесла до наших дней дух и форму одного из главных событий Христианской истории.


18 марта (суббота), 15:00

Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Белый зал (Литейный пр., 17-19)

БРИФИНГ «ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ»

Моноспектакль в 2-х действиях. Актриса – Елена Виноградова, член Группы СПбСУ по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека.
Сценарий основан на записках жены поэта Александра Блока Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок «И были и небылицы о Блоке и о себе». Дочь Менделеева выбирает мужественный, фаустовский путь беспощадности в правде. Воспоминания современников, стихи Блока, отрывки из писем, статьи Любови Дмитриевны «Урок Вагановой» и другие документы подкрепляют её интимно-психологическую исповедь. В ходе брифинга героиня даёт ответы на вопросы, которые занимали умы её современников, блоковедов советского времени, да и сегодня не оставляют равнодушными тех, кого интересует как культура Серебряного века, так и история нашей отчизны в целом.


20 марта (понедельник), 18:30

Библиотека им. А.С. Грибоедова (Садовая ул., 33)

КАК СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПЕРВЫХ СТРОИТЕЛЯХ ПЕТЕРБУРГА? На материалах археологических раскопок и деятельности движения «Общественный сад»

Лектор – Сергей Георгиевич Васильев, заместитель председателя общества защиты памятников «Старый Петербург», член Группы СПбСУ по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека.
Когда-то на месте сквера на Петроградской стороне, на углу Кронверкской и Сытнинской улиц, была лютеранская церковь, разобранная в блокаду на дрова. В 2014 году после сноса аварийных зданий археологи обнаружили крупнейшее захоронение первых строителей города. После окончания раскопок на этом месте успел вырасти разнотравный луг с десятками видов трав, в том числе редких для центра Петербурга. С 2020 г. градо- и экозащитное движение «Общественный сад» ухаживает за участком, проводит лекции, праздники, убирает территорию, сажает растения. Горожане добиваются превращения пустыря с разнотравьем в мемориальный сквер.


25 марта (суббота), 14:30

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Театральный зал (Кузнечный пер., 5/2)

КИМОНО: ОДЕЖДА, ДВИЖЕНИЕ, ТАНЕЦ

Ведущая – Милена-София Тыренко, руководитель ансамбля танцев «Кватроченто «Stella».
Участвует коллектив традиционного японского танца стиля Нихон буё «Серебряный Веер» Во все времена одежда диктовала движения танца. Особенности японского кимоно – знаменитого типа японской одежды, – и дали специфику движениям японского танца. Наша программа, наряду с рассказом о японском кимоно, включает и мастер-класс по японскому традиционному танцу стиля Нихон буё, с демонстрационным облачением желающих в кимоно. Техника Нихон буё объединяет в себе два жанра танца: пляски, выросшие из сценических представлений Кабуки, и медленные и плавные танцы, появившиеся из представлений Но, исполняемых в закрытых помещениях. Танцы этого стиля состоит из принятия множества заранее известных поз, без резких движений, и исполняются с различными аксессуарами, но чаще всего — с веером. В течение мастер-класса будут показаны: основные позиции ног, танцевальные позировки, правила обращения с японским веером. Будет разучен небольшой фрагмент танца «Сакура». В середине мастер-класса – перерыв 10 мин. Во время перерыва и в финале мероприятия участниками танцевального коллектива «Серебряный веер» будут показаны традиционные японские танцы с веерами. По желанию присутствующих может быть проведена фотосессия с японскими аксессуарами.

ВАЖНО! Вход в театральный зал во время мероприятия разрешён только в сменной обуви, бахилы не допускаются. Принимающие участие в демонстрационном облачении в кимоно и танцевальном мастер-классе должны быть в носках.


 29 марта (среда), 17:30

Центральная районная библиотека им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (г. Пушкин, ул. Малая, 20)

Презентация книги «МОСТЫ И ПЕРЕПРАВЫ НА ВЕРХНЕЙ НЕВЕ». Автор Г.Г. Родигина, 2022 г.

Представляет книгу Галина Фёдоровна Груздева, главный редактор издательства «Серебряный век».
Книга создаёт полноценную историческую картину возведения мостов в верхнем течении Невы (от Ладожского озера до границы Санкт-Петербурга), где расположены Кузьминский железнодорожный и Ладожский автомобильный мосты – важнейшие транспортные магистрали современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Большое внимание уделено событиям осени 1941 года – взрыв железнодорожного моста, наведение переправ (понтонных и ледовых), решение вопросов обеспечения десантов. Именно здесь в ходе наступательной операции «Искра» 12–30 января 1943 года состоялся прорыв блокады Ленинграда.


31 марта (четверг), 18:00

Центр музыкальной культуры «Чайковский» (наб. Кутузова, 14)

ЛЕКЦИЯ-ЭКСКУРСИЯ ПО ВЫСТАВКЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН ЭПОХИ»

Ведущая – Дарья Владимировна Осинская, заместитель главного редактора газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы», член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Выставка «Музыкальный лексикон эпохи» рассказывает историю ленинградской-петербургской музыки ХХ века: от джаза 1930-х, мелодий военного времени до песен второй половины столетия. Музыкальная история страны рассматривается через вехи жизни одного коллектива — Эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения им. В. Соловьёва-Седого. Музыку в исполнении этого оркестра слышали несколько поколений: он звучал в эфире Ленинградского радио и телевидения, участвовал в концертах на городских площадках, записывал, говоря современным языком, саундтреки к фильмам. Но не многие знают, что оркестр прошёл путь от джазового коллектива до симфонического оркестра, в репертуаре которого главными были произведения ленинградских композиторов. И именно поэтому творчество оркестра можно назвать «музыкальным лексиконом эпохи».


1 апреля (суббота), 13:00

Библиотека им. А.С. Грибоедова (Садовая ул., 33)

МОСТОВЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПОЧЕМУ ИХ ВАЖНО ИЗУЧАТЬ СЕГОДНЯ

Лекторы – Дмитрий Баранов, ведущий транспортный инженер компании OTS Lab, эксперт Института дизайна и урбанистики университета ИТМО, Ирина Павлова, ландшафтный дизайнер, соавтор и организатор образовательного проекта «Создай свой сад», Марина Зубкова, историк, исследователь Петербурга.
Историческое мощение — одна из самых «неуловимых» для изучения архитектурных деталей. В силу своей утилитарной функции дорожные одежды не воспринимаются как ценные объекты, нуждающиеся в сохранении, а потому демонтируются, закатываются в асфальт, исчезают из учёта предметов охраны. Какие инструменты есть у исследователя в этих условиях? Своим опытом изучения исторического мощения, а также выводами, полезными для исследователей и горожан, поделятся наши докладчики. Мы узнаем: 1) какие типы мощения существовали в Петербурге; 2) что представляли собой исторические дороги и тротуары; 3) как выглядели утраченные на данный момент типы покрытий; 4) где в городе можно найти аутентичные мостовые; 5) почему тип мощения может изменить облик здания.


3 апреля (понедельник), 18:30

Библиотека им. А.С. Грибоедова (Садовая ул., 33)

СЦЕНКИ ИЗ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЖИЗНИ В РИСУНКАХ ХУДОЖНИКОВ «НИВЫ» И «ВСЕМИРНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ». Семидесятые – девяностые годы XIX века

Лектор – Елена Михайловна Травина, кандидат философских наук, координатор исследовательской группы «Старые дачи», член СПбСУ.
Бесценные сведения о жизни старого Петербурга рассыпаны по мемуарам. На слуху и «Милый старый Петербург» П.А. Пискарёва, и «Книга жизни» П.П. Гнедича, и «Записки очевидцев» Д.А. Засосова и В.И. Пызина, воспоминания А.Н. Бенуа и М.В. Добужинского. Изданные в 2005 г. воспоминания М.А. Григорьева были прекрасно иллюстрированы архивными фотографиями. А мы поговорим об эпохе «дофотографической», когда жизнь города запечатлевали художники и отдавали свои рисунки в иллюстрированные журналы. К ним редактор уже подбирал тексты, чтобы все на просторах Российской империи понимали, что изображено на рисунке. Особенно важно это для историков и краеведов сейчас – ведь Петербург таит столько тайн и загадок. И надо сделать всё, чтобы нить времён не разорвалась, чтобы мы понимали свой город и разговаривали с ним на одном языке.


4 апреля (вторник), 18:30

Библиотека «Измайловская» (Измайловский пр., 18)

ВОКРУГ СЫТНОГО РЫНКА

Лекторы – Алексей Дмитриевич Ерофеев, краевед, член Топонимической̆ комиссии Санкт-Петербурга, лауреат Анциферовской премии, член Группы СПбСУ по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека, Сергей Георгиевич Васильев, заместитель председателя общества защиты памятников «Старый Петербург», член Группы СПбСУ по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека.
Лекция посвящена небольшим улицам, расположенным вблизи Сытного рынка. Названия напоминают о военной истории этой части города, о первопоселенцах и о деятелях революционной России.


6 апреля (четверг), 18:30

Библиотека им. А.С. Грибоедова (Садовая ул., 33)

ЧЕГО ТЫ СТОИШЬ?

Лектор – Андрей Николаевич Якимов, антрополог, этнограф, эксперт по работе с этническими меньшинствами и трудовыми мигрантами, координатор проектов Благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов («ПСП-фонд»), член правления СПбРОО «Дети Петербурга».
Это интерактивная лекция-погружение с элементами дискуссии и ролевой игры, посвящённое социально-правовым и экономическим реалиям России времён расцвета крепостного права и основанное на реальных событиях. Вы сначала окажетесь в роли внешних экспертов, которым предлагается оценить правовое и социально-экономическое положение крепостного крестьянства, а затем - в положении крепостных крестьян одного разорившегося помещика из Нечерноземья, описываемых с целью выкупа в казну в далёком 1782 году. Изживание крепостничества составило главную задачу русской общественно-политической жизни 18-19 столетий, а преодоление оставленной им травмы, по мнению многих, вряд ли завершилось и до сих пор. Сегодня скудные школьные уроки и скучные вузовские пары лишь вскользь напоминают нам о правилах, определявших жизни десятков миллионов людей, будто бы возлагая основное бремя исторической памяти на русскую классическую литературу – возможно для того, чтобы сберечь молодые умы от застарелых кошмаров? Не обесценивает ли такое профилактическое забвение саму память о наших предках, переживших крепостничество? Они сумели сохранить себя и дать жизнь будущему - давайте попробуем наконец понять, чего им это стоило и какую цену пришлось за это заплатить.


7 апреля (пятница), 18:30

Библиотека «Екатерингофская» (ул. Циолковского, 7)

ПРОСТРАНСТВЕННО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНСАМБЛЯ НЕВСКОЙ ГУБЫ — ОХРАНА И ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Лектор – Дмитрий Анатольевич Шатилов, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств им. И.Е. Репина, член Группы СПбСУ по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека.
Невская губа («Маркизова лужа») – культурно-исторический феномен, постепенно раскрывающий свои истоки и потенциал развития. На протяжении трёх веков в пластической реализации барочных идей формирования Петровской акватории и молодой столицы, отмеченных ещё Петром Великим, Феофаном Прокоповичем и Бурхардом Кристофом фон Минихом, обретаются новые смыслы и образы. Их раскрытие позволяет найти критерии охраны и оценки предложений по развитию ансамбля. Индустриальный и постиндустриальные кризисы эволюции природного и городского ландшафта Невской губы связаны с переходом от фронтального к панорамному представлению фасада Санкт-Петербурга и развитием сценарного проектирования.


10 апреля (понедельник), 19:00

Центр искусства и музыки ЦГПБ им. В.В. Маяковского МАН РЭЙ (Невский пр., 20)

ВОЛШЕБСТВО СВЕТОПИСИ

Лектор - Андрей Петрович Дьяченко, искусствовед, член Международной Ассоциации искусствоведов (AIC) и Общества братьев Чапек, член СПбСУ.
Лекция о творчестве выдающегося американского и французского фотографа и художника Ман Рэя (1890 — 1976), внёсшего большой вклад в фотоискусство, живопись и декоративно-прикладное искусство ХХ века. Ман Рэй вызывал восхищение у многих деятелей культуры ХХ столетия, среди которых часто называют имя кинорежиссёра С.М. Эйзенштейна. Будут показаны малоизвестные произведения художника и проанализированы алгоритмы и социально-философские матрицы его творчества.


14 апреля (пятница), 18:00

Библиотека «Старая Коломна» (пр. Римского-Корсакова, 16/2)

ЦАРЕВНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА. ВЗГЛЯД ИЗ 21 ВЕКА

Лектор – Галина Фёдоровна Груздева, главный редактор издательства «Серебряный век».
Царевна Наталья Алексеевна, любимая сестра Петра I, впервые побывала в Петербурге в 1708 году, а с 1714-го поселилась в своём дворце на набережной Невы. Представительница царского двора, воспитанная в строгих канонах теремных царевен, поддерживала брата в его начинаниях, стала «наследницей» царя Алексея Михайловича в деле содержания театра, для которого сама писала пьесы. Будучи по статусу не первой, она фактически руководила царским двором, в котором были и старшие сестры, и царицы — вдовы умерших старших братьев Федора Алексеевича и Ивана Алексеевича.


15 апреля (суббота), 15:00

Библиотека «Измайловская» (Измайловский пр., 18)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Лектор – Андрей Михайлович Буровский, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, писатель, член СПбСУ, Профессорского собрания Санкт-Петербурга, Союза писателей.
Что Санкт-Петербург исключителен и уникален, знают все, но никто не знает, почему. Петербуржцы даже немного гордятся непостижимостью города. Лекция посвящена обсуждению Санкт-Петербурга как особого городского урочища. Уникальное расположение Города в географическом пространстве, на физико-географических и этнокультурных границах сделало его месторазвитием – то есть местом, в котором все природные и социальные процессы идут ускоренно. Возможно, это и объясняет, почему в Петербурге всё время происходит что-то новое…


17 апреля (понедельник), 19:00

Центр искусства и музыки ЦГПБ им. В.В. Маяковского (Невский пр., 20)

РАСШИФРОВАННАЯ КРАСОТА. ТВОРЧЕСТВО ФИНСКОГО ЖИВОПИСЦА АЛЬБЕРТА ЭДЕЛЬФЕЛЬТА

Лектор – Андрей Петрович Дьяченко, искусствовед, член Международной Ассоциации искусствоведов (AIC) и Общества братьев Чапек, член СПбСУ.
Лекция посвящена творчеству выдающегося финского живописца Альберта Эдельфельта (1854-1905). Будучи сторонником академической манеры, Эдельфельт всегда с большим уважением относился к русским живописцам-реалистам, дружил с И.Е. Репиным. Именно Эдельфельт организовал приезд в Петербург знаменитого шведского художника Андерса Цорна. Он также создал несколько запоминающихся портретов русских дворян. Он был единственным финским живописцем, которому в СССР была посвящена отдельная монография.


19 апреля (среда), 19:00

Невский пр., 20. Центр искусства и музыки ЦГПБ им. В.В. Маяковского

Цикл «КАК ГОВОРЯТ КАРТИНЫ». 2023 г. 1-я встреча-беседа.

Ведущий – Николай Борисович Покровский, председатель Редакционной коллегии научно-аналитического журнала «Личность и Культура», руководитель Группы социально-экономического проектирования СПбСУ, член Координационного совета и Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека СПбСУ.
Серия вечеров-встреч «Как говорят» картины пройдет в новом формате. Ранее рассказ шел о выразительных средствах изобразительного искусства. Согласно методу пластического анализа, рассматривали композицию картины, её формат и колорит, пластику форм. Как показала практика, это позволяло слушателям самим раскрывать для себя содержание картины, её смысл. После такой, вполне продолжительной практики, есть возможность обратиться к тому, какую пользу лично для себя может почерпнуть зритель из содержания картины. Это – особая тема, которая позволяет показать ценность общения с картинами для ориентации человека на ценности жизни вообще. Ведь именно ценности приносят успех и благополучие. На нашей встрече мы рассмотрим работы ряда художников прошлой и настоящей эпохи. Будет сделана попытка показать, каких результатов в познании нашего мира, иногда неожиданных, могут достигать наука и искусство. Например, с точки зрения науки – какую системную функцию выполняют падшие ангелы в Небесном царстве? А из области искусства рассмотрим взгляд Адама на наш мир.


20 апреля (четверг), 18:00

Библиотека «На Стремянной» (Стремянная ул., 20)

СОВРЕМЕННОЕ РАБСТВО И БОРЬБА С НИМ

Лектор – Андрей Николаевич Якимов, антрополог, этнограф, эксперт по работе с этническими меньшинствами и трудовыми мигрантами, координатор проектов. Благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов («ПСП-фонд»), член правления СПбРОО «Дети Петербурга». Когда заходит речь о рабстве, как правило, в сознании современника возникают образы невольников в кандалах или античных гладиаторов, или иные иллюстрации этого мрачного наследия темных веков прошлого. Тем не менее, по оценкам специалистов на начало 2020-х годов в мире около 50 млн человек находятся в рабском положении. Современное рабство - многолико: от классического невольничества до рутинных форм эксплуатации в теневом секторе экономики, от трансграничной торговли людьми до принудительных браков. К сожалению, это мировое зло касается и нашей страны. На нашей лекции мы поговорим о феномене рабства и его современном состоянии, о современных формах рабства в мире, в России и в Петербурге, и о том, кто и как сегодня противостоит им. Автор лекции относит себя к тем, кто активно помогает освобождать людей из рабства.


21 апреля (пятница), 18:00

Библиотека «Старая Коломна» (пр. Римского-Корсакова, 16/2)

ГАТЧИНА – МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Лектор – Тамара Витальевна Турапина, председатель Гатчинского районного отделения ВООПИиК. Область интересов: архитектура, урбанистика, сохранение культурного наследия.
Что общего у города и музея? Может ли современный город, в котором живут и работают люди, быть музеем? Как можно применить идеи Г.В. Пионтека в городе XXI-го века? Кому нужны старинные «развалюхи»? Какая окружающая среда нужна городскому жителю в современном мире? Свои ответы на эти вопросы даст автор лекции, свой рассказ она проиллюстрирует многочисленными фотографиями, схемами и материалами проектов.


22 апреля (суббота), 15:00

Библиотека «Измайловская» (Измайловский пр., 18)

МИФЫ ВЕЛИКОГО ГОРОДА

Лектор – Андрей Михайлович Буровский, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, писатель, член СПбСУ, Профессорского собрания Санкт-Петербурга, Союза писателей.
Санкт-Петербург с его прекрасным климатом вошёл в историю как страшное, гиблое место. Почему удобный для жизни, уютный город ославлен «холодным», «казённым» и «мрачным»? Почему само существование «противоестественного» города объявляют нарушением законов истории и природы? Несомненно, за мифами неизбежной гибели, невыносимых условий жизни, катастрофических наводнений, потусторонних явлений скрываются какие-то феномены культуры. Почему же Петербург превратился в самый «сказочный», самый «мифологичный» город России, а, быть может, и Европы? Разве что Лондон может с ним сравниться, и то слабо…


24 апреля (понедельник), 19:00

Центр искусства и музыки ЦГПБ им. В.В. Маяковского (Невский пр., 20

Цикл «КАК ГОВОРЯТ КАРТИНЫ». 2023 г. 2-я встреча-беседа

Ведущий – Николай Борисович Покровский, председатель Редакционной коллегии научно-аналитического журнала «Личность и Культура», руководитель Группы социально-экономического проектирования СПбСУ, член Координационного совета и Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека СПбСУ.
Изобразительное искусство – величайшая ценность человечества во всех эпохах его развития. Ранее говорилось о человеке, стоящем перед картиной, а теперь  о человеке, от картины отошедшем. Мы напомним, что происходит с нашим сознанием, когда мы смотрим на картины и как важно увидеть внутреннее состояние художника, в котором он творит – это позволит лучше понять смысл и результаты его творчества. Так, ряд картин позволяет взглянуть на черты реальности, которые искусство фиксирует, а в жизни они не видны и упускаются нами. А всё вместе позволит нам увидеть важную особенность современной цивилизации, которую необходимо принимать во внимание, когда мы смотрим на произведения изобразительного искусства нашей эпохи. Очень много произошло перемен в жизни человечества, чтобы не отразиться на его культуре, которая есть система знаний, ценностей и регулятивов. Что-то покинуло искусство, что-то получило развитие так, что можно ожидать через несколько поколений столь же нового, как видим сегодня.


25 апреля (вторник), 18:00

Библиотека «На Стремянной» (Стремянная ул., 20)

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ ПЕРЕИМЕНОВАНИЙ 1923 г. В ПЕТРОГРАДЕ

Лектор – Алексей Дмитриевич Ерофеев, краевед, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, лауреат Анциферовской премии, член Группы СПбСУ по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека.
Лекция посвящена личностям, имена которых появились в городской инфраструктуре Петрограда в 1923 г., и названиях, стёртых этим массовым переименованием. Обсуждаются проблемы идеологической окраски просвещения народа.


26 апреля (среда), 27 апреля (четверг), 18:00

Литературный салон «АРТСТАНДАРТ» (ул. Казанская, 7, корп. В, вход с Казанской ул. под арку «Злата Прага», налево во 2-ю арку, 2 этаж, офис 208)

ОНЕГИНСКИЕ ВЕЧЕРА

Читает Пушкина актриса Елена Виноградова, играет Чайковского Анастасия Мазанкина.
«Евгений Онегин» - наследие не только русской, но и мировой культуры, оставленное нам в двух жанрах двумя гениями – роман в стихах А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского. Александр Сергеевич писал роман «7 лет, 4 месяца и 17 дней». К своему «Евгению Онегину» Пётр Ильич тоже шёл многие годы, хотя и написал оперу практически за год, очарованный романом Пушкина и его героями. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её» – признавался Чайковский, который выпустил ноты своих лирических сцен для домашнего музицирования, прежде чем отдать на большую сцену. Пушкин издавал «Евгения Онегина» отдельными главами. Вот так и мы хотим знакомить зрителей с дорогим нашему сердцу романом.

26 апреля – вечер первый, две песни: I. Хандра и II. Поэт.

27 апреля – вечер второй, две песни: III. Барышня и IV. Деревня
Напомним, что трактовка Чайковского несколько отличается от пушкинских образов.

И.С. Тургенев: «Для меня, например, Ленский у Чайковского как будто вырос, стал чем-то бóльшим, нежели у Пушкина».
М.С. Казиник, искусствовед и музыкант, один из самых эрудированных людей уже нашего времени: «Думаю, в этой опере идёт дуэль Чайковского с Пушкиным. Всё, что Пушкин делает и воспринимает как юмор, иронию, сарказм, гротеск — для Чайковского серьёзно».

Между исполнением песен каждый вечер предполагается небольшой перерыв. По окончании представления, за чаепитием можно будет обменяться впечатлениями. К слову: приходить со своими любимыми напитками и угощениями – прекрасная идея и замечательная традиция литературного салона «Артстандарт».


29 апреля (суббота), 15:00

Библиотека «На Стремянной» (Стремянная ул., 20)

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЕНОМА

Лектор — Алсу Фаритовна Сайфитдинова, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и физиологии человека и животных РГПУ им. А.И. Герцена, заместитель заведующего лабораторией вспомогательных репродуктивных технологий Международного центра репродуктивной медицины, сопредседатель Координационного совета СПбСУ.
Понятие «геном» вошло в жизнь обывателей с лёгкой руки законодателей и введению наказания за некорректное использование геномной информации в числе других видов персональной информации. В лекции в доступной форме будет объяснена суть этого понятия, особенности информации, заключённой в геноме, а также современные представления о константности генома и основные правила защиты этого вида персональной информации.


4 мая (четверг), 18:30

Библиотека «Екатерингофская» (ул. Циолковского, 7)

ЛЕСОПОЛОСЫ В СТЕПИ: ОБЪЕКТЫ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, ПОЛИТИКИ И ВОЙНЫ. Встреча-беседа

Ведущий – Борис Константинович Ганнибал, кандидат биологических наук, аридный геоботаник, редактор журнала «Растительность России», член Правления СПбСУ, член Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека.
Лесонасаждения в аридных климатических условиях являются давней мечтой, а в последнюю сотню лет и конкретной задачей во многих странах, где засуха представляет проблему национального масштаба. Ещё в начале 20 века в России начались экспериментальные работы по внедрению устойчивых древесных пород в степную и полупустынную зоны. Высокую эффективность для развития сельского хозяйства показал такой тип насаждений как лесополосы. Интересна как научная подоплёка их создания, так и история широкого внедрения данной методики в практику хозяйства в южных районах СССР. Искусственные лесонасаждения такого типа являются местообитанием множества видов животных и, кроме прочего, надёжным укрытием для человека, в том числе при ведении военных действий как в прошлом, так и в настоящем.


13 мая (суббота), 16:00

Библиотека «Семёновская» (Московский пр., 50/42)

САМОЕ ГЛАВНОЕ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ. Часть 2

Лектор – Елена Михайловна Плюснина, кандидат педагогических наук, член Российского психологического общества, эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга, заведующая лабораторией технологий обучения начальной грамотности Национального Гуманитарного Университета России, член СПбСУ.
Автор подробно расскажет, каким должно быть развивающее обучение в процессе формирования осмысленного чтения и грамотного письма. Основной акцент будет сделан на том, как развивать письменную речь, какими методиками лучше пользоваться, какие существуют на сегодняшний день дидактические ошибки, от которых надо непременно избавляться.



Организаторы и кураторы «Дней Пионтека»

Вячеслав Константинович Кузнецов, член Правления Санкт-Петербургского союза учёных, руководитель Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека, кандидат технических наук, 931-314-86-26, 911-925-08-63, nordpark@mail.ru

Наталья Владимировна Шварц, член Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, 951-675-60-79, nshwartz@list.ru

Алина Николаевна Тулякова, член СПбСУ, член Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека, председатель Санкт-Петербургского фехтовального клуба, 911-267-39-98, alonso.spb@gmail.com

Изображение предоставлено организаторами мероприятия

Другие новости раздела

Фестиваль
Многомерность культуры
19.05

В Петербурге шагнут навстречу детям с ограниченными возможностями

19.05

«Новая Голландия» объявила программу «Летнего театра»

Выставки
Театр
17.05

В Шереметевском дворце посвятят выставку театру Льва Додина

18.05

День поселка в Комарово отпразднуют в стиле 60-х

18.05

Весенний праздник фонтанов в Петергофе посвятят 300-летию университета

Смотреть все