Обложка: В РОСФОТО объяснят, зачем нам два глаза
Анонсы

17 ноября 2023 года

В РОСФОТО объяснят, зачем нам два глаза

Выставка «Зачем нам два глаза?» представляет профессиональную и любительскую стереофотографию XIX–XX веков - с 1870 по 1930 год. На экспозиции можно увидеть оригиналы и увеличенные копии, кроме того, большую часть изображений можно посмотреть через стереоскоп.

Фотограф Иван Руковичников с детьми Анатолием, Людмилой и Евгением Рукавичников И.Я., Российская империя, 1908
Название выставки повторяет слоган с плаката о стереофотографии 1920 года «Зачем нам два глаза?» (в оригинале — Why do we have two eyes?). Разговор про стереоизображения — это одновременно разговор об анатомическом устройстве зрения, поскольку, задаваясь вопросом, как это работает, мы спрашиваем себя о том, как мы видим в принципе. Поэтому в экспозиции три основных мотива: физиологические свойства зрения, массовая культура и любительская фотография.

Лыжники Неизвестный автор, Финляндия, начало 1910-х 

Стереофотография способна создавать иллюзию объема и глубины пространства. Основой для этого эффекта послужил феномен бинокулярного зрения человека. Чтобы получить объемную картинку, необходимо было создать два изображения – для левого и правого глаза. Для этого снимали не одну, а сразу две фотографии на небольшом расстоянии друг от друга.

Сцена из оперы «Лесная лань» Коньяра. Неизвестный автор, 1870-е. Издательство Адольфа Блока, Париж (Франция)

Вызываемая стереофотографиями иллюзия объема связана с эффектом присутствия в другом пространстве: зритель оказывается в далеких странах или за обедом в гостиной чужого дома. Это «перемещение» было особенно удивительно для современников первых стереоизображений в конце XIX — начале XX века. До изобретения «синематографа», когда дальние путешествия могли себе позволить очень немногие, стереофотография являлась важным источником впечатлений и знаний о мире и пользовалась большой популярностью.

Музыкальный дуэт. Из архива семьи Левиных-Радловых. Неизвестный автор, Российская империя, 1910-е

Интерес публики предопределил коммерческий успех технологии на рынке: тиражные стереофотографии стали быстро распространяться повсюду, становясь «телевизором XIX века» — явлением массовой культуры. Одновременно популярность повлияла на сюжеты и визуальный канон стереофотографии — это привлекательное изображение с любопытной историей или серия на актуальную тему. Среди тематических коллекций можно найти видовые съемки, постановочные жанровые сцены, эротику и, например, зарисовки Русско-японской войны.

Половодье. Из архива семьи Левиных-Радловых. Неизвестный автор, Российская империя, 23.03.1915

Они практически не отличаются от любительской фотографии этого времени, поскольку внимание автора фокусируется на запечатлении членов семьи для истории вместо разработки нового визуального языка и творческих экспериментов. Тем не менее, среди любительской стереофотографии есть немало интересных примеров, обладающих несомненной художественной ценностью, к тому же, в отличие от тиражных изображений, они часто существуют в единственном экземпляре.

17 ноября - 14 января

Подробности

Фото – Пресс-служба РОСФОТО

Обложка: В РОСФОТО объяснят, зачем нам два глаза

Другие новости раздела

Фестиваль
Многомерность культуры
18.05

В Петербурге шагнут навстречу детям с ограниченными возможностями

18.05

День поселка в Комарово отпразднуют в стиле 60-х

18.05

«Новая Голландия» объявила программу «Летнего театра»

18.05

Весенний праздник фонтанов в Петергофе посвятят 300-летию университета

Фестиваль
18.05

Фестиваль «Краски детства» откроет необычные подходы к искусству

Смотреть все