Опубликовано: 04 ноября 2024 года
Итальянское слово disegno переводится как «рисунок». Однако для теоретиков эпохи Возрождения оно означало большее – выраженную в рисунке общую идею, суть произведения искусства, живописного, скульптурного или архитектурного. Гравюры в то время нередко называли disegni stampati – «напечатанные рисунки». С одной стороны, это говорило о репродукционной функции, с другой, свидетельствовало о признании способности гравюры быть носителем основного художественного смысла – наравне с рисунками или даже выше их, ведь «напечатанными» становились лишь лучшие, отобранные из общей массы композиции.
На выставке представлено около 150 листов. Среди них выполненные на драгоценном пергаменте миниатюры конца XIV века и беглые наброски с натуры мастеров маньеризма; монументальные цветные ксилографии в технике кьяроскуро и строгие резцовые гравюры; не разгаданные до сих пор аллегории и проникнутые благочестивым чувством религиозные образы. Выставлены собственноручные работы Андреа Мантеньи, Филиппино Липпи, Джулио Романо, Маркантонио Раймонди, Франческо Пармиджанино, Баччо Бандинелли, Джованни Беллини, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто. Многие произведения получили новые атрибуции, несколько десятков экспонатов впервые демонстрируются публике.
Искусство рисунка – внутренний нерв всего итальянского художественного процесса XV-XVI веков. Рисунок был лабораторией, где совершался переход к искусству Нового времени, именно графика служила исходной точкой для живописи, скульптуры и архитектуры. Творческий поиск, неожиданные озарения и главные открытия сначала совершались на листе бумаги. Гравюра же была проводником новых художественных идей, искусством образца. Сначала примером новых сюжетов или наглядным пособием по анатомии, затем эталоном стиля и наконец – образчиком личной манеры, то есть художественной индивидуальности. Соединенные в одном пространстве гравюры и рисунки позволяют проследить сложную, иногда противоречивую, но объемную и живую картину развития итальянского искусства эпохи его наивысшего расцвета.
Аркадий Ипполитов, искусствовед, куратор, писатель, сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель кабинета итальянской гравюры, крупнейший специалист по итальянскому искусству и культуре XV – XX веков ушел из жизни 5 ноября прошлого года.
До 2 февраля.
Правообладатель фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа.
Обложка: Выставку в Эрмитаже посвятят памяти Аркадия Ипполитова.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться