Маскам мистерии Цам сделают «омоложение»
Новости культуры

Маскам мистерии Цам сделают «омоложение»

Изображение предоставлено пресс-службой музея.

Опубликовано: 10 апреля 2024 года

Специалисты Государственного музея истории религии приступили к реставрации комплекса из семи уникальных масок буддийской мистерии Цам из раздела постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм». 

Работы начались в начале 2024 года. В следующем году запланирован их заключительный этап, после которого посетители музея смогут увидеть маски в том виде, в котором они представали перед участниками и зрителями мистерии Цам в буддийских монастырях.

Витрина Мистерия ЦАМ.jpg

Предварительно, экспонаты были тщательно исследованы при помощи цифрового микроскопа с увеличением в 500 крат, в свете видимой люминесценции под действием УФ-лучей, с использованием бинокулярной лупы. В результате, ученые предположили, что маски уже поновлялись и перекрашивались в монастырях, либо реставрировались в Центральном антирелигиозном музее в Москве, где они находились до его закрытия в 1947 году.

Мистерия Цам (на монгольском) или Чам (на тибетском) – ритуальные танцы, исполнявшиеся буддийскими монахами в Тибете, Непале, Монголии, на севере Индии. На территории России подобные ритуалы проводились в буддийских монастырях Бурятии, Калмыкии и Тывы.

Мистерии посвящались различным буддийским персонажам. Как правило, местом проведения подобных церемоний служили крупные монастыри. В роли исполнителей ритуальных танцев выступали монахи. Каждый персонаж имел узнаваемые атрибуты и специально изготовленное облачение, неотъемлемой частью которого являлись маски. Маски из коллекции Государственного музея истории религии происходят из Бурятии и датируются концом XIX – началом XX веков. Они выполнены в технике папье-маше, расписаны яркими красками, дополнены конским волосом и декоративными элементами из дерева или металла.
 

На реставрационном совете был принят план работ, включающий проведение исследований, удаление стойких поверхностных загрязнений, укрепление отслоений папье-маше, шелушений и осыпей грунта и красочного слоя, удаление поновительских прописок, восполнение утрат основы и декоративных элементов, а также утоньшение потемневшего неравномерного лакового покрытия, тонирование потертостей и реставрационных восполнений, нанесение защитного слоя лака.
акуп.jpg   
В завершении сотрудникам мастерской реставрации полихромной скульптуры предстоит провести технико-технологические исследования состава материалов, из которых выполнены маски. Это позволит расширить представления о составе основы, грунта, красок и технике изготовления масок буддийской мистерии Цам в регионах Бурятии конца XIX – начала XX веков.

Другие новости раздела

Музыка
Премьера
09.10

Первую русскую ораторию восстановил Санкт-Петербургский барочный ансамбль

Театр
Фестиваль
09.10

В Петербурге начался театральный фестиваль «Балтийский дом»

08.10

Преподаватель из Петербурга стал победителем конкурса «Учитель года России»

Театр
08.10

Москвичи снова захватят Мариинку

Кино
08.10

Василию Ливанову стало лучше

Смотреть все