Маскам мистерии Цам сделают «омоложение»
Новости культуры

10 апреля 2024 года

Маскам мистерии Цам сделают «омоложение»

Изображение предоставлено пресс-службой музея.
Специалисты Государственного музея истории религии приступили к реставрации комплекса из семи уникальных масок буддийской мистерии Цам из раздела постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм». 

Работы начались в начале 2024 года. В следующем году запланирован их заключительный этап, после которого посетители музея смогут увидеть маски в том виде, в котором они представали перед участниками и зрителями мистерии Цам в буддийских монастырях.

Витрина Мистерия ЦАМ.jpg

Предварительно, экспонаты были тщательно исследованы при помощи цифрового микроскопа с увеличением в 500 крат, в свете видимой люминесценции под действием УФ-лучей, с использованием бинокулярной лупы. В результате, ученые предположили, что маски уже поновлялись и перекрашивались в монастырях, либо реставрировались в Центральном антирелигиозном музее в Москве, где они находились до его закрытия в 1947 году.

Мистерия Цам (на монгольском) или Чам (на тибетском) – ритуальные танцы, исполнявшиеся буддийскими монахами в Тибете, Непале, Монголии, на севере Индии. На территории России подобные ритуалы проводились в буддийских монастырях Бурятии, Калмыкии и Тывы.

Мистерии посвящались различным буддийским персонажам. Как правило, местом проведения подобных церемоний служили крупные монастыри. В роли исполнителей ритуальных танцев выступали монахи. Каждый персонаж имел узнаваемые атрибуты и специально изготовленное облачение, неотъемлемой частью которого являлись маски. Маски из коллекции Государственного музея истории религии происходят из Бурятии и датируются концом XIX – началом XX веков. Они выполнены в технике папье-маше, расписаны яркими красками, дополнены конским волосом и декоративными элементами из дерева или металла.
 

На реставрационном совете был принят план работ, включающий проведение исследований, удаление стойких поверхностных загрязнений, укрепление отслоений папье-маше, шелушений и осыпей грунта и красочного слоя, удаление поновительских прописок, восполнение утрат основы и декоративных элементов, а также утоньшение потемневшего неравномерного лакового покрытия, тонирование потертостей и реставрационных восполнений, нанесение защитного слоя лака.
акуп.jpg   
В завершении сотрудникам мастерской реставрации полихромной скульптуры предстоит провести технико-технологические исследования состава материалов, из которых выполнены маски. Это позволит расширить представления о составе основы, грунта, красок и технике изготовления масок буддийской мистерии Цам в регионах Бурятии конца XIX – начала XX веков.

Другие новости раздела

Фестиваль
Выставки
Концерты
30.04

Гавриил Лубнин вернется фестивалем искусств

30.04

В Петергофе открыли летний сезон

Фестиваль
Конкурс
30.04

Фестиваль «Музыки мира» выбирает победителей конкурса

Русский музей
Выставки
27.04

Русский музей открыл в Нижнем Новгороде уникальную выставку

Инклюзия
27.04

«Царское Село» откроет в Екатерининском дворце инклюзивный центр

Смотреть все