Обложка: Русский музей начинает реставрации «Последнего дня Помпеи» Брюллова
Новости культуры

Русский музей начинает реставрацию «Последнего дня Помпеи» Брюллова

Русский музей начинает первую комплексную научную реставрацию колоссального исторического полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833). Всемирно известный шедевр русской живописи, одна из визитных карточек собрания, в следующем году станет одним из ключевых экспонатов грандиозной выставки в Михайловском замке, посвященной 225-летию со дня рождения художника.

Опубликовано: 18 декабря 2023 года

Сюжетом для полотна послужило разрушение древнеримского города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Источником для воплощения сюжета послужили письма древнеримского историка Плиния Младшего — очевидца катастрофы — Тациту и натурное изучение развалин Помпей, археологическое раскрытие которых началось в середине XVIII века и продолжается до сегодняшнего дня. Место действия картины Брюллова — Дорога Гробниц (Strada dei Sepolcri), помпеянский некрополь, километровая перспектива от Геркуланских ворот до виллы Диомеда в направлении виллы Мистерий. Раскопки здесь начались в 1763 году и продолжались до 1838.

Брюллов К. П. «Последний день Помпеи», 1833, холст, масло 

В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Эскиз. 1927-1828. Бумага, сепия. 

Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все "верховное, физическое и нравственное совершенство" человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи – она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона). Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Эскиз. 1828. Бумага на картоне. 

Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).

Реставраторы Е. С. Солдатенков (слева) и А. В. Минин в процессе работы, 1995 год

Картина «Последний день Помпеи» проходила техническую реставрацию в 1995 году. Проведенные в течение шести месяцев работы обеспечили сохранность произведения на долгие годы. Однако остались нерешенными вопросы живописной реставрации, которые не влияли на сохранность живописи, но и не позволяли в полной мере оценить высочайшее живописное мастерство автора, цветовое и тональное решение произведения. Эти сложнейшие задачи предстоит решить реставраторам после масштабного технико-технологического исследования картины лучшими специалистами Русского музея.

Подробности

Фото – Пресс-служба ГРМ

 


Обложка: Русский музей начинает реставрации «Последнего дня Помпеи» Брюллова

Другие новости раздела

Инклюзия
07.10

Юрий Гальцев и Андрей Носков сняли короткометражку о проблемах инклюзии в Петербурге

Кино
07.10

Анна Ковальчук сыграет одну из главных ролей в фильме «Новороссия. Потёмкин»

Опера
Премия
07.10

Национальная оперная премия «Онегин» огласила список номинантов

Пресс-конференция
Конкурс
04.10

В медиацентре «Культура Петербурга» откроется выставка, посвященная Рериху

Кино
Фестиваль
07.10

Визуальный образ кинофестиваля «Послание к человеку» нарисовал режиссер Рустам Хамдамов

Смотреть все