Опубликовано: 18 декабря 2023 года
Сюжетом для полотна послужило разрушение древнеримского города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Источником для воплощения сюжета послужили письма древнеримского историка Плиния Младшего — очевидца катастрофы — Тациту и натурное изучение развалин Помпей, археологическое раскрытие которых началось в середине XVIII века и продолжается до сегодняшнего дня. Место действия картины Брюллова — Дорога Гробниц (Strada dei Sepolcri), помпеянский некрополь, километровая перспектива от Геркуланских ворот до виллы Диомеда в направлении виллы Мистерий. Раскопки здесь начались в 1763 году и продолжались до 1838.
В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.
Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все "верховное, физическое и нравственное совершенство" человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи – она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона). Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.
Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).
Картина «Последний день Помпеи» проходила техническую реставрацию в 1995 году. Проведенные в течение шести месяцев работы обеспечили сохранность произведения на долгие годы. Однако остались нерешенными вопросы живописной реставрации, которые не влияли на сохранность живописи, но и не позволяли в полной мере оценить высочайшее живописное мастерство автора, цветовое и тональное решение произведения. Эти сложнейшие задачи предстоит решить реставраторам после масштабного технико-технологического исследования картины лучшими специалистами Русского музея.
Фото – Пресс-служба ГРМ
Обложка: Русский музей начинает реставрации «Последнего дня Помпеи» Брюллова
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться