Обложка: В Русском музее представили спасенные шедевры
Новости культуры

В Русском музее представили спасенные шедевры

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открылась уникальная выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу». На ней показаны восстановленные после повреждений, полученных во время взрыва в июле прошлого года, работы Таганрогского художественного музея. Рассказываем более детально.

Опубликовано: 23 апреля 2024 года

В июле 2023 года в Таганроге произошел взрыв в центре города, в результате которого были повреждены произведения искусства, хранившиеся в Таганрогском художественном музее. В результате удара пострадали три графические работы, одна скульптура и восемнадцать предметов живописи. Многие произведения были разорваны поражающими элементами. Все экспонаты покрывала стеклянная пыль, в подрамниках застряли осколки стекла. Значительные повреждения получили работы, среди которых «Терраса» Константина Коровина, «Изумрудный шарф» Виктора Борисова-Мусатова, эскиз декорации к опере «Юдифь» Валентина Серова, «Благословение Ревекки» Анри Шопена. Серьезнейший урон был нанесен «Портрету мальчика» Христофора Геворкяна: мраморная скульптура была расколота на две части. Также были повреждены работы Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Филиппа Малявина, Леонида Туржанского и других выдающихся мастеров. Всего пострадало 22 произведения из фондов Таганрогского художественного музея.

На выставке. 

Специалисты Русского музея оперативно выехали в Таганрог, где за несколько дней провели полный предреставрационный комплекс консервационных работ и подготовили пострадавшие памятники к перевозке в Санкт-Петербург. По прибытии работ реставраторы Русского музея тщательно обследовали произведения и разработали индивидуальную методику восстановления каждого из них в зависимости от полученных повреждений и утрат. Так, во время реставрации специалисты устраняли прорывы холстов и дефекты красочного слоя, укрепляли грунт, при необходимости перетягивали поврежденные холсты на новые подрамники, удаляли загрязнения и потертости. Опытные реставраторы менее чем за год не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление шедевров, раскрыв их первоначальный вид и авторский замысел: обновили потускневший лак, устранили вытянутости холстов, произвели регенерацию поверхности живописи, удалили старые записи и склейки.

Представленная на выставке работа мастера русского импрессионизма Константина Коровина «Терраса» безоговорочно относится к жемчужинам таганрогской музейной коллекции.  

Для картины позировали дочери близкого друга художника Федора Шаляпина – Лидия и Ирина, и Ирина рассказала об истории создания картины в своих воспоминаниях. Коровин, будучи талантливым сценографом, сам предложил одеть дочерей великого певца в «театральные» платья в стиле ампир. Над этой картиной реставраторы Русского музея трудились довольно долго и кропотливо – у нее провис и деформировался холст, осыпался красочный слой, а также появились царапины и прорывы.

«Благословение Ревекки». 

Одна из самых пострадавших картин – работа французского исторического художника Анри Шопена «Благословение Ревекки», «оправившаяся» от большого прорыва холста, – принадлежит к старым поступлениям Таганрогского художественного музея. Она и еще одно произведение на библейский сюжет – «Проводы Ревекки» – посвящены персонажу Пятикнижия, одной из четырех библейских праматерей Ревекке.

Вход на выставку. 

Представлены в залах Мраморного дворца театральные эскизы Валентина Серова – одна из интересных граней творчества выдающегося портретиста. Работа над декорациями к опере «Юдифь», принадлежавшей перу его отца композитора Александра Серова, оставила в истории театрального искусства несколько интересных произведений. В их числе – «Эскиз декорации к опере А.Н. Серова «Юдифь» из Таганрогского художественного музея. Несмотря на то что, сам художник был не вполне удовлетворен итогом своей работы, критики увидели в ней «стилистическую выразительность» и несомненные черты «декоративного монументализма». Эскизы также были значительно повреждены – на них были линейные царапины со сгрибленностью верхнего слоя бумаги, утраты красочного слоя с верхним слоем бумаги.

На выставке.  

Обе работы ярчайшего мастера русского символизма Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудный шарф» и «Терраса» из собрания Таганрогского художественного музея максимально точно отражают художественные ориентиры и приоритеты живописца. Эти камерные вещи, как и многие произведения Борисова-Мусатова, появились благодаря его работе в Зубриловке – старинной помещичьей усадьбе. В разные годы эти произведения Борисова-Мусатова поступили в Таганрогский музей из частных собраний. Обе картины во время взрыва получили глубокие царапины, а работа «Изумрудный шарф» получила большой прорыв с деформацией основы. После выставки, которая продлится до 13 мая, все произведения вернутся на родину – в Таганрог.

Фото - Пресс-служба Русского музея

Подробности

Обложка: В Русском музее представили спасенные шедевры

Другие новости раздела

Инклюзия
07.10

Юрий Гальцев и Андрей Носков сняли короткометражку о проблемах инклюзии в Петербурге

Кино
07.10

Анна Ковальчук сыграет одну из главных ролей в фильме «Новороссия. Потёмкин»

Опера
Премия
07.10

Национальная оперная премия «Онегин» огласила список номинантов

Пресс-конференция
Конкурс
04.10

В медиацентре «Культура Петербурга» откроется выставка, посвященная Рериху

Кино
Фестиваль
07.10

Визуальный образ кинофестиваля «Послание к человеку» нарисовал режиссер Рустам Хамдамов

Смотреть все