Обложка: В Русском музее представили спасенные шедевры
Новости культуры

23 апреля 2024 года

В Русском музее представили спасенные шедевры

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открылась уникальная выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу». На ней показаны восстановленные после повреждений, полученных во время взрыва в июле прошлого года, работы Таганрогского художественного музея. Рассказываем более детально.

В июле 2023 года в Таганроге произошел взрыв в центре города, в результате которого были повреждены произведения искусства, хранившиеся в Таганрогском художественном музее. В результате удара пострадали три графические работы, одна скульптура и восемнадцать предметов живописи. Многие произведения были разорваны поражающими элементами. Все экспонаты покрывала стеклянная пыль, в подрамниках застряли осколки стекла. Значительные повреждения получили работы, среди которых «Терраса» Константина Коровина, «Изумрудный шарф» Виктора Борисова-Мусатова, эскиз декорации к опере «Юдифь» Валентина Серова, «Благословение Ревекки» Анри Шопена. Серьезнейший урон был нанесен «Портрету мальчика» Христофора Геворкяна: мраморная скульптура была расколота на две части. Также были повреждены работы Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Филиппа Малявина, Леонида Туржанского и других выдающихся мастеров. Всего пострадало 22 произведения из фондов Таганрогского художественного музея.

На выставке. 

Специалисты Русского музея оперативно выехали в Таганрог, где за несколько дней провели полный предреставрационный комплекс консервационных работ и подготовили пострадавшие памятники к перевозке в Санкт-Петербург. По прибытии работ реставраторы Русского музея тщательно обследовали произведения и разработали индивидуальную методику восстановления каждого из них в зависимости от полученных повреждений и утрат. Так, во время реставрации специалисты устраняли прорывы холстов и дефекты красочного слоя, укрепляли грунт, при необходимости перетягивали поврежденные холсты на новые подрамники, удаляли загрязнения и потертости. Опытные реставраторы менее чем за год не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление шедевров, раскрыв их первоначальный вид и авторский замысел: обновили потускневший лак, устранили вытянутости холстов, произвели регенерацию поверхности живописи, удалили старые записи и склейки.

Представленная на выставке работа мастера русского импрессионизма Константина Коровина «Терраса» безоговорочно относится к жемчужинам таганрогской музейной коллекции.  

Для картины позировали дочери близкого друга художника Федора Шаляпина – Лидия и Ирина, и Ирина рассказала об истории создания картины в своих воспоминаниях. Коровин, будучи талантливым сценографом, сам предложил одеть дочерей великого певца в «театральные» платья в стиле ампир. Над этой картиной реставраторы Русского музея трудились довольно долго и кропотливо – у нее провис и деформировался холст, осыпался красочный слой, а также появились царапины и прорывы.

«Благословение Ревекки». 

Одна из самых пострадавших картин – работа французского исторического художника Анри Шопена «Благословение Ревекки», «оправившаяся» от большого прорыва холста, – принадлежит к старым поступлениям Таганрогского художественного музея. Она и еще одно произведение на библейский сюжет – «Проводы Ревекки» – посвящены персонажу Пятикнижия, одной из четырех библейских праматерей Ревекке.

Вход на выставку. 

Представлены в залах Мраморного дворца театральные эскизы Валентина Серова – одна из интересных граней творчества выдающегося портретиста. Работа над декорациями к опере «Юдифь», принадлежавшей перу его отца композитора Александра Серова, оставила в истории театрального искусства несколько интересных произведений. В их числе – «Эскиз декорации к опере А.Н. Серова «Юдифь» из Таганрогского художественного музея. Несмотря на то что, сам художник был не вполне удовлетворен итогом своей работы, критики увидели в ней «стилистическую выразительность» и несомненные черты «декоративного монументализма». Эскизы также были значительно повреждены – на них были линейные царапины со сгрибленностью верхнего слоя бумаги, утраты красочного слоя с верхним слоем бумаги.

На выставке.  

Обе работы ярчайшего мастера русского символизма Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудный шарф» и «Терраса» из собрания Таганрогского художественного музея максимально точно отражают художественные ориентиры и приоритеты живописца. Эти камерные вещи, как и многие произведения Борисова-Мусатова, появились благодаря его работе в Зубриловке – старинной помещичьей усадьбе. В разные годы эти произведения Борисова-Мусатова поступили в Таганрогский музей из частных собраний. Обе картины во время взрыва получили глубокие царапины, а работа «Изумрудный шарф» получила большой прорыв с деформацией основы. После выставки, которая продлится до 13 мая, все произведения вернутся на родину – в Таганрог.

Фото - Пресс-служба Русского музея

Подробности

Обложка: В Русском музее представили спасенные шедевры

Другие новости раздела

Конкурс
03.05

Всероссийский фестиваль и конкурс «Юный хореограф» продолжает прием заявок

Фестиваль
Выставки
Концерты
01.05

Гавриил Лубнин вернется фестивалем искусств

Фестиваль
Конкурс
02.05

Фестиваль «Музыки мира» выбирает победителей конкурса

Музыка
01.05

Не стало Андрея Тропилло

30.04

В Петергофе открыли летний сезон

Смотреть все