Завершился II фестиваль Русского фортепианного дуэта
Завершился II фестиваль Русского фортепианного дуэта
Пост-релизы

Завершился II фестиваль Русского фортепианного дуэта

Открытие в Новгородской филармонии. Фото Семёна Смирнова. Правообладатель: оргкомитет фестиваля.

Опубликовано: 04 февраля 2025 года

3 февраля в Санкт-Петербургской консерватории завершился II фестиваль Русского фортепианного дуэта.

Музыкальный марафон посвятили 170-летию со дня рождения великого русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. Отличительной особенностью нового проекта, инициированного Санкт-Петербургским Объединением фортепианных дуэтов, является широкая география: фестивальные концерты проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Тихвине, Пушкине. Исследование творческой биографии Лядова стало поводом для установления сотрудничества проекта с Великим Новгородом и Боровичами.

Открытие фестиваля прошло 21 января в Новгородской областной филармонии. Залы, в которых проходили концерты – камерные, с парадной, но в то же время уютной аурой музыкального салона – именно в такой атмосфере зарождалось искусство совместного музицирования в XVIII – XIX веках. Сегодня интерес к жанру фортепианного дуэта возрождается и усиливается. Тем более актуальной оказалась концепция фестиваля – развитие традиции в отечественной музыкальной культуре от истоков до наших дней.
МедведеваБобрины.jpg
80 исполнителей приняли участие в фестивале. Музыканты переезжали из города в город на автомобилях, поездах и самолетах. Это живое взаимодействие объединенных одной идеей пианистов не имеет сегодня аналогов в нашей стране.

Организаторы обратили особое внимание на то, что в фестивале принимали участие признанные специалисты фортепианного дуэта, которым есть, что сказать и чем поделиться со зрителем. 

Изысканным украшением фестиваля стало экспериментальное взаимодействие фортепианного дуэта и балета. В концертах были представлены уникальные номера, подготовленные пианистами совместно с балетмейстерской кафедрой Академии Русского балета имени Вагановой. Молодые воспитанники Академии торжественно и ярко открыли Фестиваль Полонезом Лядова. Выступление учащихся сопровождал фортепианный дуэт художественного руководителя фестиваля Надежды Медведевой и заслуженного работника культуры РФ Олега Кошелева. Пианисты стали равноправными участниками номера, создавав своей игрой с хореографической постановкой единое целое.

Студентка Ульяна Кузьмина оставила неизгладимое впечатление в сердцах слушателей на концерте сестер Марии и Десиславы Бобриных. Исполнительское мастерство московского дуэта сейчас находится в самом расцвете. Мероприятие прошло в Культурном центре Елены Образцовой. 

Концертирующие пианистки произвели своей игрой эффект звучания симфонического оркестра, тем более, что в исполнении сестер были представлены истинные жемчужины переложений для дуэта: Сюита из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Ночь на лысой горе» М. Мусоргского и три симфонические картины Лядова. 
ФотоС.Пряниковой.JPG
Иная задача стояла перед Варварой Мельник – воспитанницей Русской национальной балетной школы Илзе Лиепа. Чтобы создать постановку танца на музыку петербургского композитора Жанны Металлиди «Царевна в темнице», молодая балерина обратилась к своему известному педагогу Татьяне Кутиной. В результате получилась музыкальная сцена с прослеживаемым сюжетом. Воплощению помогли пианистки Виталия Шальнева и Мария Васильева (Великий Новгород). Музыканты сумели тонко интерпретировали партии четырехручного рояля. Балетные номера способствовали привлечению молодежной аудитории, которую всегда увлекает что-то необычное и зрелищное.

В то же время и знатокам-профессионалам было на что обратить внимание. В период подготовки проекта Надежда Медведева привлекла к сотрудничеству российских композиторов. Первым на Открытие в Новгород прибыл из Пскова Борис Федотов, автор «Поэмы в русском стиле» – масштабного, драматургически выстроенного произведения, в котором автор разработал несколько тем широкого дыхания, отсылающих наше восприятие к исконно русскому мелодизму. Вдохновленный эмоциональным исполнением Spectrum-duo, Федотов обещал написать к следующему фестивалю романтическое произведение о любви.

Также из Пскова приехала в Санкт-Петербург композитор Татьяна Лаптева – она создала ряд переложений хоровых произведений русских классиков, в равной степени достойно исполненных дуэтом Анастасии Платоненковой и Светланы Пивоваровой впервые - в Тихвине, в Доме-музее Римского-Корсакова, а во второй раз – Маликой Асоевой и Лидией Попялковской в Музее-квартире Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Оригинальное произведение Лаптевой «Притяжение сердец» прозвучало на заключительном концерте в трактовке профессора Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой. На мероприятии можно было познакомиться с неизвестными в Северо-Западном регионе переложениями Анатолия Лядова и Сергея Ляпунова, работами, мастерски написанными Георгием Андриенко из Владивостока. Интересно, что эти пьесы Лядова академически стройно и с пониманием стиля интерпретировал интернациональный дуэт Чжан Линь (Китай) и Хан Тэён (Южная Корея).

В программы были включены сочинения первых русских композиторов, даже неизвестных авторов, найденных в архивах ведущих библиотек известным музыковедом Людмилой Осиповой – совсем недавно этот ценный материал опубликован в сборнике «Семейное музицирование».

ФотоС.Смирнова.jpg
Композиторы города на Неве всегда охотно взаимодействуют с коллегами – ансамблистами. Это сотрудничество приводит к мгновенному исполнению произведений наших современников, так, в этом году зрители услышали сказочные пьесы Сергея Смольянинова, дивной красоты «Рождественскую» Владимира Сапожникова. «Музыка колоколов» для фортепиано в 6 рук Геннадия Белова практически слилась с колокольным звоном Тихвинского Успенского монастыря, а торжественно венчали фестиваль два фрагмента из Русской сюиты Антона Танонова.

Главным сюрпризом Фестиваля русского дуэта стало музыкальное motto – эпиграф, лейттема и символ всего действа, который подарила фестивалю композитор из Севастополя Ирина Климова.

«Праздник в музыкальной табакерке» – так называлось рондо на известную тему Лядова, которое было исполнено в каждом концерте и всякий раз - новым дуэтом. В один миг произведение стало российским дуэтным хитом – такое в академической музыке происходит нечасто. Ноты были заблаговременно отправлены всем, кто любит фортепианный дуэт и открыт к творческому
диалогу. Видео прилетали из Перми, Екатеринбурга, Луганска, Петрозаводска, различных городов Китая. Пьеса Ирины Климовой – изящная миниатюра, продолжающая стилистические особенности творчества Лядова – композитора-миниатюриста. В то же время наша современница привнесла в произведения элемент авторского замысла, дополняющий известную тему рождественскими и сказочно-галантными интонациями.

Пьеса Климовой сплотила участников фестиваля единой музыкальной идеей, суть которой заключается в глубокой любви к русской традиции, столь необходимой сегодня и исполнителям, и слушателям. Каждый, кто участвовал в творческом флешмобе, уверял, что Ирина на самом деле подарила гостям «Праздник».

Хочется назвать поименно всех и каждого, слушателям полюбились москвички Алина Шернякова и Екатерина Березань, петербуржцы Марианна Домникова и Сергей Осколков-мл., Елена Серова и Ольга Пушкина, Ирина Васильева и Ольга Ермакова, Алина Федосеева и Владислав Фёдоров. Если бы был приз зрительских симпатий, его бы получили представители РАМ Гнесиных Полина Карелина и Анастасия Грищук – за преданность жанру, новые открытия, связь с белгородским композитором Николам Бирюковым.

Второй Фестиваль русского фортепианного дуэта стал заметным и ярким событием в культурной жизни Северо-Западного региона нашей страны, но впереди уже новые планы. 

С 26 апреля по 29 мая Санкт-Петербургское Объединение фортепианных дуэтов проводит масштабный IV международный фестиваль «Диалоги невских берегов», который будет посвящен 80-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 


Другие новости раздела

03.02

В медиацентре «Культура Петербурга» показали, как нужно праздновать Китайский Новый год

Конференция
Русский язык
30.01

Марина Москвина: «Написать текст для «Тотального диктанта» подобно созданию стихов хокку»

Для молодежи
Современное искусство
29.01

«Природа движения»: в Русском музее рассказали о новом звучании красок

Художественная литература
29.01

О жизни фантаста, кочегара и рыцаря Вадима Шефнера рассказали в Литературном музее «XX век»

29.01

Выставка «Город с открытки» открылась в медиацентре «Культура Петербурга»

Смотреть все