1 и 2 июня в год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина Музыкальный театр имени Ф.И. Шаляпина покажет мюзикл «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина». На одной сцене встретятся герои трех произведений: «Сказки о попе и работнике его Балде», «Сказки о золотой Рыбке», «Сказки о Золотом петушке».
Портал «Культура Петербурга» поговорил с художником по костюмам Алёной Песковой о визуальной стороне спектакля.
— Какой традиционный для России народный костюм Вы брали за основу?
— В процессе работы я изучила обширный материал: проследила развитие традиционного костюма во всех регионах страны, от Севера до Юга. В моих эскизах – собирательный образ русского народного костюма.
Перед театральным художником не стоит задача сделать музейную реконструкцию или проиллюстрировать произведение: обязательно должен быть отбор. Никаких лишних или случайных деталей – все должно работать на раскрытие образа героя. По сути, костюм – это не просто одежда, это – психологический портрет. Цвет и силуэт, детали отделки, головной убор, грим, реквизит – это «архитектурный облик» героя. Поэтому, работая над коллекцией, я стараюсь сохранить «дух эпохи» в наиболее выразительных чертах и особенностях. А мои костюмы – всегда «вне времени».
— Как и почему в этом спектакле Вы смешивали традиционный народный костюм с современными элементами кроя и материалами?
— Я считаю, что работа театрального художника по костюмам заключается именно в стилизации, то есть в творческой переработке литературного и историко-культурного материала, а результатом должно стать оригинальное произведение. Иначе получится иллюстрация или музейная выставка, как я уже сказала ранее. Важно не забывать, где реализуется произведение – на театральной сцене. А в театре своя специфика: свет, звук, декорации, технические особенности площадки. А еще есть особый способ существования артистов на сцене, взаимодействие со зрителем. И, конечно же, принципиальны задачи, которые ставит режиссер перед художником. Все это нужно учитывать при создании костюмов, и при этом ухитриться убедительно и ясно передать атмосферу литературного произведения, ничего не исказив и не испортив. Как я часто говорю себе, чтобы Александр Сергеевич за нас не краснел. Выходит, что театральные художники – это те же жонглеры.
К конкретным примерам: неспроста Поповна, Поп и Попадья представлены в образах Лебедя, Рака и Щуки («Сказки о попе и работнике его Балде»). Отсылка к известной басне Крылова – ключ к разгадке образов этих героев. Это символ, с помощью которого зрителю станет понятен их характер взаимодействия между собой и с другими героями. При этом остались неизменны силуэты и элементы народного костюма.
Поп – в традиционной широкой рясе, но она красного цвета, с фигурными рукавами-клешнями, а на поясе – рачьи хвосты, как связки ключей. Золотой «толоконный лоб», то есть «бестолковый» – он же колокол, который будет звенеть от щелчков Балды. Щука-Попадья – в глухом платье в пол современного кроя, напоминающем монашеское одеяние; длинные, до земли, рукава указывают на то, что женщина не слишком добросовестная хозяйка в доме (как говорится, «спустя рукава»). И как будто из чужой семьи Лебедь-Поповна – тоскующая и мечтательная, в шелковом платье-сарафане с характерными длинными рукавами, как у девиц на выданье, в душегрее с подрезанными крыльями.
— Какая задача была поставлена перед Вами как перед художницей по костюмам в спектакле «ВЫМЫСЛЫ»?
— Режиссер спектакля «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина» Илья Архипов, с которым я неизменно работаю на протяжении нескольких лет, всегда ставит передо мной только одну задачу – сделать красиво. И достичь этого невероятно сложно! Красота – загадка, она – сама жизнь. Само по себе красиво не получится, нужно много работать. А если выйдет, то этим будет сказано все. Меньше средств – больше выразительности, тогда все станет гениально и просто, как у Пушкина.
![Балда. Элементы шапки напоминают уши зайца. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Балда. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И.Шаляпина.](/upload/medialibrary/226/rfzw4xhl61nme0lmgrcxioak0f8syotb.jpeg)
![Поп. Его обувь напоминает копытца, а пояс - хвосты рака. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Поп. Его обувь напоминает копытца, а пояс - хвосты рака. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/f4d/fgjpahr627f5y7vh10yjzsdjr820qhxn.jpeg)
![Поповна. Душегрейка напоминает крылья лебедя. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Поповна. Душегрейка напоминает крылья лебедя. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/8d0/zd36afnft0c1qj25wkv367vcxumntpty.jpeg)
![Бесенок. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Бесенок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/65e/u1rmxjkb08wghsn95wo1hw80q32ufv7a.jpeg)
![Старый бес. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Старый бес. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/091/q8az0qo2ju3v3akydgmsr6im4poamew1.jpeg)
![Няня. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Няня. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/6a2/newypgfzmeopvbif6ris0w5w4xso5ecx.jpeg)
![Няня. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Няня. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/d9b/vc9auwqjsayev1heo6c17izc6p4rf91x.jpeg)
![Золотая рыбка. Узоры шляпки костюма напоминает жабры у рыб, органы водного дыхания. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Золотая рыбка. Узоры шляпки костюма напоминает жабры у рыб, органы водного дыхания. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/862/s4ovugit7ipe0c693rzdndhwu41peyo7.jpeg)
![Старик. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Старик. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/cbf/94jbcpj5m577sutan8kys91deu7zyu1l.jpeg)
![Старуха. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Старуха. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/abc/18fn4jath3ad53jleukgvqfksejem0rh.jpeg)
![Столбовая дворянка. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Столбовая дворянка. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/98c/26l0sao7oepidp61nuza61grv7ji9rpn.jpeg)
![Вольная царица. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Вольная царица. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/4c9/jpdf88duzcs5qr9qi5ukkckoc1n4a0mp.jpeg)
![Красивая женщина (Кобыла). Узоры на платье напоминают о выражении «лошадь в яблоках». Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Красивая женщина (Кобыла). Узоры на платье напоминают о выражении «лошадь в яблоках». Такое украшение присуще чаще всего породам с серой шерстью из-за схожести округлой ровной формы белых пятнышек с яблоками. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/ee6/xgtqqldy3em7gotdja9b80uyfv05ypii.jpeg)
![Золотой Петушок. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Золотой Петушок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/a53/9ka4pd2dkjov784q2jp4k43yjhg3drz5.jpeg)
![Мудрец с петушком внутри. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Мудрец с петушком внутри. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/b23/kqwthfy2l4ssiqsfuen5r7jlw3jf2hew.jpeg)
![Царь Дадон. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Царь Дадон. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/08a/sa2jcvzsiseqffn9oi4ol9bhwxldh01a.jpeg)
![Шамаханская царица. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Шамаханская царица. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/f91/ju1nqfgnf9xosz66hi11yzhy8ww59538.jpeg)
![Петушок. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Петушок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/84e/wwd16rwuh3k2252ljm2wyyhrfxk11lo6.jpeg)
Портал «Культура Петербурга» поговорил с художником по костюмам Алёной Песковой о визуальной стороне спектакля.
— Какой традиционный для России народный костюм Вы брали за основу?
— В процессе работы я изучила обширный материал: проследила развитие традиционного костюма во всех регионах страны, от Севера до Юга. В моих эскизах – собирательный образ русского народного костюма.
Перед театральным художником не стоит задача сделать музейную реконструкцию или проиллюстрировать произведение: обязательно должен быть отбор. Никаких лишних или случайных деталей – все должно работать на раскрытие образа героя. По сути, костюм – это не просто одежда, это – психологический портрет. Цвет и силуэт, детали отделки, головной убор, грим, реквизит – это «архитектурный облик» героя. Поэтому, работая над коллекцией, я стараюсь сохранить «дух эпохи» в наиболее выразительных чертах и особенностях. А мои костюмы – всегда «вне времени».
— Как и почему в этом спектакле Вы смешивали традиционный народный костюм с современными элементами кроя и материалами?
— Я считаю, что работа театрального художника по костюмам заключается именно в стилизации, то есть в творческой переработке литературного и историко-культурного материала, а результатом должно стать оригинальное произведение. Иначе получится иллюстрация или музейная выставка, как я уже сказала ранее. Важно не забывать, где реализуется произведение – на театральной сцене. А в театре своя специфика: свет, звук, декорации, технические особенности площадки. А еще есть особый способ существования артистов на сцене, взаимодействие со зрителем. И, конечно же, принципиальны задачи, которые ставит режиссер перед художником. Все это нужно учитывать при создании костюмов, и при этом ухитриться убедительно и ясно передать атмосферу литературного произведения, ничего не исказив и не испортив. Как я часто говорю себе, чтобы Александр Сергеевич за нас не краснел. Выходит, что театральные художники – это те же жонглеры.
К конкретным примерам: неспроста Поповна, Поп и Попадья представлены в образах Лебедя, Рака и Щуки («Сказки о попе и работнике его Балде»). Отсылка к известной басне Крылова – ключ к разгадке образов этих героев. Это символ, с помощью которого зрителю станет понятен их характер взаимодействия между собой и с другими героями. При этом остались неизменны силуэты и элементы народного костюма.
Поп – в традиционной широкой рясе, но она красного цвета, с фигурными рукавами-клешнями, а на поясе – рачьи хвосты, как связки ключей. Золотой «толоконный лоб», то есть «бестолковый» – он же колокол, который будет звенеть от щелчков Балды. Щука-Попадья – в глухом платье в пол современного кроя, напоминающем монашеское одеяние; длинные, до земли, рукава указывают на то, что женщина не слишком добросовестная хозяйка в доме (как говорится, «спустя рукава»). И как будто из чужой семьи Лебедь-Поповна – тоскующая и мечтательная, в шелковом платье-сарафане с характерными длинными рукавами, как у девиц на выданье, в душегрее с подрезанными крыльями.
— Какая задача была поставлена перед Вами как перед художницей по костюмам в спектакле «ВЫМЫСЛЫ»?
— Режиссер спектакля «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина» Илья Архипов, с которым я неизменно работаю на протяжении нескольких лет, всегда ставит передо мной только одну задачу – сделать красиво. И достичь этого невероятно сложно! Красота – загадка, она – сама жизнь. Само по себе красиво не получится, нужно много работать. А если выйдет, то этим будет сказано все. Меньше средств – больше выразительности, тогда все станет гениально и просто, как у Пушкина.
Эскизы костюмов Алёны Песковой к спектаклю «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина»
![Балда. Элементы шапки напоминают уши зайца. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Балда. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И.Шаляпина.](/upload/medialibrary/226/rfzw4xhl61nme0lmgrcxioak0f8syotb.jpeg)
![Поп. Его обувь напоминает копытца, а пояс - хвосты рака. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Поп. Его обувь напоминает копытца, а пояс - хвосты рака. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/f4d/fgjpahr627f5y7vh10yjzsdjr820qhxn.jpeg)
![Поповна. Душегрейка напоминает крылья лебедя. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Поповна. Душегрейка напоминает крылья лебедя. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/8d0/zd36afnft0c1qj25wkv367vcxumntpty.jpeg)
![Бесенок. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Бесенок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/65e/u1rmxjkb08wghsn95wo1hw80q32ufv7a.jpeg)
![Старый бес. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Старый бес. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/091/q8az0qo2ju3v3akydgmsr6im4poamew1.jpeg)
![Няня. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Няня. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/6a2/newypgfzmeopvbif6ris0w5w4xso5ecx.jpeg)
![Няня. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Няня. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/d9b/vc9auwqjsayev1heo6c17izc6p4rf91x.jpeg)
![Золотая рыбка. Узоры шляпки костюма напоминает жабры у рыб, органы водного дыхания. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Золотая рыбка. Узоры шляпки костюма напоминает жабры у рыб, органы водного дыхания. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/862/s4ovugit7ipe0c693rzdndhwu41peyo7.jpeg)
![Старик. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Старик. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/cbf/94jbcpj5m577sutan8kys91deu7zyu1l.jpeg)
![Старуха. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Старуха. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/abc/18fn4jath3ad53jleukgvqfksejem0rh.jpeg)
![Столбовая дворянка. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Столбовая дворянка. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/98c/26l0sao7oepidp61nuza61grv7ji9rpn.jpeg)
![Вольная царица. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Вольная царица. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/4c9/jpdf88duzcs5qr9qi5ukkckoc1n4a0mp.jpeg)
![Красивая женщина (Кобыла). Узоры на платье напоминают о выражении «лошадь в яблоках». Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Красивая женщина (Кобыла). Узоры на платье напоминают о выражении «лошадь в яблоках». Такое украшение присуще чаще всего породам с серой шерстью из-за схожести округлой ровной формы белых пятнышек с яблоками. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/ee6/xgtqqldy3em7gotdja9b80uyfv05ypii.jpeg)
![Золотой Петушок. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Золотой Петушок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/a53/9ka4pd2dkjov784q2jp4k43yjhg3drz5.jpeg)
![Мудрец с петушком внутри. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Мудрец с петушком внутри. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/b23/kqwthfy2l4ssiqsfuen5r7jlw3jf2hew.jpeg)
![Царь Дадон. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Царь Дадон. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/08a/sa2jcvzsiseqffn9oi4ol9bhwxldh01a.jpeg)
![Шамаханская царица. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Шамаханская царица. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/f91/ju1nqfgnf9xosz66hi11yzhy8ww59538.jpeg)
![Петушок. Фото: Алёна Пескова / пресс-служба музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина. Петушок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.](/upload/medialibrary/84e/wwd16rwuh3k2252ljm2wyyhrfxk11lo6.jpeg)
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться