Алёна Пескова: «Театральный костюм - это психологический портрет героя»
Авторы Санкт-Петербурга онлайн

Алёна Пескова: «Театральный костюм - это психологический портрет героя»

Фото: Ирина Иванова.

Опубликовано: 12 апреля 2024 года

1 и 2 июня в год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина Музыкальный театр имени Ф.И. Шаляпина покажет мюзикл «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина». На одной сцене встретятся герои трех произведений: «Сказки о попе и работнике его Балде», «Сказки о золотой Рыбке», «Сказки о Золотом петушке».

Портал «Культура Петербурга» поговорил с художником по костюмам Алёной Песковой о визуальной стороне спектакля.


—  Какой традиционный для России народный костюм Вы брали за основу?

— В процессе работы я изучила обширный материал: проследила развитие традиционного костюма во всех регионах страны, от Севера до Юга. В моих эскизах – собирательный образ русского народного костюма. 

Перед театральным художником не стоит задача сделать музейную реконструкцию или проиллюстрировать произведение: обязательно должен быть отбор. Никаких лишних или случайных деталей – все должно работать на раскрытие образа героя. По сути, костюм – это не просто одежда, это – психологический портрет. Цвет и силуэт, детали отделки, головной убор, грим, реквизит – это «архитектурный облик» героя. Поэтому, работая над коллекцией, я стараюсь сохранить «дух эпохи» в наиболее выразительных чертах и особенностях. А мои костюмы – всегда «вне времени».


—  Как и почему в этом спектакле Вы смешивали традиционный народный костюм с современными элементами кроя и материалами?

—  Я считаю, что работа театрального художника по костюмам заключается именно в стилизации, то есть в творческой переработке литературного и историко-культурного материала, а результатом должно стать оригинальное произведение. Иначе получится иллюстрация или музейная выставка, как я уже сказала ранее. Важно не забывать, где реализуется произведение – на театральной сцене. А в театре своя специфика: свет, звук, декорации, технические особенности площадки. А еще есть особый способ существования артистов на сцене, взаимодействие со зрителем. И, конечно же, принципиальны задачи, которые ставит режиссер перед художником. Все это нужно учитывать при создании костюмов, и при этом ухитриться убедительно и ясно передать атмосферу литературного произведения, ничего не исказив и не испортив. Как я часто говорю себе, чтобы Александр Сергеевич за нас не краснел. Выходит, что театральные художники – это те же жонглеры.

К конкретным примерам: неспроста Поповна, Поп и Попадья представлены в образах Лебедя, Рака и Щуки («Сказки о попе и работнике его Балде»). Отсылка к известной басне Крылова – ключ к разгадке образов этих героев. Это символ, с помощью которого зрителю станет понятен их характер взаимодействия между собой и с другими героями. При этом остались неизменны силуэты и элементы народного костюма.

Поп – в традиционной широкой рясе, но она красного цвета, с фигурными рукавами-клешнями, а на поясе – рачьи хвосты, как связки ключей. Золотой «толоконный лоб», то есть «бестолковый» – он же колокол, который будет звенеть от щелчков Балды. Щука-Попадья – в глухом платье в пол современного кроя, напоминающем монашеское одеяние; длинные, до земли, рукава указывают на то, что женщина не слишком добросовестная хозяйка в доме (как говорится, «спустя рукава»). И как будто из чужой семьи Лебедь-Поповна – тоскующая и мечтательная, в шелковом платье-сарафане с характерными длинными рукавами, как у девиц на выданье, в душегрее с подрезанными крыльями. 


—  Какая задача была поставлена перед Вами как перед художницей по костюмам в спектакле «ВЫМЫСЛЫ»?


—  Режиссер спектакля «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина» Илья Архипов, с которым я неизменно работаю на протяжении нескольких лет, всегда ставит передо мной только одну задачу – сделать красиво. И достичь этого невероятно сложно! Красота – загадка, она – сама жизнь. Само по себе красиво не получится, нужно много работать. А если выйдет, то этим будет сказано все. Меньше средств – больше выразительности, тогда все станет гениально и просто, как у Пушкина.

Эскизы костюмов Алёны Песковой к спектаклю «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина»


 
Балда. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И.Шаляпина.

Поп. Его обувь напоминает копытца, а пояс - хвосты рака. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Поповна. Душегрейка напоминает крылья лебедя. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Бесенок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Старый бес. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Няня. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Няня. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Золотая рыбка. Узоры шляпки костюма напоминает жабры у рыб, органы водного дыхания. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И. Шаляпина.

Старик. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Старуха. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Столбовая дворянка. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкальныого театра им.Ф.И. Шаляпина.

Вольная царица. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Красивая женщина (Кобыла). Узоры на платье напоминают о выражении «лошадь в яблоках». Такое украшение присуще чаще всего породам с серой шерстью из-за схожести округлой ровной формы белых пятнышек с яблоками. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Золотой Петушок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Мудрец с петушком внутри. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Царь Дадон. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Шамаханская царица. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.

Петушок. Фото: Алена Пескова / пресс-служба музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина.




Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Виртуальная выставка
30.09

Художница Татьяна Власова создала текстильный Петербург

Виртуальная выставка
19.01

Виртуальная выставка Натальи Беловой «Изысканный серый цвет петербуржской зимы»

Искусствовед, фотограф и преподаватель Наталья Белова специализируется в репортажной фотографии и театральной съемке. В этот раз приглашаем вас познакомиться с ней с другой стороны – как с городским пейзажистом.

Виртуальная выставка
225-летие Александра Пушкина
04.06

Как представляют себе Пушкина петербургские художники

Виртуальная выставка
Авторы Санкт-Петербурга онлайн
27.05

Виртуальная выставка «С Петербургом в сердце»

Авторы Санкт-Петербурга онлайн
Виртуальная выставка
08.04

Виртуальная выставка «От сотворения мира до Гагарина: космос глазами художников»

Смотреть все