Опубликовано: 12 апреля 2024 года
Портал «Культура Петербурга» поговорил с художником по костюмам Алёной Песковой о визуальной стороне спектакля.
— Какой традиционный для России народный костюм Вы брали за основу?
— В процессе работы я изучила обширный материал: проследила развитие традиционного костюма во всех регионах страны, от Севера до Юга. В моих эскизах – собирательный образ русского народного костюма.
Перед театральным художником не стоит задача сделать музейную реконструкцию или проиллюстрировать произведение: обязательно должен быть отбор. Никаких лишних или случайных деталей – все должно работать на раскрытие образа героя. По сути, костюм – это не просто одежда, это – психологический портрет. Цвет и силуэт, детали отделки, головной убор, грим, реквизит – это «архитектурный облик» героя. Поэтому, работая над коллекцией, я стараюсь сохранить «дух эпохи» в наиболее выразительных чертах и особенностях. А мои костюмы – всегда «вне времени».
— Как и почему в этом спектакле Вы смешивали традиционный народный костюм с современными элементами кроя и материалами?
— Я считаю, что работа театрального художника по костюмам заключается именно в стилизации, то есть в творческой переработке литературного и историко-культурного материала, а результатом должно стать оригинальное произведение. Иначе получится иллюстрация или музейная выставка, как я уже сказала ранее. Важно не забывать, где реализуется произведение – на театральной сцене. А в театре своя специфика: свет, звук, декорации, технические особенности площадки. А еще есть особый способ существования артистов на сцене, взаимодействие со зрителем. И, конечно же, принципиальны задачи, которые ставит режиссер перед художником. Все это нужно учитывать при создании костюмов, и при этом ухитриться убедительно и ясно передать атмосферу литературного произведения, ничего не исказив и не испортив. Как я часто говорю себе, чтобы Александр Сергеевич за нас не краснел. Выходит, что театральные художники – это те же жонглеры.
К конкретным примерам: неспроста Поповна, Поп и Попадья представлены в образах Лебедя, Рака и Щуки («Сказки о попе и работнике его Балде»). Отсылка к известной басне Крылова – ключ к разгадке образов этих героев. Это символ, с помощью которого зрителю станет понятен их характер взаимодействия между собой и с другими героями. При этом остались неизменны силуэты и элементы народного костюма.
Поп – в традиционной широкой рясе, но она красного цвета, с фигурными рукавами-клешнями, а на поясе – рачьи хвосты, как связки ключей. Золотой «толоконный лоб», то есть «бестолковый» – он же колокол, который будет звенеть от щелчков Балды. Щука-Попадья – в глухом платье в пол современного кроя, напоминающем монашеское одеяние; длинные, до земли, рукава указывают на то, что женщина не слишком добросовестная хозяйка в доме (как говорится, «спустя рукава»). И как будто из чужой семьи Лебедь-Поповна – тоскующая и мечтательная, в шелковом платье-сарафане с характерными длинными рукавами, как у девиц на выданье, в душегрее с подрезанными крыльями.
— Какая задача была поставлена перед Вами как перед художницей по костюмам в спектакле «ВЫМЫСЛЫ»?
— Режиссер спектакля «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина» Илья Архипов, с которым я неизменно работаю на протяжении нескольких лет, всегда ставит передо мной только одну задачу – сделать красиво. И достичь этого невероятно сложно! Красота – загадка, она – сама жизнь. Само по себе красиво не получится, нужно много работать. А если выйдет, то этим будет сказано все. Меньше средств – больше выразительности, тогда все станет гениально и просто, как у Пушкина.
Эскизы костюмов Алёны Песковой к спектаклю «ВЫМЫСЛЫ. Сказки Пушкина»
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться