Стас Лопаткин: «Выразить образ Шаляпина через женскую душу»
Авторы Санкт-Петербурга онлайн

Стас Лопаткин: «Выразить образ Шаляпина через женскую душу»

Стас Лопаткин. Правообладатель: Ирина Иванова / Институт культурных программ.

Опубликовано: 13 декабря 2024 года

17 декабря на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина», который пройдет в рамках фестиваля искусств имени Фёдора Ивановича Шаляпина «Дар». Эта постановка — размышление об удивительной судьбе и уникальном наследии великого артиста и человека. В литературной основе работы — дневники, письма и воспоминания баса. Над созданием спектакля работала целая команда специалистов. Среди них – дизайнер Стас Лопаткин, ответственный за сценографию и костюмы. 

Портал «Культура Петербурга» совместно с Музыкальным театром им. Ф.И. Шаляпина подготовил виртуальную выставку эскизов театральных образов Шаляпина.

Стас Лопаткин. Правообладатель: Ирина Иванова / Институт культурных программ.

Но сначала предлагаем вашему вниманию интервью со Стасом Лопаткиным

– Что именно вдохновило Вас на создание костюмов для спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина»?

– Если говорить о вдохновении, то, конечно, в первую очередь, это сама фигура мэтра. Она огромная и очень яркая. Музей Шаляпина до сих пор является для меня одним из образцов квартир-музеев, очень любопытных и близких, в котором хочется бывать много раз. Вдохновила, конечно, сама идея, потому что когда мне предложили участвовать в этом проекте, то самым необычным было то, что этот спектакль изначально подразумевался как музыкальный, в котором нет самого певца. Это достаточно сложная история — выразить Шаляпина через женскую душу, через женский вокал, женскую актерскую игру. Задача рискованная, но за это я ее и люблю.


– Сценография постановки минималистичная, но концептуально концентрированная. Как Вы определяете баланс между минимализмом и необходимостью передать богатство персонажа и его истории?

– Я специально хотел сделать сценографию минималистичной для того, чтобы на фоне декораций костюм смотрелся наиболее контрастно. Также я отталкивался от площадки. Мне хотелось создать черный кабинет, графичную такую историю, состоящую из геометрических фигур. Но в то же время для того, чтобы сделать картину более яркой, я решил, что черный цвет будет классно сочетаться с золотым. И это золото добавило как раз-таки живописи в сценографию. У меня были такие ассоциации: золотой трон, золотая рожь. Это тоже один из театральных приемов, который я решил использовать. Он дает энергии проекту. К тому же, я изначально знал, что большинство костюмов будут белого цвета, такие наряды символизируют некую исподнюю рубашку, образ души человека. Естественно, что на контрасте с графичными и темными декорациями подобный наряд будет смотреться наиболее заметно. Ну, а если говорить о том, как передать разноплановость персонажа, то важно, чтобы ни костюм, ни декорация не затмевали саму игру актера, музыкальную часть проекта. Как художник я воспринимаю мир картинками, но в то же время пытаюсь почувствовать и все остальное, представить, что будет происходить на сцене.

– Насколько важно было учитывать исторический контекст эпохи Шаляпина при создании костюмов? Как Вы адаптировали элементы того времени к современным требованиям театра?

– Если говорить о важности исторического контекста эпохи при создании костюмов и декораций, то я считаю, что это не самый главный аспект. Самое важное все-таки погрузить зрителя в атмосферу спектакля, заставить поверить в то, что он в попал в нужный период. Можно использовать современные костюмы, но что-то подсознательно должно говорить зрителю о том, что он перенесся в другую эпоху, что перед ним костюмы того времени. Это сложно. Но за спиной у меня достаточно большой багаж знаний по истории искусства, костюма, огромная насмотренность. При этом работаю я абсолютно бессознательно, интуитивно выбирая определенные элементы одежды. Для меня скорее важна фактура ткани, некий силуэт, маленькие детали, способные переносить нас в другую эпоху. Я специально не делаю копию костюма 1905 года. А создаю вневременную историю, относящуюся к определенному периоду.

– Как Вы взаимодействовали с актерами при разработке костюмов? Были ли какие-то идеи, которые они приносили в процесс? Или последнее слово было за Вами?

– Когда я работаю с артистом, то, конечно же, стараюсь выслушать все его пожелания. Другой вопрос, что в данном случае это все-таки не сольный спектакль, не выступление оперной дивы на большой сцене. Тогда звезда могла бы сказать: «Я хочу не красное, а синее! Не зеленое, а блестящее! И еще раствориться в черном».

В данном случае речь о спектакле как едином организме, который подчиняется режиссеру, заданной сценографии и многим другим аспектам. Все должно быть выдержано в одном ключе. И тут очень важен процесс разработки костюмов, вопрос взаимодействия и взаимопонимания актера и художника по костюмам. Необходимо правильно донести артисту его роль, поведение в конкретном наряде. Это принципиально! Понятно, что бывают сложные истории, когда артист, например, может надеть свой сценический костюм и сказать, что в нем неудобно. Тогда надо сделать так, чтобы было удобно. В тоже время актер не может сказать, что не хочет в этом наряде играть. Ведь костюм — это часть роли, которая отведена артисту, и в которую он должен погрузиться, войти и сыграть естественно. Я учитываю какие-то особенности, но далеко от эскиза стараюсь не уходить. Максимум небольшое изменение длины костюма, если, скажем, режиссер ввел танцевальный номер. Но этот факт не влияет на общее впечатление от эскиза или костюма. 


– Как Вы считаете, какой образ Шаляпина наиболее важен для передачи в Вашем дизайне? Что Вы хотели бы, чтобы зрители почувствовали, осознали, глядя на созданные Вами костюмы?

– Мне очень сложно выделить какой-либо образ из тех, что я создал для Шаляпина, потому что каждый является для меня некой квинтэссенцией. Мне хотелось выжать из каждого наброска, идеи - все.

Очень интересно было обсуждать с режиссером идеи костюма. Так возникли, к примеру, образы Мефистофеля. В свое время Фёдор Иванович говорил, что ему хотелось бы сыграть роль этого героя иначе, возможно, будучи голым. Режиссер думал этот момент обыграть, и тогда мне в голову пришла мысль. Поскольку у нас все костюмы изначально белые, и это отсылке не только к душе, но и античным статуям, я предложил сделать самый нижний костюм Мефистофеля в виде части скульптуры с разной длиной рук, ног, с отколотыми конечностями, с фиговым листом.

Работать над каждым костюмом было очень любопытно. Возьмем плащ Мефистофеля, я решил, что это должно быть классическое мужское пальто очень большого размера, с большими плечами, с порванными рукавами, через которые выходят хрупкие женские руки. А еще у него шапочка в виде шлема и огромными перьями. Подводя итого, хочу сказать, что все наряды я старался сделать утрированно огромными.

Каждый костюм у нас символичен. Вот, скажем, наряд Дон Кихота. Этот герой всегда внутри был ребенком, да и Шаляпин тоже сохранял мальчишеский задор. И мы решили, что надо сделать Дон Кихота мальчиком, защищающим девочку, играющим с игрушечной сабелькой. Мальчиком, у которого есть шорты. Хотя шорты вроде огромные, с мужчины, но это все равно штанишки для ребенка. И усы у героя ненастоящие, потому что малыш еще не вырос. Он берет какую-то травинку, соломинку прикладывает к своей губе, и вот уже кажется себе большим, готовым защищать свою Дульсинею. Каждый костюм мне был интересен, и я не могу даже выделить наиболее близкий.

Когда на сцене - хор, сразу видно, что никто не выделяется из коллектива. Хор весь одинаковый, его практически нет, есть лица на темном фоне, а иногда даже и лиц этих не видно. И я решил, что это должен быть полностью закрытый костюм, кокон с закованными руками и ногами. То есть перед нами человек, который просто исполняет роль. Но Шаляпину удается прорваться через этот кокон. 

Костюмы сценических образов Шаляпина

Правообладатель: Стас Лопаткин / Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина.
Правообладатель: Стас Лопаткин / Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина.
Правообладатель: Стас Лопаткин / Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина.
Правообладатель: Стас Лопаткин / Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина.
Правообладатель: Стас Лопаткин / Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина.
Правообладатель: Стас Лопаткин / Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина.
Правообладатель: Стас Лопаткин / Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина.
Правообладатель: Стас Лопаткин / Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Авторы Санкт-Петербурга онлайн
Виртуальная выставка
08.04

Виртуальная выставка «От сотворения мира до Гагарина: космос глазами художников»

Виртуальная выставка
Авторы Санкт-Петербурга онлайн
225-летие Александра Пушкина
12.04

Алёна Пескова: «Театральный костюм - это психологический портрет героя»

Виртуальная выставка
Авторы Санкт-Петербурга онлайн
27.05

Виртуальная выставка «С Петербургом в сердце»

Виртуальная выставка
225-летие Александра Пушкина
04.06

Как представляют себе Пушкина петербургские художники

Виртуальная выставка
30.09

Художница Татьяна Власова создала текстильный Петербург

Смотреть все