Анастасия Вострецова. Фото: Дарья Мурашко | Фотография и работы предоставлены Анастасией Вострецовой
Авторы Санкт-Петербурга онлайн

Виртуальная выставка «Балерины в творчестве Анастасии Вострецовой»

Опубликовано: 02 января 2023 года

Художница Анастасия Вострецова родилась в Екатеринбурге, но уже пол жизни прожила в Санкт-Петербурге. Город ей близок по духу, созвучен своей театральностью и пасмурной тишиной. Любимые темы в живописи: балет, натюрморт, портреты. Предпочитает сухую пастель и масляную живопись. Приглашаем вас в мир балета Анастасии Вострецовой!

Image-1.1755d685082f55fbb88e328a5bc4cf38.jpg

— Как вы попали в мир балета?
- Тема балета меня преследовала с детства. Сохранились папки с рисунками, иллюстрирующими балетные спектакли, на которые меня водила Мама. Я, как и многие девочки, занималась балетом какое-то время. Позднее о театре было забыто, и я погрузилась в обучение в художественном училище и Академии художеств. Но, в моей жизни появился значимый человек, художник Василий Братанюк, который снова открыл для меня мир театра и балета. Я училась у него несколько лет. Василий всю жизни пишет картины на балетную тему, а я могу назвать себя его последователем. Балет мы видим, конечно, по-разному, у меня он более сказочный и восторженный.
— Есть ли у вас художественные ориентиры в рисовании балета? Предшественники, кумиры? Не только российские художники, но и за рубежом.
- Ориентиров в рисовании балета у меня нет по одной простой причине: художников, посвятивших творчество этой теме просто по пальцам пересчитать. Мои художественные ориентиры — это музейные стены, каждый раз примеряю мысленно свои работы в те залы, где висят великие наши предшественники и это очень помогает, отрезвляет, что ли. Понимаешь, какие ошибки совершаешь и над чем нужно еще работать, и путь этот бесконечный.
— Как вам кажется, вы нащупали свой стиль, свое видение в создании балетного мира на холсте?
- как правило, художник не ставит своей задачей найти свой стиль, это происходит помимо желания, или не происходит. Просто важно делать то, что близко сердцу и, наверное, это и будет собственным почерком, ведь у каждого рисующего свой язык. Мне сложно судить о себе самой, но думаю, что мои балетные работы узнаваемы, а значит, и почерк есть.
— Что для вас самое главное в картинах о балете? Можно, например, проводить архивное исследование по портретам балерин, созданных вами, во что она была одета и так далее, или это больше художественная интерпретация увиденного вами.
- Тема балета в живописи всегда считалась «моветон», особенно среди художников. Мы не будем брать в расчет Дега, он единственный, неповторимый,гениальный художник, работавший над темой балета (были и другие, но они остались незаметными). В современной живописи с трудом можно найти что-то стоящее на тему балета. В основном это будут розовые картинки с «А ля-балеринами». Часто художники изображают балет, но при этом никогда не были в театре. Эта тема не может быть вымышленной, она требует любви к театру, красоте, балетной пластике, знание балетного языка и тонкостей костюмов.

Моей главной целью и задачей является найти, передать образ балерины так, чтобы он звучал максимально нейтрально, как бы живущим вне времени. Наиболее получилось это сделать в картинах «старинная шаль» и «белая шаль». По моим работам можно проследить творческую жизнь какой-либо балерины. Есть работы, на которых изображена совсем крошечная девочка, а потом, спустя много лет я снова ее рисую, и она превращается уже в грациозного лебедя, потому что танцует в театре. Так же есть работы, посвященные одной балерине. Более 15 лет я рисовала Ильмиру Багаутдинову, артистку балета Мариинского театра. Было написано более 40 картин, где можно проследить творческий путь балерины, ее роли. Мы неоднократно делали выставки, где показывали эти работы.
— Возможно ли рисовать балетный спектакль с натуры? Среди ваших работ есть спектакли из репертуаров театров. Это именно с натуры или уже художественная переработка ваших впечатлений?
- Балет возможно рисовать с натуры, но это будут мало информативные наброски. За кулисами во время спектакля невозможно рисовать, потому что это может помешать рабочему процессу артистов балета, а так же там просто темно и ничего не будет видно на холсте. Все мои сюжеты — это художественная переработка увиденного. Среди моих балетных картин есть как абсолютно вымышленные сюжеты, так и по спектаклям, идущим в театрах.
— Расскажите, пожалуйста, как сложилось ваше сотрудничество с Михайловским театром?
- Театр увидел мои балетные работы и обратился ко мне, подобрать что-то новогоднее для их афиши. У меня была серия новогодних снежинок среди которых картина с балеринами в костюмах снежинок, которые зажигают уличный фонарик. Специально для театра я переписала фон и изобразила часть итальянской улицы и фасада театра. К следующему Новому году я писала картину специально для театра. Там можно увидеть занавес Михайловского театра и знакомого персонажа-щелкунчика. В каждом театре свой, особенный Щелкунчик.
— Чтобы вы порекомендовали посмотреть или почитать тем, кто погружается в мир балета? Книги, кино, картины художников?
- В мастерской у меня есть полочка с книгами о театре, воспоминания артистов балета. Среди них есть книги, которые понравились:
  • Шаляпин «Маска и душа»;

  • Олег Виноградов «Исповедь балетмейстера»;

  • Плисецкая «Я, Майя Плисецкая…»;

  • Тамара Карсавина «Театральная улица».

Не очень люблю фильмы о Балете, как и фильмы о художниках по причине искусственности образа не имеющего ничего общего с реальностью. Но фильм «Анна Павлова» 1983 г. мне очень понравился и запомнился.

— А что вы думаете о современных танцах? Вы их воспринимаете как источник вдохновения или это вам абсолютно чуждо?

- Я приверженец классического танца. У меня есть подруги балерины, которые не раз приглашали на концерты современной хореографии. Есть очень сильные вещи, пробирающие до мурашек. Но это больше для получения каких-то эмоций, переживаний. Я не вижу, каким образом можно изобразить современный танец, скорее всего, я просто художник, говорящий об иной красоте. Вернее сказать, я не могу найти художественного языка, который помог бы мне передать впечатления о современном танце.
1. когда в театре тишина.9549c583e23373e7f8e776c9c295e61f.jpg


2. Маркиза старинных ограды.9549c583e23373e7f8e776c9c295e61f.jpg

3. Закулисье. Сильфиды.9549c583e23373e7f8e776c9c295e61f.jpg

4. Хозяйки театральных фонариков.9549c583e23373e7f8e776c9c295e61f.jpg

5. Стаинная шаль.8b7f84416818aa6b873df825d257e599.jpg

8. Анжелина Воронцова в роли Вилисы.9549c583e23373e7f8e776c9c295e61f.jpg

9. Балет Жизель. Перед спектаклем.9549c583e23373e7f8e776c9c295e61f.jpg

10. Юная балерина.136cbcb26c43e96d6c55b44eba4144d3.jpg

Анастасия Вострецова. Фото: Дарья Мурашко | Фотография и работы предоставлены Анастасией Вострецовой

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Авторы Санкт-Петербурга онлайн
Виртуальная выставка
08.04

Виртуальная выставка «От сотворения мира до Гагарина: космос глазами художников»

Виртуальная выставка
Авторы Санкт-Петербурга онлайн
225-летие Александра Пушкина
12.04

Алёна Пескова: «Театральный костюм - это психологический портрет героя»

Виртуальная выставка
Авторы Санкт-Петербурга онлайн
27.05

Виртуальная выставка «С Петербургом в сердце»

Виртуальная выставка
225-летие Александра Пушкина
04.06

Как представляют себе Пушкина петербургские художники

Виртуальная выставка
30.09

Художница Татьяна Власова создала текстильный Петербург

Смотреть все