Опубликовано: 17 июня 2023 года
Дом для трех семей строят за 45 минут
Мы начали с того, что отправились в юрты, в каждой из которой нас ждали приветливые хозяева, готовые рассказать о традициях своего народа.
«А Вы знаете, что чум обских угров перевозят на нартах, и его традиционно собирают женщины, причем за 15 минут, - поведали нам в одном из жилищ. - Еще полчаса у них занимает обтягивание балок тканью или мехом. При сильном морозе процесс идет еще быстрее. Обычно в чуме площадью 20 м2 проживают сразу 2-3 семьи. Для комфорта – каждая семья отделяет себя от соседей тканевым пологом».
Как выяснилось, эти уютные строения еще нередко можно встретить на Севере нашей страны. Вес таких чумов – порядка 400 кг и для их перевозки требуется несколько нарт.
Куклы сберегут от дурного глаза
Конечно же, нам было интересно не только прогуляться по юртам и ярангам, но и познакомиться с национальной культурой российских народов в различных областях. Ну кто откажется попробовать калмыкский чай с молоком маслом и солью (очень необычный, надо сказать, вкус). Примерить национальные головные уборы или сделать самому тотемную куклу.
«Таких кукол издревле делали в наших краях, - рассказала нам Анна Манько, являющаяся мастером по традиционным промыслам народов Камчатки. – Верили, если нашить эти вещицы на одежду, они сберегут от дурного глаза. Кто-то прикреплял кукол на видные части наряда, а кто-то – прятал под украшения, чтобы «защитников» было не видно».
В этой экодеревне трудно заскучать. Пока я с интересом делала из меха, кожи и бусинок тотемную куклу, супруг увлекся национальной калмыкской головоломкой. Задача «Нэрн Шинҗ» – одеть 12 колец, опутанных веревкой, на металлическую палку. Это только со стороны кажется, что управиться с кольцами можно за пять минут. На самом деле – дойти до конца игры не так уж и просто. «У нас соревнования по этой игре устраивают, одеваем кольца на скорость», - поделился с нами информацией гостеприимный хозяин юрты.
О шаманах и бурятских скрипках
Вряд ли кого-то оставили равнодушными народные танцы – плавные башкирские и бодрые танцы чукчей, во время которых артисты изображали моржей, птиц, а еще шуточно пугали зрителей, внезапно выбегая в толпу.
В юртах можно было услышать и народные легенды. Например, о том, как появилась бурятская «скрипка» - морин хуур. Как нам рассказал выпускник музыкального колледжа Дамир Найданов, первый такой инструмент был создан воином из костей своего боевого коня, убитого завистниками. Именно поэтому гриф украшает голова лошади, а название переводится как «инструмент коня». У этого спутника певцов всего две струны, но, кроме красивых мелодий, он может воспроизводить еще звуки, похожие на ржание лошади. А это, согласитесь, очень непривычно.
Старинное и народное перемежалось на этом фестивале с современным и цифровым. Все желающие могли при помощи очков виртуальной реальности совершить путешествие в Ханты-Мансийский этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», а также на себе испытать, какие ощущения испытывает человек, спускающийся в шахту, катающийся там на вагонетках и раскалывающий молотком минералы.
У зрителей была возможность и нарисовали картины нефтью, и понаблюдали за граффити–баттлом профессиональных художников, создававших на стенах зданий «Ленфильма» картины на северные темы. "Я нарисовал волка и шамана, - сообщил порталу петербургский граффитчик Василий Цветков, – поскольку с этими мистическими образами ассоциируется у меня Север".
У зрителей была возможность и нарисовали картины нефтью, и понаблюдали за граффити–баттлом профессиональных художников, создававших на стенах зданий «Ленфильма» картины на северные темы. "Я нарисовал волка и шамана, - сообщил порталу петербургский граффитчик Василий Цветков, – поскольку с этими мистическими образами ассоциируется у меня Север".
Придавая песням народов Севера современное звучание
Фестиваль будет продолжаться по 17 июня. Очевидно, что здесь каждый найдет себе локацию по душе. Кто-то будет слушать коллективы, выступающие на сцене (кстати, на открытии присутствовала обладательница «Грэмми» – группа Otyken, придающая песням народов Севера современное звучание); кто-то - примерять на себя солнечные очки, являющиеся копиями якутских очков, чей возраст насчитывает несколько тысяч лет; а кто-то - устраивать себе фотосессии в юртах, набрасывая на себя пушнину и позируя на фоне шкур с волчьими головами.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться