Карл Росси: какие мероприятия пройдут в Петербурге к 250-летию великого архитектора
Карл Росси: какие мероприятия пройдут в Петербурге к 250-летию великого архитектора
Готовые решения: куда пойти

Карл Росси: какие мероприятия пройдут в Петербурге к 250-летию великого архитектора

Бенуа Шарль Митуар "Портрет архитектора Карла Ивановича Росси" (до 1812 г.). Фото: rusmuseumvrm.ru. Правообладатель: Государственный Русский музей.

Опубликовано: 18 декабря 2025 года

29 декабря (18 декабря по старому стилю) исполняется 250 лет со дня рождения выдающегося русского зодчего итальянского происхождения Карла Ивановича (Карло ди Джованни) (1775–1849 гг.) Росси, мастера русского ампира, создателя уникальных архитектурных ансамблей нашего города. «Культура Петербурга» подготовила статью, в которой приводятся и неизвестные факты из биографии зодчего, и мероприятия, которые пройдут к юбилею в Северной столице.  

Рождение Карло ди Джованни Росси окутано тайнами. Мальчик появился на свет в Италии, в Неаполе или Венеции. О том, кто был его отцом ходят разнообразные слухи: от юриста до аристократа. И даже императора. Национальность матери — балерины Гертруды Росси — тоже неясна, вероятнее всего, она была немка. Известно, что семья, после Неаполя, жила в Париже и Лондоне. В 1787 отчим юного Карло — известный французский танцовщик и хореограф Шарль Ле Пик — был приглашён в Петербург на должность первого танцора императорской труппы, а затем там же стал главным балетмейстером. С 1788 года Карло учился в немецкой школе Петришуле в Петербурге. Далее в биографии Росси: обучение у известного итальянского архитектора Винченцо Бренны в Павловске, работа над проектами в столице и её пригородах, служба чертёжником в Адмиралтейском ведомстве, учебные поездки во Францию и Италию, работа рисовальщиком на Императорском фарфоровом заводе, получение звания архитектора в 1806 году, участие в Кремлёвской экспедиции, занимавшейся вопросами строительства в Москве и других провинциальных городах. В 1814 году Росси назначен главным архитектором Павловска, а его основной заказчицей стала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

В 1816 году Карл Иванович назначен членом Комитета строений и гидравлических работ, а также придворным архитектором. На протяжении последующих полутора десятилетий Росси создал свои лучшие произведения. Карл был мастером своего дела. Он ввёл новый принцип городского планирования: начал проектировать единую застройку улиц и площадей, создавая гармоничные архитектурные ансамбли, объединяя общим ритмом и умело сочетая уже существующие здания с новыми. Зодчий подарил центру Петербурга его нынешний облик.

По проектам Карла Росси были построены сегодня известные каждому памятники архитектуры.

Одна из первых значительных работ юного зодчего в Петербурге — реконструкция Аничкового дворца (1816–1821 гг.). Архитектору было поручено перепланировать территорию и заново отделать интерьеры помещения для великого князя Николая Павловича. Наиболее значительные изменения коснулись сада дворца: пруд в центральной части засыпали, а территорию разбили заново. Были построены два садовых павильона, украшенных барельефами и статуями русских витязей. На что зодчего вдохновила недавняя победа русской армии в Отечественной войне 1812 года. Со стороны Невского проспекта по проекту Росси была создана великолепная чугунная ограда на каменном цоколе, украшенная венками и золочеными фигурами орлов. К сожалению, большинство интерьеров, реализованных во дворце по проектам Росси, были переделаны во второй половине XIX века. Сохранились лишь некоторые детали отделки. Но виды залов остались запечатлёнными на картинах, в том числе на акварелях Эдуарда Гау и Луиджи Премацци.
e8gurr03qpvfulsxcsnk7s07ooc05gmh.jpg

Опыт этот реконструкции позднее был использован Росси при создании ансамблей Дворцовой площади, Елагина и Михайловского дворцов. А один из его шедевров — ансамбль Александринского театра — неразрывно связан с прилегающим к нему комплексом зданий Аничкова дворца.

Карл Росси разработал для Павловска проект павильона-беседки (1816 г.) со сферическим полукуполом и колоннами. Проект был осуществлён только в 1914 году. Тогда же в павильоне установили памятник императрице Марии Фёдоровне. Идея создания скульптуры возникла после кончины царицы в 1828 году. Сегодня мы знаем эту беседку как «Павильон Росси».

Зодчий спроектировал парадную резиденцию на Елагином острове (1817–1822 гг.). В 1817 году остров был куплен Кабинетом Его Императорского Величества. В 1818 году по указу Александра I был образован «Комитет для перестройки бывшего Елагина дворца…». Главным архитектором строительства назначили Карла Росси. Он перестроил дворец, создал новые служебные корпуса и обустроил остров для летнего пребывания там вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, хозяйки  блистательного Павловска. Архитектор не ограничился только перестройкой зданий, а преобразил весь остров целиком, объединив архитектурные сооружения и окружающий их ландшафт в единое целое. Дворцово-парковый ансамбль стал первой крупной самостоятельной работой мастера. 
3t93dqyzk3vwzz7gll9lreuome0cqyq1.jpg

Имя великого зодчего неразрывно связано с историей музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Карл Росси является автором реконструкций ряда жилых интерьеров Зимнего дворца (1817 г.).

В эти же годы архитектор работал над интерьерами Строгановского дворца, которые неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев.

Карл Иванович создал ампирный ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему улицей и площадью (1819–1825 гг.). За работу Александр I наградил Росси орденом Св. Владимира 3-й степени и бриллиантовым перстнем. Павильон в Михайловском саду, за дворцом, носит имя зодчего.
mfl9uofohzgwah3gzdh7c1ljzal6vxuf.jpg

Ещё одно творение мастера — ансамбль здания Главного штаба, Министерств иностранных дел и финансов с Триумфальной аркой (1820–1830 гг.). Великолепное классическое строение, возведенное напротив императорской резиденции, завершило формирование ансамбля Дворцовой площади, придав ей особый статус административного центра столицы. В западном крыле здания разместилось военное ведомство — Главный штаб, восточное крыло было отведено для гражданских министерств Российской империи: Министерства финансов и Министерства иностранных дел. Росси положил в основу проекта идею соединения двух независимых зданий в единое целое. Плавно изогнутые крылья восточного и западного корпусов объединяет двойная арка, которую венчает скульптурная композиция «Колесница Славы», олицетворяющая триумф России. В 1988-м восточное крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу. В ходе работ были отреставрированы помещения, сохранившие свою отделку. Особую ценность имеют оформленные мастером в стиле ампир парадные апартаменты квартиры министра иностранных дел Карла Нессельроде.
fpci1trjb6z34zmulh4mka7c5500i9p6.jpg 
Над Галереей Гонзаго в Павловском дворце по проекту Росси построена Большая дворцовая библиотека (1822–1824 гг.) — одно из крупнейших петербургских частных книжных собраний. Надстройка, благодаря классическому декору фасада и огромным полуциркульным окнам, органично вписалась в композицию уже существовавшего дворца. Во время пожара 1944 года Библиотека Росси полностью погибла, из мебельного убранства сохранилось лишь два стула. Интерьер был воссоздан в 1960-е и 1990-е годы. Также зодчий разработал проект Николаевских (Чугунных) ворот (1826 г.).

По проекту Карло Росси в Зимнем дворце в честь победы России над наполеоновской Францией была создана Военная галерея (1826 г.). Помещения между Большим Тронным и Гербовым залами зодчий объединил в одно пространство. На стенах помещены 332 портрета генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов, фельдмаршалов и государей-союзников. В 1837 галерея пострадала в пожаре, но была бережно восстановлена.

Шедевром Карла Росси является ансамбль Александринского театра (1828–1832 гг.), в который архитектор включил Александринскую площадь (ныне Площадь Островского) и целый квартал, вдоль спроектированной за зданием Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси). Также вскоре рядом был построен новый корпус Императорской публичной библиотеки (1828–1834 гг., ныне Российская национальная библиотека). Здание Александринского театра — жемчужина мировой театральной архитектуры, охраняется ЮНЕСКО. Именно в этих стенах, ставших домом первого русского национального драматического театра, состоялись премьеры главных произведений русского репертуара, и именно здесь продолжает развиваться искусство драматической сцены России. Примечательно — Карл Иванович создал двадцать вариантов ансамбля. В одном из исторических зданий, построенных специально для Дирекции императорских театров, сегодня расположен Музей театрального и музыкального искусства
n12czkynowxd4xa2usrp3nvebjnwg7m1.jpg

Карл Росси спроектировал ансамбль зданий Сената и Синода (1827–1836 гг.). Первоначально эти учреждения располагались в здании Двенадцати коллегий. Великолепный ансамбль на Сенатской площади, вблизи Исаакиевского собора, Адмиралтейства и Медного всадника, — последний воплощённый проект архитектора. Сегодня здесь расположены Президентская библиотека и Конституционный Суд Российской Федерации.
71oypfwcg3yvtue37jxy5w04l4fdajth.jpg

Карл Росси создавал не только дворцы и соборы, но и провинциальные лавки, дома и харчевни. А также предметы прикладного искусства, лестницы и мебель, театральные ложи и орнаменты для наборного паркета, металлические ограды, вазы, люстры и даже катафалк.

Зодчий умер в 1849 году и был захоронен на Волковском лютеранском кладбище. В 1940-м его прах был перенесён на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.

Сегодня в Петербурге можно встретить несколько памятник архитектору: бюст на Манежной площади, бюст в коллекции Русского музея (копия установлена в Михайловском саду). Также фигура Карла Росси входит в скульптурной группу «Зодчие Санкт-Петербурга» в Александровском парке.
t4h41pwghvr6vb27jknd12i0vo5e0e2x.jpg

Мероприятия:



13 ноября 2025 года — 1 февраля 2026 года.
Выставка «„По высочайше опробованному плану“: к юбилеям зодчих Егора Соколова и Карла Росси».
Новое здание Российской национальной библиотеки (Московский пр., д. 165, корп. 2).

Выставка посвящена эпохе Санкт-Петербурга конца XVIII — начала XIX века, судьбам зодчих и их архитектурным творениям. Имена Егора Соколова и Карла Росси объединяет не только создание выдающихся доминант города, но и архитектурного ансамбля Императорской Публичной библиотеки, историческим корпусам которой в экспозиции уделено особое внимание.

27 ноября 2025 года — 1 марта 2026 года.
Выставка «Карл Росси. К 250-летию со дня рождения архитектора».
Инженерный дом Петропавловской крепости (территория Петропавловская крепость, д. 3Н).
Представлено более 150 архитектурных и градостроительных проектов и эскизов, созданных Росси, видовая графика XIX века, запечатлевшая творения зодчего и экспонаты, рассказывающие о работе Карла Ивановича в «Печальной комиссии 1825 года» по созданию для похорон императора Александра I проектов траурного убранства Петропавловского собора. Зрители увидят экспонаты из собраний Музея истории Санкт-Петербурга, Эрмитажа, Музея-заповедника «Павловск», Музея Академии художеств, Российской национальной библиотеки, Российского государственного исторического архива, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. 
29 декабря, в день рождения архитектора, посещение выставки будет бесплатным.

18 декабря 2025 года — 22 января 2026 года.
Выставка изданий, посвященных наследию Росси.
Императорская библиотека Аничкова дворца (Невский пр., д. 39).

Архитектурные ансамбли зодчего придали Северной столице тот самый хрестоматийный «строгий, стройный вид», который стал визитной карточкой нашего города. Среди экспонатов: первая монография о жизни и творчестве Росси, вышедшая в издательстве «Искусство» в 1939 году, книги Марианны Тарановской, в том числе её работа «Здание Публичной библиотеки и павильоны Аничкова дворца» с богатым иллюстративным материалом и чертежами, фундаментальный труд историка архитектуры Михаила Микишатьева «Карл Росси. Некоторые особенности творческого метода архитектора».

19 декабря 2025 года.
Беседа «Портрет на фоне Петербурга. К.И. Росси».
Центральная библиотека им. К.Г. Паустовского (ул. Варшавская, д. 37, корп. 1).
Встреча из цикла «Галерея знаменитых мастеров», посвященная 250-летию гениального русского зодчего, главного создателя архитектурного стиля русского ампира. Вместе с искусствоведом Людмилой Лендер слушатели совершат виртуальную экскурсию по историческому центру Петербурга.

19-31 декабря 2025 года.
Выставка «Последний великий зодчий русского классицизма. К 250-летию со дня рождения Карла Ивановича Росси».
Главный штаб. Третий двор  (Дворцовая пл., д. 6-8).

Общедоступная стендовая выставка расскажет о биографии и творческом наследии Карла Ивановича. Особое место занимает повествование о великолепном здании Главного штаба, завершившем формирование ансамбля Дворцовой площади и придавшем ей особый статус административного центра столицы.

19 декабря 2025 года — 5 апреля 2026 года.
Выставка «Работы К.И. Росси в Зимнем дворце. К 250-летию со дня рождения».
Эрмитаж. Гербовый зал (Дворцовая пл., д. 2).

Экспозиция посвящена выдающемуся зодчему, чьё творчество во многом определило архитектурный облик Петербурга. Выставка освещает менее известную грань его наследия — проектирование жилых комнат и парадных залов Зимнего дворца. Будучи придворным архитектором, Карл Росси много лет руководил работами в Зимнем дворце — от проектирования и перестройки интерьеров до обычного ремонта. Однако, в отличие от Главного штаба, Зимний дворец почти не сохранил «следы рук» великого мастера — многие его проекты для императорской резиденции так и остались на бумаге, часть воплощённых интерьеров была перестроена или утрачена в пожаре 1837 года, другая была воссоздана с некоторыми изменениями. Специально для этого проекта в Гербовый зал — некогда спроектированный Росси и восстановленный после пожара Стасовым — вернут один из элементов интерьера, задуманный Карлом Ивановичем.
cropped_5d87ac5599ffaa53c029aeaf0ca58b131765982926.jpg

19 декабря 2025 года — 5 апреля 2026 года.
Выставка «Стиль Ампир: росписи в интерьерах министерств в восточном крыле Главного штаба».
Главный штаб. Красный зал-трансформер (Дворцовая пл., д. 6-8).

Экспозиция посвящена истории создания и анализу сюжетной и фигурно-орнаментальной живописи помещений министерств иностранных дел и финансов. Представлено около 70 экспонатов: акварелей, гравюр, книг, фотографий, образцов монументальной живописи из фондов Эрмитажа, Научно-технической библиотеки Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I, архива Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

23 декабря 2025 года.
Лекция «Красуйся, град Петров!».
Библиотека № 7 Приморского района (Вербная ул., д. 19, корп. 1).
Карло Росси называют «последним великим зодчим Европы». А ещё он — главный создатель архитектурного стиля русского ампира и очень трудолюбивый человек: в 1816–1834 годах мастер разработал двадцать вариантов ансамбля здания Александринского театра!

25 декабря 2025 года.
Лекция «Карл Росси — первый сити-менеджер Российской империи».
Библиотека правовой и экономической информации (Благодатная ул., д. 20).

Сегодня Карла Ивановича назвали бы главным архитектором, урбанистом или сити-менеджером: уникальность его подхода заключалась в комплексности. Зодчий видел город как единый организм и строил в столице Российской Империи целые кварталы, полностью меняя её облик, среду и определяя концепцию развития Петербурга на многие десятилетия вперед. Участники мероприятия познакомятся с жизнью и деятельностью этого гениального архитектора, а также узнают много нового об истории создания таких памятников архитектуры, как Аничков дворец, дворец на Елагином острове, здание Главного штаба на Дворцовой площади и других.

25 января 2026 года.
Лекция «Карл Росси: великий итальянский русский архитектор».
Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского (наб. р. Фонтанки, д. 44).
Архитектура Петербурга невозможна без имени Карла Росси — итальянца по происхождению и русского по масштабу влияния. Мастер стал одним из тех, кто сформировал уникальный визуальный образ города XIX века. Дискуссионный клуб образовательного проекта «Artistico. Твоя Италия в Петербурге» предлагает посмотреть на Карла Ивановича как на человека, создавшего новый градостроительный язык и заложившего основы того, что называют петербургским величием со стилевым равновесием. В обсуждении примут участие: Иван Саблин — кандидат искусствоведения, доцент СПбГУ, автор книги «Проблема пластики в современном искусстве», соавтор исследований «Изобразительное искусство и архитектура в годы Первой мировой войны» и «Архитектура ХХ века. Путеводитель по Санкт-Петербургу»; Ирина Голубева — кандидат искусствоведения, специалист по Проторенессансу; сотрудники Эрмитажа, Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга. Модератор — Иван Чечот, искусствовед, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, почётный председатель дискуссионного клуба Artistico.

29 января — 22 февраля 2026 года.
Световые проекции на фасадах зданий (Московский пр., д. 91А; наб. Обводного кан., д. 89; Шпалерная ул., д. 44Б; Кондратьевский пр., д. 14; Каменноостровский пр., д. 26-28; Большой пр. В.О., д. 70).

К юбилею великого зодчего Карла Росси фасады петербургских домов украсят светопроекции, посвящённые выдающемуся архитектору и его творениям.
 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Бесплатно
19.12

Какие Новогодние мероприятия можно бесплатно посетить в Петербурге: 23 декабря 2025 года - 11 января 2026 года

Новый год
Для всей семьи
12.12

Петербург для всей семьи: куда пойти с детьми на новогодних каникулах 2025 - 2026

Инклюзия
Многомерность культуры
Туризм
19.12

Инклюзивный Петербург: 22 – 28 декабря 2025 года

Бесплатно
08.12

Бесплатные мероприятия в Санкт-Петербурге: с 9 по 22 декабря 2025

Выходные
19.12

Куда пойти на выходных в Петербурге: 19-21 декабря

Смотреть все