Александр Канторов: «Будем играть и вспоминать Гранина»
Интервью

Александр Канторов: «Будем играть и вспоминать Гранина»

Фотограф: Ксения Жаворонкова. Правообладатель: пресс-служба Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика».

Опубликовано: 21 октября 2024 года

21 октября в БКЗ «Октябрьский» и 3 декабря в Ледовом дворце при поддержке Комитета по культуре Петербурга пройдет масштабный цикл «Музыка радости». Корреспондент «Культуры Петербурга» пообщался с автором проекта, художественным руководителем и главным дирижером оркестра «Классика», заслуженным артистом России Александром Канторовым.



- Александр Яковлевич, расскажите, пожалуйста, о проектах, которые вы вместе с «Классикой» реализуете на сцене в этом году.

- Недавно мы вернулись из Сочи, где уже более 20 лет возрождаем традицию знаменитых симфонических сезонов, существовавших в городе-курорте во второй половине 20 века. Здесь, в Летнем театре Парка Фрунзе, выступали всемирно известные музыканты того времени. А мы делаем все возможное для того, чтобы классическая музыка стала современной традицией и визитной карточкой города-курорта, оставаясь при этом общедоступной.

Также в этом сезоне мы продолжаем сотрудничать с Санкт-Петербургским Домом музыки, который воспитывает замечательных молодых ребят: пианистов скрипачей, виолончелистов... И мы рады, что эти новые имена – в том числе, заслуга и нашего оркестра, который помогает открывать новые таланты из разных городов России. Кстати, молодые музыканты Тимофей Владимиров (фортепиано) и Анна Савкина (скрипка) в этом году выступали в Сочи вместе с нами.

Zhavoronkova_Ksenia_оркестр Классика-8.JPG

Где состоятся Ваши ближайшие концерты в Петербурге?

- По традиции, мы регулярно выступаем в Большом и Малом залах филармонии, а также Белом зале Политехнического университета. С тех пор, как в этом зале увеличилась сцена, улучшилась акустика, это открывает для нас новые возможности! Ведь теперь музыканты рассаживаются так, как принято во всех оркестрах. В былые времена не все помещались на сцене, и на время концерта несколько человек были свободны. Когда я сообщил, что места хватит всем, некоторые немного огорчились. Но кто точно обрадовался, так это Моцарт, Бетховен и Чайковский, которые, казалось, смотрели с осуждением, когда не все присутствовали на сцене. И, конечно, рады наши слушатели!



- Ваш оркестр известен тем, что собирает огромные аудитории. Готовите ли вы масштабные проекты?

- Не только масштабные, но и образовательные! Ведь наша основная задача – привести на концерт даже тех, кто никогда не слышал классику в живом исполнении. В ноябре мы планируем сделать образовательный концерт для студентов университета А.И. Герцена по мотивам нашего давнего проекта «Введение в музыкальную классику», на котором побывали тысячи молодых людей. А 21 октября мы собираем нашу публику в БКЗ «Октябрьский» на концерте «Музыка радости». Кстати, в начале декабря аналогичная программа («Музыка радости») у нас в Ледовом дворце.


Zhavoronkova_Ksenia_оркестр Классика-14.JPG

- Маэстро, как появилось такое позитивное и оптимистичное название концерта – и «Музыка радости»?

- «Музыка радости» – это целый проект. Он обязан своим названием писателю, фронтовику, общественному деятелю, почетному гражданину Санкт-Петербурга Даниилу Гранину. Однажды Даниил Александрович побывал на выступлении нашего оркестра и поделился таким впечатлением: «Мы все испытываем дефицит радости, ее не хватает в нашей жизни. А этот концерт была одна сплошная радость!»

А еще я вспоминаю, как мы неоднократно сидели с ним в директорской ложе, и я наблюдал, как он подсматривает за лицами слушателей в зрительном зале. Я спросил Гранина: «Почему Вы так часто смотрите туда?» А он говорит: «Выражение лиц у всех, кто слушает музыку, почти одинаковое». И оно, действительно, было какое-то радостное, приятное, одухотворенное. Поэтому мы и назвали наш проект «Музыка радости». Будем играть и вспоминать Даниила Александровича.


Zhavoronkova_Ksenia_-23.JPG

- Какую роль в создании этой атмосферы играет Ваше общение со слушателями, Ваши искрометные комментарии?

- Я вспоминаю один забавный интересный факт о композиторе Глазунове (это к тому, чем я отличаюсь от остальных дирижеров, ведь я сам веду концерты, делаю комментарии, иногда действительно веселые). Так вот, Глазунов был еще и дирижер. И когда его критиковали за сочинение музыки, он относился спокойно. А когда критиковали как дирижера, он этого абсолютно не выносил, хотя дирижирование не было его основной специальностью. Вот и у меня такая же история: когда мне говорят о том, как я хорошо веду концерты, какие случаи интересные рассказываю, мне это бывает более приятно, чем комплемент, как дирижеру. Как дирижер-то я и сам знаю, что я - замечательный дирижер (смеется). А когда хвалят за роль ведущего, мне особенно тепло на душе. И, возможно, публике мои комментарии тоже запоминаются больше, чем взмахи дирижерской палочки.



- Пожалуй, слушание музыки действительно делает нас счастливее. А что делает счастливым Вас, Маэстро?

- Классика, как ни странно! Мир классики – это мир возвышенный, гармоничный, волшебный. Будь то литература или музыка, она поднимает над суетой, помогает исправить настроение. Например, в поездки часто беру с собой томик Пушкина. А когда дирижирую оркестром, чувствую себя вполне счастливым человеком!


                                  
Благодарим Марию Редникину за подготовку интервью.

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
13.01

Артур Ваха: «Фальшивые ноты нужны только в панк-роке»

Интервью
27.12

Фёдор Болтин рассказал о главных качествах Деда Мороза в канун Нового года 2025

Многонациональный Петербург
06.12

Японская экспрессионистка Кодзуки Ватанабе пишет православные иконы

Интервью
24.12

Ольга Хомова: «Без преувеличения, русская музыкальная культура – сильнейшая в мире»

Цитата
17.12

Владислав Чернушенко: «Пение всегда было частью жизненного уклада каждого русского человека»

Смотреть все