Опубликовано: 22 июня 2023 года
Художник-бутафор Кукольного театра сказки Анастасия Бакланова:
— Кем Вы хотели быть в детстве?
— В детстве я мечтала быть дизайнером одежды.
— А как тогда жизненный путь привел в театр?
— В подростковом возрасте меня позвали на подработку в частные театральные мастерские: делать из поролона снег. Творческая профессия и так хорошо оплачиваемая, подумала я, — это судьба.
— А как Вы попали на работу в Кукольный театр сказки?
— На самом деле, это очень долгая история, в которой участвовало много людей: как знакомых, так и не очень. Если сказать кратко, то — счастливая случайность.
Театр сказки я люблю с самого детства: мама приводила меня сюда лет с трех смотреть спектакли. Поэтому при таком стечении обстоятельств и событий, я очень счастлива трудиться здесь — это, действительно, любимое место.
— А кто такой бутафор?
— Этот тот, кто обычными бытовыми средствами создает сказку и воплощает самые трудные и, казалось бы, невыполнимые задачи художников-постановщиков.
— Какие материалы сейчас чаще используют в работе?
— Очень разные! Марля, мешковина, много различных типов тканей и многое другое. Мне нравится использовать в работе строительные материалы, например, утеплитель изолон. Мы заменили на него поролон. А вот последний уже не применяем, так как срок его износостойкости всего 10 лет, а спектакли порой идут гораздо дольше.
Бутафоры не забывают и о классике жанра — папье-маше: из пластилина делается слепок будущей формы, которая в дальнейшем изготавливается из гипса, после чего специалист приступает к выкладке ее крафтовой бумагой. Порой используем не один тип такой бумаги, а три и более.
— Для непосвященных, есть ли самый незаменимый предмет для бутафора? Без чего не обходится «сумочка»?
— Для меня — это макетный нож. Без него точно никак.
— Все «таинство» происходит тут, в этой самой комнате?
— Не только здесь. У нас два бутафорских помещения, но есть еще и столярная мастерская, цех механики кукол, где художник делает самую интересную работу. Именно ее зритель в первую очередь видит на сцене. В этом цехе художник создает механизм, при помощи которого будет двигаться будущая кукла.
— А на чем специализируетесь именно Вы? На куклах или реквизите?
— Моя любимая специализация — реквизит и декорации, а также роспись. Бутафор занимается не только созданием таких предметов, но также и реставрацией. Недавно, например, мы восстанавливали декорации к спектаклю «Дюймовочка». Это очень трудоемкий, но не менее важный, чем создание, процесс. Также сейчас мы занимаемся реставрацией кукол и масок списанного спектакля «Дикие лебеди».
— Какой предмет, произведенный Вами, стал самым запоминающимся?
— Знаете, я, наверное, не смогу ответить на этот вопрос. Было поставлено много спектаклей, и в каждом из них был тот самый предмет, над которым работа шла очень легко или, наоборот — с большими сложностями, но при этом я все равно получила колоссальное удовольствие и от деятельности, и от результата. Одной из моих первых работ над крупным предметом было создание музыкальной машины к спектаклю «Элион. Version 2.0».
— С чего начинается подготовка к постановке? И как происходит взаимодействие между цехами?
— Все начинается с техсовета с художником-постановщиком. В ходе этого собрания обсуждается каждый элемент, задействованный в спектакле: ткани, цвета, формы — все до мелочей. И только затем мы приступаем к работе. Конечно, бывает так, что в процессе создания предметы претерпевают изменения. Но мысль о переменах возникает не только во время «ваяния», но и на репетиционной стадии. Ведь актеры тоже иногда вносят свои замечания или пожелания.
— Вы-художник, а потеря вдохновения свойственна, наверное, каждой творческой личности. Как справляетесь с такими ситуациями?
— Да, такое бывает. В такие моменты мне помогает хорошая музыка, создающая настроение, или увлекательная лекция на YouTube.
— Есть ли место творчеству в Вашей работе? Ведь Вы находитесь в ситуации, когда с одной стороны — действуете в рамках строгих ограничений, поставленных техсоветом, а с другой — ну как же художнику без самореализации? И вокруг Вас так и «витает» дух творчества.
— Знаете, это хороший вопрос. Ведь, по сути, это ремесло, а ты — мастер, который должен выполнять свою работу по регламенту. Но с другой... у тебя же есть художественное «чутье» и без него никуда. Все равно во время работы ты ощущает этот воздух свободы, например, когда расписываешь реквизит и декорации.
— Есть ли у Вас любимые спектакли в репертуаре театра?
— Да, конечно, это спектакль «Сказки африканского леса», поставленный по мотивам сказки Редьярда Киплинга «Слоненок», а еще «История бабочки». Даже не знаю, какая из постановок нравится больше. В них «сошлось» все от визуала до драматургии.
Художник-бутафор Кукольного театра сказки Ольга Каретникова:
— Ольга, Вы занимаетесь «производством» кукол. В чем конкретно заключается Ваша работа?
— Я, действительно, создаю кукол. Сначала получаю схему-скульптуру будущего произведения, на основании которого и делаю свою работу. Создаю саму конструкцию, «набираю» тело из составных мягких материалов, делаю ручки-ножки из деревянных материалов, голову — из папье-маше, а дальше произвожу сборку. Только после этого художник приступает к росписи.
— Вы говорите об этом так просто, буднично. Хотя в Вашей работе есть что-то волшебное и сказочное.
— Смотря сколько лет работать. В этом Театре я тружусь уже 15 лет.
Несмотря на это, нельзя сказать, что деятельность всегда дается легко! Регулярно приходится договариваться с коллегами, искать компромиссы и решения, поставленных художником задач. А это очень трудоемко: ведь нужно промерить и соблюсти все параметры, подготовить к репетиции и дать актеру «примерить» куклу, чтобы, если что, ее можно было исправить.
— А есть ли у Вас любимые произведения?
— Знаете, я как раз недавно думала об этом. Пока создаешь, кукла тебе очень нравится, ты буквально влюбляешься в нее. Но вот как только я ее создала и решила поставленную задачу, то сразу переключаюсь и увлекаюсь другой, будущей куклой. Это часть процесса развития, роста. Когда я училась в институте, то была убеждена, что должна же быть она, любимая работа. Но вот уже за почти 16 лет тружусь, а такой не нашлось.
— Помните, над какой куклой Вы работали впервые в этом театре?
— Это была довольно сложная конструкция Дом-клоун из спектакля «Снежная королева», ее я делала, еще находясь здесь, в Театре сказки, на практике.
— Над производством каких кукол приходилось работать?
— Над планшетными и тростевыми куклами, а также над штоковой марионеткой к спектаклю «Сказка о царе Салтане».
— А Вам больше нравится работать над персонажами животных или людей?
— Мне больше нравится работать над персонажами людей. Почему-то животные идут у меня плохо.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться