Анастасия Курёхина: «У меня нет режима ожидания»
Интервью

17 июня 2024 года

Анастасия Курёхина: «У меня нет режима ожидания»

Фото: Ирина Иванова



16 июня Сергею Курёхину исполнилось бы 70 лет. В бывшем Музее Хлеба на Лиговском проспекте - временной площадке Центра Современного Искусства его имени «Культура Петербурга» поговорила с Анастасией Курёхиной о юбилейных мероприятиях, наследии композитора, о прошлом и будущем. 


- Анастасия, расскажите, пожалуйста, что ждет нас в связи с юбилеем?


- В юбилейный год мы подготовили большую программу. В первую очередь это две выставки. «Поп-механика Сергея Курёхина. Часть II» будет демонстрироваться в Русском музее. А первую часть 16 июня мы открываем здесь. Кроме того, будет перформанс на стройке (масштабная реконструкция здания бывшего кинотеатра «Прибой», где ранее находился Центр, прим. ред.), а вечером – концерт симфонического оркестра. Кстати, симфонический оркестр первый раз будет играть музыку к фильмам Сергея. Еще будет работать выставка, запланированы концерты, мы также выпустим сборник музыкальных хитов Курёхина к фильмам. Ведь очень много вещей не издано, хотя эту музыку все слышали. Она звучала и в «Поп-механиках», и на концертах, мы выберем именно студийные версии и сделаем сборник.


- Многие знают Курёхина только по «Господину оформителю».


- 24 фильма. Он написал музыку к 24 картинам! Во многих лентах, в отличие от «Господина Оформителя», режиссеры старались музыку немножко «задвинуть». Поэтому мы вытащим ее и таким образом дадим ей новую жизнь. До сих пор еще полно работы с архивами: очень много записей и видео, которые ждут обработки. А издательство «ЭКСМО» в этом году выпускает книгу о Сергее, книгу-фотоальбом. Там будут и какие-то воспоминания, и Серёжины интервью. Мы сейчас  обрабатываем многочисленные телевизионные интервью, делаем некий рассказ «от первого лица». В свое время мужу надоело править ужасные тексты интервьюеров: сперва он рассказывает одно, потом читает: «Господи, что за глупость?». Устав, Серёжа написал интервью с самим собой. Потому что проще было не переделывать, а создать заново. В этой книге будут его  цитаты, высказывания, интересные фотографии. Архив очень велик, есть из чего выбрать.

центр курехина2024. Фото - Ирина Иванова-4198.jpg


- А что-то неизвестное еще обнаруживается?


- Постоянно. Причем и у известных фотографов. Мы постоянно пополняем наши каталоги.


- Курёхин популярен вне времени.


- Сергей во многом опередил свое время, только сейчас приходит время креативных индустрий и синтетического искусства. Те семена, которые он забросил, сейчас прорастают. Появилось много художников, музыкантов, кинематографистов, которые хотят работать с наследием Курёхина. Может быть, не сейчас, а в следующем году, я хочу создать художественно-документальный фильм про «Поп-механику», о том, как она создавалась, причем использовать в этой картине как архивные кадры, так и современные записи живых выступлений музыкантов. Это не про то, как она была записана, а по то, как его музыка живет сейчас.


- Как он сам относился к  живым концертам  «Поп-механики» - как к вылетевшим бабочкам или как к чему-то вне времени?


- Что касается творчества, Сергей всегда считал, что все впереди. Он заботился только о своих студийных записях, обычно сразу переписывал их на DAT- кассеты. Все это сохранилось, и записей там оказалось больше, чем вошло в фильм. После двух выставок и концерта у нас появится время на работу в студии. Муж считал главной свою миссию композитора и музыканта. И хотя он всегда говорил: «Я живу только ради вас, самое важное - ты и дети», но внутренний голос всегда его торопил, говорил, что нельзя терять времени, поэтому он совершенно не мог долго отдыхать - его отпуск был не более пяти дней. Он объяснял это тем, что «у меня там столько дел, я не могу». И бежал. Обычный его отдых – дома, с книжкой с инструментами. Но не долго. Он очень быстро восстанавливал силы. И считал себя, прежде всего - композитором и музыкантом.


- А оказался феноменом, который мы до конца и не раскроем, вероятно.


- А многие до сих пор считают, что Курёхин - это только «Ленин-гриб». Есть те, кто воспринимают его как писателя-сатирика. Тогда телевидение «открылось», часто снимали российских музыкантов и других деятелей культуры.

Сергей много гастролировал. У него в «Октябрьском» было два концерта в год. Муж даже успел подписать договор с Большим театром о написании опер, были даже намечены какие-то даты. И тут свалилась эта ужасная болезнь. И он не успел.


- Сергей Курёхин был не только самостоятельным композитором, но и агентом  музыкального влияния, направлявшим в правильное русло ленинградские рок-группы, легендарные в наши дни.


- Он помогал на первых порах в студии, участвовал в записи пластинок, в частности  групп «Кино», «Алиса». Ему это нравилось, формат рок-группы был ему симпатичен. Хотя, разумеется, он не считал эту помощь своей основной деятельностью. Он дружил со многими рок-музыкантами. Скорее это сотрудничество было проявлением его экспериментаторского начала.  Правда, вместе с ленинградскими музыкантами он записал пластинку, «Детский альбом». Было много технических трудностей с записью, они не успели доделать ее до конца. Но пластинка вышла и стала единственной, где Сергей поет свои песни.

центр курехина2024. Фото - Ирина Иванова-4159 (1).jpg


- А где он записывал свою музыку?


- Чаще всего Сергей брал большие смены на студии «Ленфильма». Ездил в тон-ателье и там писался.


- Случалось, чтобы у него не получалось что-то в процессе записи?


- Знаете, у него получалось все. Счастливый человек, он как-то говорил: «Надо же, как удивительно я устроен: мне нужно музыку к фильму сдавать, а я не успел. Еду на студию, и все приходит в голову». Никогда не было, чтобы он пришел на студию и не знал, что играть. Иногда идеи вынашивались заранее, иногда – по дороге. Часто в метро ему в голову приходила музыка. Он прибегал домой и скорее садился за инструмент, чтобы не забыть.


- Гениальные люди в быту порой  - не самые легкие.


- В быту – все разные. Сергей унаследовал от своих родителей очень доброжелательный характер, прекрасное чувство юмора, он всегда шутил, всегда нас веселил.


- Он бывал грустным?


- Не бывал. Сосредоточенным - да, такое было. Я никогда ему не мешала, выросла в семье ученых, у нас все на цыпочках ходили, чтобы не мешать отцу работать. Это было святое, но в случае с Сергеем – он даже стеснялся, когда ему оказывали какие-то привилегии, создавали какие-то особые условия, он с этим даже боролся, поскольку ощущал себя в быту обычным человеком.


- У него не было болезни «медных труб», поразившей многих? 


- Серёжа никогда не требовал к себе какого-то особенного отношения. Он относился к любому проявлению внимания, к комфорту, как к большой удачи. Был человеком не избалованным и скромным. Когда ему предлагали ехать на лечение во Францию, отказывался, не хотел никого беспокоить, мол, «будут там француженки ходить, на французском говорить. Нет, буду я у наших врачей лечиться». Он всегда шутил, даже когда был совсем тяжело болен, старался всех подбодрить. Он остался романтическим героем до самого конца этой очень тяжелой истории.


- Две юбилейные выставки, здесь и в Русском музее - пересекаются?


- У них один куратор (известный московский художник и педагог Алексей Корси - прим. ред.), но сами экспозиции - разные. Объекты, которые мы используем здесь, не берем на вторую выставку. Зато там будет использовано много работ из коллекций Русского музея. ГРМ в свое время взял в коллекцию много произведений художников - участников «Поп-механики». В частности, даже работа Савченкова («Я сон свой охраняю сам» - прим. ред.), которая была на обложке «Оперы богатых» и должна была достаться Сергею, оказалась в Русском. Музейщики каким-то образом всех опередили и ее приобрели. На выставке также много костюмов Сергея Чернова, авангардного дизайнера, ряд элементов «Поп-механики» ГРМ тоже успел забрать себе в коллекцию.


- Сегодня мы наблюдаем всплеск интереса к периоду становления «Поп-механики».


- Это было романтическое время, время подъема культуры. Вообще в советский период культура занимала особое место, хотя мы, конечно, тогда к этому относились весьма по-снобски. Была другая культура всего, люди общались иначе. Было живое общение, были вечеринки, и это в то время когда в городе существовал один-два клуба, и не было Интернета.

центр курехина2024. Фото - Ирина Иванова-4192.jpg

И мы были молоды, поэтому у меня воспоминания о тех годах, как о времени счастливом, радостном и полном перемен. Но нельзя говорить, что раньше все было хорошо, а теперь все плохо. Это полосы, черные, белые, серо-буро-малиновые. Жизнь наполнена поворотами и сюрпризами. Когда я начинала деятельность фонда Сергея Курёхина, у меня была программа «минимум» и программа «максимум», которая включала некую институцию, клуб на 300 мест, а тогда клубов почти не было. А мне хотелось создать концертный клуб. И кто бы мог подумать, что нам дадут кинотеатр «Прибой», с большим залом, с хорошей акустикой? Он был, конечно, весьма потертый, но мы его реанимировали относительного того состояния, в каком получили. У меня нет режима ожидания. Я работаю все время. Я все время нахожу, чем заняться, будь то издание CD или книги. В 2004 –ом мы с Володей Непевным сделали замечательный документальный фильм «Курёхин». Делали проекты на Новой сцене Александринки, на большой сцене БДТ. Уже был поставлен даже балет, «Воробьиное Озеро».


- Как себя сейчас чувствует «Прибой»?


- «Прибой» растет на глазах. Видно, каким он будет, но финальной отделки еще нет. Я думаю, что наши ожидания будут оправданы. И очень благодарна за то, что нам дали эту временную площадку на Лиговском проспекте. Она не такая большая, но вполне позволила проводить здесь камерные концерты. Но мы уже живем ожиданием возвращения: готовим новую экспозицию. Конечно, там будет постоянная выставка, посвященная Сергею. Она будет меняться, это будет живая история, присутствующая всегда. Наверняка там найдется место для нашей коллекции, куда войдут не только восьмидесятники и представители 90-х, но и современные художники. И там, наверняка, будут наши фестивали. И это будет открытая сцена для всех. В городе таких площадок, какой станет «Прибой», нет. Там будет три зала. Большой концертный зал – трансформер. Мы постарались включить все возможные технологии и все архитектурные опции для возможности изменения внутреннего пространства. В конце года строители обещают сдать здание. И нам понадобится некоторое время для того, чтобы обжиться.


- А потом?


- Будем целую неделю открывать: концертами, балетами, выставками и всем-всем-всем. Художники уже работают, чтобы представить какие-то проекты на открытие.

центр курехина2024. Фото - Ирина Иванова-4185.jpg


- Вы, как Сергей, не можете много отдыхать?


- Мы не останавливаемся. Когда стройка заморозилась, начался ковид, сделали 3D макет здания и обживали его. В рамках фестиваля «Цифровая механика» сделали цифровой же проект, куда загрузили выставки, с дополненной реальностью, все было согласовано с художниками, сейчас уже работает большой виртуальный зал, где есть уже и возможности для онлайн со-продакшна. В дальнейшем я думаю раскинуть целую сеть, чтобы можно было, зайдя в Центр Курёхина, перейти в какой-нибудь театр на Дальнем Востоке, в центр Современного искусства в Нижнем Новгороде, чтобы можно было путешествовать по культурным пространствам. Мета-вселенные делают многие, но так чтобы это было интересно не на пять минут, а чтобы это был элемент обогащающего досуга.


- Выходит,  у Вас линии творческого горизонта попросту нет?


- Нет, не получается, слава Богу.


 

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Инклюзия
09.07

Юлия Платонова: «Наша задача - дать выпускникам веру в себя и надежду на будущее»

Интервью
Балет
15.12

Андриан Фадеев: «Чтобы желания точно сбылись, мечтать нужно тихо и про себя»

Интервью
09.07

Юлия Стрижак рассказала, как будет выглядеть Театр имени Шаляпина после ремонта

Театр
22.03

Юлия Стрижак: «Наш театр будет вести кочевую жизнь»

Театр «Мюзик-холл» в ближайшее время ждут большие перемены.

Интервью
Классическая музыка
30.06

Александра Стефанова - про Škola Crew, снобизм творческой элиты и академическую музыку

Смотреть все