Опубликовано: 20 августа 2025 года
22 августа Театр Дождей открывает свой 37-й сезон легендарным спектаклем «Поминальная молитва». Этот год для театра юбилейный – 7 января площадке исполнилось 35 лет. Прошлый сезон выдался трудным – труппа начала его без своего создателя Натальи Никитиной, которой, к сожалению, не стало в июле 2024-го. Новым художественным руководителем театра стала Анастасия Никитина. «Культура Петербурга» поговорила с ней о будущем.
- Прошедший сезон был богат на события: премьера «Талантов и поклонников», «Большие гастроли», юбилей. Как художественный руководитель вы довольны проделанной работой?
- Довольна. Мне кажется, за прошедший сезон мы смогли доказать, что мы команда. Наталья Васильевна дала нам четкие направление и правила. Мы объединились и выстояли. Обычно жизнь у нас не настолько насыщенная, каждого из этих событий было бы достаточно для долгого периода. А тут их сразу несколько. Единение и осознание того, что мы должны справиться и сохранить наш театр таким, каким нам его оставил прежний руководитель – это основополагающий момент. По моим ощущениям, доказали, что мы - команда и вместе можем многое преодолеть.
- А есть ли что-то, что хотелось бы изменить в нынешнем существовании?
- Наталья Васильевна не очень любила гастроли. Она всегда хорошо чувствовала себя в своем пространстве, и любой выход за его пределы был для нее мучителен. Художественный руководитель очень переживала, что на выездах спектакли могут потерять качество. А я считаю, что гастроли нам необходимы во всех смыслах. Очень интересно переносить постановки из привычного пространства на другие сцены. Знакомиться с другими городами, другим зрителем. Многие из них смотрели трансляции наших спектаклей в период локдауна, а тут они могут осмотреть их вживую. Так что гастроли – это всегда момент объединения. И хотелось бы поездок побольше.
- Театр Дождей впервые принимал участие в программе «Большие гастроли», Вы ездили с показом в Ульяновск. Какие впечатления оказались самыми яркими?
- Было очень приятно узнать, что вдали от Петербурга есть такие же родные люди дома, с которыми у нас схожие ценности, схожее понимание театра. Ульяновский молодежный театр имени Александрова оказался невероятно душевным, добрым, светлым, очень родным. Коллеги помогали и поддерживали нас двадцать четыре часа в сутки – и это бесценно. Также было очень приятно, когда нас тепло принимали зрители, когда после каждого спектакля зал аплодировал стоя. Для актеров особенно важно читать отзывы на наши постановки, это очень вдохновляет. В Ульяновске была солнечная погода, нас окружали солнечные люди - получилась огромная светлая история. Мы с нетерпением ждем их с ответным визитом.
- А как Вам, интересно, удается совмещать заботы художественного руководителя с актерской деятельностью?
- Это, признаться, тяжело. Мне не раз приходилось совмещать должности: художника по костюмам и актрисы, специалиста по связям с общественностью и актрисы и т. д., но быть художественным руководителем и актрисой тяжелее всего. Худрук – это про общее, ты должен чувствовать себя во главе целого организма и брать ответственность за целое. А актер – это про эго, ты должен быть в команде, но настроен на себя, на свои чувства и переживания. Первое время я постоянно чувствовала, что проваливаюсь между стульями: либо плохо играю, то есть, думаю обо всем спектакле сразу, но теряю конкретно своего персонажа, либо страдаю как худрук и не могу выполнять задачи, которые решать необходимо. Поэтому первые полгода я себя настраивала на то, в какой момент включаюсь как худрук, а в какой – как актриса. Я даже попросила, чтобы меня не дергали по организационным вопросам в дни, когда я играю спектакль, чтобы иметь возможность перенастроить себя, перестать быть Настей Никитиной, перестать быть руководителем, а стать человеком, которого ты сегодня играешь.
- Какие события планируются в предстоящем сезоне?
- В октябре в рамках «Больших гастролей» мы ждем в гости Ульяновский театр. Репетируем два спектакля, которые нам завещала поставить Наталья Васильевна: это восстановление «Снежной королевы» режиссера Анастасии Тилиной «Город потерянных людей» Ильи Божко. Премьеры этих пьес у нас в планах на ближайшие сезоны, а нынешний – он рабочий, спокойный, направленный на то, чтобы мы выдохнули после крайне эмоционального прошлого и подготовились к дальнейшим событиям.
- По сравнению с предыдущим сезоном, изменилась ли атмосфера в театре, в коллективе?
- Конечно, изменилась. Наталья Васильевна была для нас всех больше чем просто художественный руководитель, она была мамой, идеологом, некой мощной платформой. Поэтому после ее ухода нам всем пришлось резко повзрослеть и понять, что нам надо каким-то образом распределить ответственность, уровень которой стал понятен только после ее ухода. Я всегда была с ней рядом, мы обсуждали все темы. Но одно дело, когда ты даешь советы и кажется, что все понятно и очевидно, и совсем другое, когда ответственность взваливается на тебя (и не только на меня, ведь изначально у нас уже была целая команда, и команда сильная). Даже когда ты берешь на себя решение части вопросов, тебя словно придавливает к земле, и ты думаешь: «Господи, как же она со всем этим справлялась? Какая она была мощная, сильная и великая!». Но, несмотря на то, что всем пришлось повзрослеть, суть театра не поменялась, направление осталось прежним. Во всяком случае, я очень на это надеюсь. Потому что наша миссия – сберечь театр-дом, «экологическую нишу», место, куда хочется приходить как актерам, так и зрителям. Очень важно, чтобы эта атмосфера сохранялась. По крайней мере, все мои силы сейчас направлены именно на это.
Александра Питомцева, специально для «Культуры Петербурга»
Правообладатель фото – пресс-служба Театра Дождей.
Обложка: Анастасия Никитина (Театр Дождей).
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться