Антон Чехов: Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело
Интервью

05 октября 2023 года

Антон Чехов: Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Специально ко Дню учителя известные лица культуры Петербурга — Фёдор Болтин, Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Александр Исаков, Юрий Гальцев, Семён Спивак, Фаина Костина и Валентин Морозов поделятся с читателями своими воспоминания о любимых педагогах.


Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Фёдор Болтин
    Болтин.jpg

 — Я могу назвать себя абсолютно счастливым человеком, поскольку в жизни мне встречались уникальные учителя и педагоги, которые, безусловно, выполняли и роль наставников. Во многом благодаря тому, как они преподносили учебный материал, развивался и мой интерес к гуманитарным наукам — истории нашей страны и ее богатой культуре. 

Моя первая учительница в школе № 307 - Наталья Васильевна - вкладывала в нас много своих душевных сил, мы все были частью огромной школьной семьи, потому что проводили большую часть своего времени на занятиях, а преподаватель всегда была рядом с нами. Наиболее сильное впечатление в старших классах на меня производили наши уроки истории. И Светлана Александровна Субботина — педагог, благодаря которой мы узнавали многое о развитии нашей страны. Именно тогда у меня появилось желание читать больше книг о разных периодах истории России и поступить в Санкт-Петербургский государственный университет.

Когда мы учимся в школе, нам кажется, что эти знания пригодятся нам только для экзаменов или какой-то контрольной работы. Однако с возрастом начинаешь понимать, что этот багаж остается с нами на всю жизнь, влияет на наше мировоззрение и любовь к своей стране, определяет отношение к сегодняшним событиям. Я очень благодарен своим наставникам и учителям, через время я пронес теплые чувства к школьным и студенческим годам.


Народная артистка России, художественный руководитель Театра им. Ленсовета Лариса Луппиан
fttjgfy74bmc6blhaha6i4d9mwiplurz.jpg      — Я только что ездила в Ташкент и виделась со своей учительницей Альбиной Витольдовной. Она была репетитором, готовившим абитуриентов в театральный институт. Со мной она занималась бесплатно. Обучала меня литературе, искусству, поиску смыслов в тексте. И давала эти знания так, что, благодаря ей, я и стала актрисой. 

Сейчас моей учительнице 93 года, она жива, у нее светлая голова и отличная память. Мой педагог открыла в Ташкенте музей Анны Ахматовой! А когда мы с дочкой были у Альбины Витольдовны в гостях, она рассказала нам, что пишет книжку о Сергее Юрском, где вспоминает, как ходила в БДТ на премьеры с его участием, и об их последующей дружбе.

Народный артист России Сергей Мигицко
 836.jpg     — Для меня День учителя — это чрезвычайно важный праздник. Я очень благодарен Юлии Моисеевне Самариной, которая преподавала у нас в школе русский и литературу. Она вложила в нас столько знаний, столько культуры, что все это помогает мне в жизни до сих пор. Еще она руководила нашим школьным кружком самодеятельности. Возможно, благодаря ей, я и стал актером.

Еще я хотел бы сказать слова благодарности художественному руководителю Театра Ленсовета Игорю Петровичу Владимирову, который своим примером и личным талантом заложил во мне любовь к профессии. Владимиров, а потом и Эльдар Александрович Рязанов иногда были людьми резкими, жесткими, но им это прощалось. Они работали на результат и всегда добивались своего. Это были не педагоги для «галочки», а настоящие УЧИТЕЛЯ.

Народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семён Спивак

 IMG_3003-3.jpg     — Мои учителя... Думая о них, я могу выделить три важнейших личности.

Исаак Романович Штокбант. Самое ценное, что он сделал для меня — он нас, студентов, не «ломал» под себя.

Аркадий Иосифович Кацман — великий педагог, объяснивший подходы к творчеству.

Георгий Александрович Товстоногов, который увлекал охватом своих мыслей и объяснял, что нужно стремиться выходить за рамки пьесы.
За это я им всем благодарен.


Заслуженный артист Российской Федерации, главный режиссёр СПб ГБУК «Петербург-Концерт», художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «АРТ», заведующий кафедрой эстрадного искусства и музыкального театра ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств» Александр Исаков

 isakov_220.jpg     —  Мне повезло с педагогами, многие из них оказали на меня очень большое влияние. И в школе, в том числе. Но наиболее серьезное во время учебы в институте. Конечно, я говорю о своем мастере — Рубене Сергеевиче Агамирзяне, который не только открыл мне путь в профессию, но, что не менее важно, объяснил человеческие истины. Наша профессия ведь неразрывно связана с людьми! Я уже рассказывал, что со второго курса Агамирзян стал давать нам роли, а до этого мы участвовали в массовке. Когда я решил заняться режиссурой, то зашел к мэтру со словами, что хочу попробовать себя в этом деле. Посмотрев на меня, он ответил: рано тебе еще, молод слишком. Тогда я сказал, что буду ходить на репетиции и задавать Вам глупые вопросы.

Не могу не упомянуть Владимира Афанасьевича Малыщицкого, который очень много времени уделял нам, студентам. Мы учились на его спектаклях, которые шли в студенческом театре Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, организованном мэтром. 

Мне посчастливилось полгода заниматься у выдающегося театрального педагога, мастера сценического движения Ивана Эдмундовича Коха. Как я уже сказал, мне очень везло на менторов, я очень благодарен каждому из них — это люди редкого обаяния и воли. К сожалению, я рассказал лишь о малом числе педагогов, но помню и уважаю всех.

Заслуженный артист Российской Федерации, художественный руководитель Театра эстрады им. А.И. Райкина Юрий Гальцев

 Гальцев.jpg  

— Я учился в знаменитом ЛГИТМиКе на Моховой (ныне РГИСИ — прим.), почти все наши преподаватели были участниками войны или блокадниками. Какие это были люди! Настоящие ленинградцы, интеллигенты.

Мой мастер Исаак Романович Штокбант для меня — больше, чем учитель. Он был для меня вторым отцом. 
Молодым лейтенантом он ушел на фронт, освобождал Австрию, после войны остался служить в армии. А потом, в возрасте 35 лет, этот взрослый мужчина уволился в запас в звании майора и пошел поступать в Ленинградский театральный институт. Театр был его детской мечтой. 

Я уже поступил в ГИТИС, но со своим другом за компанию поехал в Ленинград — попробоваться в знаменитый вуз на Моховой. Шел второй тур, но Штокбант увидел меня и сразу заявил, что я должен учиться на его курсе. Этим он определил мою судьбу.
Исаак Романович вывел всех нас, своих учеников, на сцену созданного им музыкально-драматического театра «Буфф». Зная, как сложно молодому актеру после вуза, он всех своих учеников брал в свой театр. И даже тех, кто в какой-то момент решил «выпорхнуть из гнезда» — найти счастье в других городах, у других режиссеров, — всегда прощал. И брал в свой театр обратно.
Он был очень добрым человеком! Мы много работали: вечером - спектакль, рано утром - репетиция. А я тогда жил далеко от театра, на другом конце города. И он дал мне ключи от своего директорского кабинета, чтобы я там ночевал! 

И он очень любил смеяться. Делал это так искренне, словно ребенок. А ведь это был офицер, прошедший войну, видевший смерть.


Народная артистка России Фаина Костина

 kostina_1.jpg     — В дошкольном детстве педагогами были мои тетки - шесть сестер. Больше всего выделялась Вера Петровна, преподававшая литературу в старших классах школы. Это был уникальный учитель и человек!  А еще моими учителями были книги! У нас была огромная библиотека — я читала постоянно.

Моим первым учителем в школе была Ада Ильинична. Раньше среди педагогов было принято приходить домой к ученикам, чтобы посмотреть, как они живут. Однажды в нашей квартире на углу Большого проспекта и 11 линии ВО раздался звонок, моя бабушка открыла дверь, а на пороге стояла Ада Ильинична. Это была удивительная встреча, даже сейчас я помню, что это был такой теплый и душевный разговор двух людей, который запал мне в душу. У этого преподавателя тогда блестели глаза. Уже позже она всегда передавала привет моей бабушке. Вообще эта учительница была человеком удивительного обаяния и силы: она умела так объяснять, что весь класс внимал, а знания помнились многие годы.

Когда я пришла в театр, то самое сильное впечатление на меня произвел Евгений Сергеевич Деммени. Я, как можно сказать, «последний из могикан», так как попала на сцену «с улицы», кафедра театра кукол появилась позже. Благодаря Деммени, все мое обучение прошло в театре: не только актерская игра, но и все человеческое также.


Заслуженный артист РСФСР, актер озвучивания Валентин Морозов

 рпопоп.png          — Семь лет я занимался у актрисы, режиссера и педагога Александры Афанасьевны Пасынковой, как говорится, «глаза в глаза». Она преподавала сценическую речь во Всероссийском театральном обществе (ВТО), ныне в Союзе театральных деятелей. 

Только отслужив в армии, я готовился поступать в театральный университет, но волею судеб меня пригласили работать в Кукольный театр сказки и приняли в труппу. Проработав там год, я понял, что мне нужно подучиться и обратился в ВТО. 

Уже тогда знал, что Александра Афанасьевна преподает там, но только для действующий артистов. Когда я пришел на прослушивание, меня попросили почитать что-нибудь, а после Пасынкова сказала: «Валя, я Вас беру только потому, что Вы — чистый лист бумаги». 

С того момента я стал заниматься. У Александры Афанасьевны был очень скрупулезный метод обучения: просила читать шепотом, чтобы сохранить  интонацию до того момента, пока Вы не усвоите материл, и смотреть прямо в глаза. 

Буквально через год уже все в театре заметили изменения и благодарили моего педагога. Конечно, я никогда не забуду такого учителя.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Смотреть все