Опубликовано: 29 ноября 2023 года
- Скажите, а в чем будет заключаться мистика фестиваля?
- О, мистики будет достаточно! Это и магический мистицизм в «Фаусте» Шумана-Гёте (только лишь сцена в Соборе или смерть Фауста — чего стоят!), и инфернальный хоррор в «Истории доктора Фаустуса» Шнитке-Манна, и зашифрованная запретная мистика в «Повести о настоящем человеке» Прокофьева-Полевого (эдакая "мистика по-советски")… За мистикой — это к нам!
- Программа фестиваля очень разноплановая: здесь и концерт для детей, и философские темы, и опера о герое Великой Отечественной войны. Расскажите, чем Вы руководствуетесь при выборе произведений для фестиваля?
- Прежде всего — руководствуюсь хорошей музыкой. Никогда не предлагаю слушателям того, что сам не стал бы слушать. Как правило, все, что я выношу на сцену — это сочинения, которые сам безумно люблю. В противном случае – я не смогу увлечь этим музыкантов и, как следствие, публику.
Вслед за моим выдающимся предшественником, чьим именем и назван фестиваль, я стараюсь мягко, но настойчиво предлагать именно те наименования, которые не каждый день услышишь в нашем городе, точно не испытывающем дефицит классической музыки. К примеру, любая из шести симфоний Чайковского каждый день представлена самыми различными залами Петербурга, причем в достойных, или даже — превосходных, выдающихся интерпретациях. Но симфония «Манфред», которой мы недавно закрывали другой фестиваль в Филармонии — уже значительно реже…
- Я читала о том, что программа предыдущего фестиваля состояла почти из одних премьерных произведений, которые российский зритель ранее нигде не мог услышать, а чем будете удивлять в этот раз?
- Вот я как раз начал говорить об этом!
Нет проблемы послушать симфонии, а тем более концерты Шумана в петербургской Капелле, но исполнение его Оратории по «Фаусту» Гёте — факт едва ли не однократный, не припомню других за 23 года жизни в нашем городе.
В Мариинском театре точно не обижен Сергей Прокофьев, даже моя любимая опера «Семён Котко», не идущая ни в одном другом театре страны, украшает репертуар так же, как «Война и мир» и «Обручение в монастыре», «Огненный ангел» и «Любовь к трем апельсинам»… Но «Повесть о настоящем человеке» — пока что гостья достаточно редкая. Сайт Мариинки указывает ее исполнение в 1948-м году на закрытом показе под управлением Бориса Хайкина, затем в 2002-м в эталонной интерпретации Валерия Гергиева в концертной версии, и далее — лишь в 2015-м в спектакле, привезенном Приморским театром из Владивостока в постановке Иркина Габитова и Вашего покорного слуги... То есть, сейчас, за 75 лет со дня написания оперы, она будет представлена петербургскому слушателю всего в четвертый раз!
- Вы говорите об открытии и закрытии Фестиваля. А в центре вашего «триптиха» стоит семейный концерт для детей и взрослых. Там тоже будут новинки?
- Если говорить о музыке Прокофьева для детей — каждый знает сказку «Петя и волк», но мало где можно услышать его удивительную детскую сюиту «Летний день». То же самое можно сказать и о «ювелирной игрушке», сюите «Детские игры» Жоржа Бизе, чье наследие больше известно благодаря операм «Кармен» и, максимум, «Искатели жемчуга».
Тем же вечером в Малом зале филармонии прозвучит российская премьера симфонической сказки «Карнавал динозавров» австралийского композитора и дирижера Тома Вудса. Томас учился в Московской консерватории и неплохо знает русскую культуру — я уверен, что, создавая свою сказку, которая собирает каждый раз аншлаги на Западе, он смотрел в сторону «Пети и волка». Но тем не менее, Вудс создал партитуру абсолютно самобытную и понятную новому поколению. И очень веселую! Будет очень смешно.
- Антон Владимирович, а как публика реагирует на новое? Ведь часто зрители посещают концерты, где звучат как раз те мелодии, которые известны и любимы…
- Знаете, творчество любого композитора — как один большой роман в нескольких томах со множеством глав. Вы можете неплохо разбираться в Шостаковиче, зная его симфонии и концерты, но Ваше знание не будет исчерпывающим без, к примеру, музыки к фильмам «Год как жизнь» или «Софья Перовская». Можете сколько угодно считать себя специалистом по Прокофьеву, но и эта «книга» будет не полной без «Партизан в степях Украины», «Встречи Волги с Доном» или последней щемящей «лирики ухода» в незавершенной Сонате для виолончели-соло. Можете любить инструментальные концерты Чайковского, и все же — изумительная «Концертная фантазия» для фортепиано с оркестром, которая почти нигде не исполняется, открыла бы Вам бездну нового о лирике и новаторстве Петра Ильича.
… Если Вы любите человека — Вам дорог каждый его волос или взгляд, каждое слово. Вот это мы и пытаемся делать — не дать утратить ни одного слова тех великих композиторов, которых люди любят уже сквозь десятилетия или даже века.
О фестивале:
Фестиваль им. С.К. Горковенко стартует 4 декабря с концерта «Фауст: Шуман. Шнитке» на сцене Капеллы Санкт-Петербурга. В программе — две версии старинной легенды о докторе Фаусте: оратория Роберта Шумана «Сцены из “Фауста” Гёте» и кантата Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».
7 декабря в Малом зале филармонии состоится «Семейный концерт для детей и взрослых», на котором впервые в России прозвучит симфоническая сказка австралийского композитора Тома Вудса «Карнавал динозавров». А также -детская сюита «Летний день» Сергея Прокофьева и сюита Жоржа Бизе «Детские игры».
12 декабря в Концертном зале Мариинского театра зрителю будет представлено концертное исполнение оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Произведение при жизни композитора прозвучала ишь однажды. Для концертного исполнения на фестивале будет использована подлинная авторская редакция сочинения, которую по рукописям восстановил Антон Лубченко, он же осуществил запись оперы на диск. В 2019 году эта запись получила премию «Чистый звук» (российский аналог «Грэмми»).
фестивальгорковенко.рф
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться