Опубликовано: 18 февраля 2023 года
Во время блокады Ленинграда в действующую армию впервые в мировой истории призвали на службу незрячих людей. Набор объявили на специализацию оператора звукоулавливателя, в народе — слухача, который должен был обнаруживать фашистские самолеты на подлете к городу по издаваемому им гулу.
На тот момент незрячих людей в Северной столице было 300 человек, и многие подали заявления, выражая готовность войти в отряд. После строжайшего отбора, в рядах слухачей осталось всего двенадцать человек — двенадцать «апостолов блокадного неба».
В настоящее время петербургский скульптор и член Правления союза художников Мария Третьякова заканчивает работу над эскизным проектом памятника слепым слухачам. Будущий монумент планируют установить в сквере, прилегающем к дому по адресу Стрельнинская улица, 11, где расположена Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих.
Сотрудники портала «Культура Петербурга» побывали в мастерской Марии Игоревны, где узнали: откуда возникла идея создания монумента, как проходил отбор эскизов, и как скоро мы сможем увидеть произведение?
— Ко мне обратился Дмитрий Феликсович Вагин — глава муниципального совета округа Петровский, расположенного на Петроградской стороне, с просьбой помочь в создании такого монумента. Тогда я обладала только общей информацией о представителях этой военной профессии, поэтому, первый свой эскиз сделала интуитивно: фигура сидящего слухача в обрамлении блокадного кольца и раструбов звукоулавливателя. Впоследствии, после встречи с представителями общества слепых, я ознакомилась с уже имеющимися наработками московского скульптора Александра Сильянова, а также условиями предоставления гранта. Главное — композиция должна быть тактильно доступна, выполнена из бронзы и гранита, а также основываться на разработках Сильянова. Таким образом, мы вернулись к бюсту, выполненному скульптором, дополнив его изображением атрибутов блокадного города и самой установки звукоулавливателя.
— Создавая фигуру в полный рост, вы отталкивались от бюста московского скульптора Александра Сильянова. Расскажите, пожалуйста, о работе этого автора?
— Бюст сейчас находится здесь, в моей мастерской, но, к сожалению, он — «в форме», поэтому мы не сможем на него взглянуть. Изначально, планируя создание памятника, представители Всероссийского общества слепых обратились к московскому слепоглухонемому скульптору Александру Сильянову. Он с детства имеет ограничения по слуху, но в процессе жизни стал терять зрение.
Александр окончил училище по специальности «Художественная обработка камня и кости», после чего многие годы занимался живописью и графикой. Однако после потери зрения, стал заниматься скульптурой. Этот автор очень серьезно отнесся к выполнению своей задачи и трудился над ней около трех лет. В процессе работы бюст претерпевал различные изменения. Но, к сожалению, произведение было выполнено в масштабе 1:1 к натуральному (в высоту человеческого роста, прим. редактора), что делает невозможным установку работы в городской среде. Поэтому после отливки бюст будет выставлен в Народном музее истории Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. Когда выяснились эти обстоятельства, я приступила к выполнению монумента.
— У вас было порядка 50 эскизов памятника на бумаге и около 7 вариантов в пластилине. Как проходил отбор эскизов?
— В поиске образного и пластического решения мне большую помощь и поддержку оказал архитектор Леонид Иосифович Копыловский. Мы пробовали соединить элементы бюста Александра Сильянова с предложенной мной концепцией, сохранив атрибуты блокадного города, например, клепаные элементы, которые придавали будущему монументу индустриальный стиль. Однако образ получался в некоторой степени пугающим. Это был не тот эффект, которого мы ожидали. Нам хотелось, чтобы у людей возникали устойчивые зрительные и образные ассоциаций. Решили привнести некий символизм в собирательный образ слухача, при этом его не перегружая. Вследствие этого мы отказались от некоторых деталей и трансформировали эскиз.
— На каком варианте вы остановились?
— На этом (фотография эскиза на фото выше, прим. ред.). Здесь мы также видим раструбы звукоулавливателя, образующие перекрестия, что напоминает нам о прожекторах, которые высвечивали небо и вражеские самолеты. Конечно, в процессе работы этот эскиз тоже менялся, но уже не так значительные: например, образ обогатился стволами зениток на постаменте, более расширенным пьедесталом. Сделав полномасштабный макет будущего монумента, мы «примерили» его в городской среде. Это привело нас к решению — приподнять монумент хотя бы на 30-40 сантиметров, чтобы его основание возвышалось над поверхностью земли. И мы придумали создать вот такие широкие ступени, чтобы на них могли подняться незрячие люди и безопасно ознакомиться с памятником.
— Расскажите, а что в дальнейшем происходит с глиняными эскизами?
— По-разному. Если мы хотим сохранить такой эскиз для дальнейшей работы или для потомков, то снимаем с него форму, а затем делаем отливку в нужном материале. Если такой задачи нет, то эскиз отправляется в «глиняную ванну», чтобы потом стать кем-то или чем-то другим.
— Будет ли на монументе располагаться надпись?
— Да, на гранитном постаменте будет надпись: «Слепым слухачам» и «Они вслушивались в смерть, чтобы мы смогли увидеть жизнь». Мне хотелось в этой фразе отразить подвиг и мужество людей. Чтобы было понятно: кто такие слухачи, чем они знамениты, и почему здесь стоит памятник.
— При создании эскизов памятника вы предполагали, что он будет нести в себе информационную роль или патриотическую? Какой посыл вы в него закладывали?
— Мне бы хотелось, чтобы жители знали о подвиге, примере мужества слепых людей, которые старались на благо Родины, делали все от них зависящее ради победы.
— Предполагается, что памятник должен быть тактильным, а значит камерным. К вам в мастерскую уже приходили незрячие, какое было их мнение?
— Да, конечно. Я приглашала их еще на этапе подбора эскизов, чтобы узнать мнение «со стороны». Так как работа над поиском образного решения может заводить художника «в неведомые дали» — это не всегда хорошо для монументальных произведений. К великой радости, последний вариант понравился больше всего: он был понятен тактильно и вызывал правильный ассоциативный ряд.
— Когда планируется установка памятника?
— В настоящее время мы готовимся представить эскизный проект на Градостроительном совете Петербурга. Надеемся, что у нас все получится.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться