Апостолам блокадного неба посвящается
Интервью

18 февраля 2023 года

Апостолам блокадного неба посвящается

Во время блокады Ленинграда в действующую армию впервые в мировой истории призвали на службу незрячих людей. Набор объявили на специализацию оператора звукоулавливателя, в народе — слухача, который должен был обнаруживать фашистские самолеты на подлете к городу по издаваемому им гулу.

На тот момент незрячих людей в Северной столице было 300 человек, и многие подали заявления, выражая готовность войти в отряд. После строжайшего отбора, в рядах слухачей осталось всего двенадцать человек — двенадцать «апостолов блокадного неба».

sculp Maria 2023 irina ivanova-9274.jpg

В настоящее время петербургский скульптор и член Правления союза художников Мария Третьякова заканчивает работу над эскизным проектом памятника слепым слухачам. Будущий монумент планируют установить в сквере, прилегающем к дому по адресу Стрельнинская улица, 11, где расположена Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих. 
Сотрудники портала «Культура Петербурга» побывали в мастерской Марии Игоревны, где узнали: откуда возникла идея создания монумента, как проходил отбор эскизов, и как скоро мы сможем увидеть произведение?

sculp Maria 2023 irina ivanova-9260.jpg

— Как появилась идея создания монумента «Слепым слухачам»?

— Ко мне обратился Дмитрий Феликсович Вагин — глава муниципального совета округа Петровский, расположенного на Петроградской стороне, с просьбой помочь в создании такого монумента. Тогда я обладала только общей информацией о представителях этой военной профессии, поэтому, первый свой эскиз сделала интуитивно: фигура сидящего слухача в обрамлении блокадного кольца и раструбов звукоулавливателя. Впоследствии, после встречи с представителями общества слепых, я ознакомилась с уже имеющимися наработками московского скульптора Александра Сильянова, а также условиями предоставления гранта. Главное  — композиция должна быть тактильно доступна, выполнена из бронзы и гранита, а также основываться на разработках Сильянова. Таким образом, мы вернулись к бюсту, выполненному скульптором, дополнив его изображением атрибутов блокадного города и самой установки звукоулавливателя.

sculp Maria 2023 irina ivanova-9221.jpg

— Создавая фигуру в полный рост, вы отталкивались от бюста московского скульптора Александра Сильянова. Расскажите, пожалуйста, о работе этого автора?

— Бюст сейчас находится здесь, в моей мастерской, но, к сожалению, он — «в форме», поэтому мы не сможем на него взглянуть. Изначально, планируя создание памятника, представители Всероссийского общества слепых обратились к московскому слепоглухонемому скульптору Александру Сильянову. Он с детства имеет ограничения по слуху, но в процессе жизни стал терять зрение. 
Александр окончил училище по специальности «Художественная обработка камня и кости», после чего многие годы занимался живописью и графикой. Однако после потери зрения, стал заниматься скульптурой. Этот автор очень серьезно отнесся к выполнению своей задачи и трудился над ней около трех лет. В процессе работы бюст претерпевал различные изменения. Но, к сожалению, произведение было выполнено в масштабе 1:1 к натуральному  (в высоту человеческого роста, прим. редактора), что делает невозможным установку работы в городской среде. Поэтому после отливки бюст будет выставлен в Народном музее истории Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. Когда выяснились эти обстоятельства, я приступила к выполнению монумента.
sculp Maria 2023 irina ivanova-9219.jpg

— У вас было порядка 50 эскизов памятника на бумаге и около 7 вариантов в пластилине. Как проходил отбор эскизов? 

— В поиске образного и пластического решения мне большую помощь и поддержку оказал архитектор Леонид Иосифович Копыловский. Мы пробовали соединить элементы бюста Александра Сильянова с предложенной мной концепцией, сохранив атрибуты блокадного города, например, клепаные элементы, которые придавали будущему монументу индустриальный стиль. Однако образ получался в некоторой степени пугающим. Это был не тот эффект, которого мы ожидали. Нам хотелось, чтобы у людей возникали устойчивые зрительные и образные ассоциаций. Решили привнести некий символизм в собирательный образ слухача, при этом его не перегружая. Вследствие этого мы отказались от некоторых деталей и трансформировали эскиз. 

sculp Maria 2023 irina ivanova-9198.jpg

— На каком варианте вы остановились? 

— На этом (фотография эскиза на фото выше, прим. ред.). Здесь мы также видим раструбы звукоулавливателя, образующие перекрестия, что напоминает нам о прожекторах, которые высвечивали небо и вражеские самолеты. Конечно, в процессе работы этот эскиз тоже менялся, но уже не так значительные: например, образ обогатился стволами зениток на постаменте, более расширенным пьедесталом. Сделав полномасштабный макет будущего монумента, мы «примерили» его в городской среде. Это привело нас к решению — приподнять монумент хотя бы на 30-40 сантиметров, чтобы его основание возвышалось над поверхностью земли. И мы придумали создать вот такие широкие ступени, чтобы на них могли подняться незрячие люди и безопасно ознакомиться с памятником.
sculp Maria 2023 irina ivanova-9195.jpg

— Расскажите, а что в дальнейшем происходит с глиняными эскизами?

— По-разному. Если мы хотим сохранить такой эскиз для дальнейшей работы или для потомков, то снимаем с него форму, а затем делаем отливку в нужном материале. Если такой задачи нет, то эскиз отправляется в «глиняную ванну», чтобы потом стать кем-то или чем-то другим.

sculp Maria 2023 irina ivanova-9357.jpg

— Будет ли на монументе располагаться надпись? 

—  Да, на гранитном постаменте будет надпись: «Слепым слухачам» и «Они вслушивались в смерть, чтобы мы смогли увидеть жизнь». Мне хотелось в этой фразе отразить подвиг и мужество людей. Чтобы было понятно: кто такие слухачи, чем они знамениты, и почему здесь стоит памятник.
sculp Maria 2023 irina ivanova-9268.jpg

— При создании эскизов памятника вы предполагали, что он будет нести в себе информационную роль или патриотическую? Какой посыл вы в него закладывали?

— Мне бы хотелось, чтобы жители знали о подвиге, примере мужества слепых людей, которые старались на благо Родины, делали все от них зависящее ради победы.
sculp Maria 2023 irina ivanova-9310.jpg
— Предполагается, что памятник должен быть тактильным, а значит камерным. К вам в мастерскую уже приходили незрячие, какое было их мнение?

— Да, конечно. Я приглашала их еще на этапе подбора эскизов, чтобы узнать мнение «со стороны». Так как работа над поиском образного решения может заводить художника «в неведомые дали» — это не всегда хорошо для монументальных произведений. К великой радости, последний вариант понравился больше всего: он был понятен тактильно и вызывал правильный ассоциативный ряд.
sculp Maria 2023 irina ivanova-9296.jpg

— Когда планируется установка памятника?

— В настоящее время мы готовимся представить эскизный проект на Градостроительном совете Петербурга. Надеемся, что у нас все получится.

Апостолам блокадного неба посвящается1
Апостолам блокадного неба посвящается2
Апостолам блокадного неба посвящается3
Апостолам блокадного неба посвящается4
Апостолам блокадного неба посвящается5
Апостолам блокадного неба посвящается6
Апостолам блокадного неба посвящается7
Апостолам блокадного неба посвящается8
Апостолам блокадного неба посвящается9
Апостолам блокадного неба посвящается10
Апостолам блокадного неба посвящается11
Апостолам блокадного неба посвящается12
Апостолам блокадного неба посвящается13
Апостолам блокадного неба посвящается14
Апостолам блокадного неба посвящается15
Апостолам блокадного неба посвящается16
Апостолам блокадного неба посвящается17
Апостолам блокадного неба посвящается18
Апостолам блокадного неба посвящается19
Апостолам блокадного неба посвящается20


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
Гастроли
20.06

Вадим Верник: «МХТ все время ищет новые формы»

Интервью
Классическая музыка
20.06

Александра Стефанова - про Škola Crew, снобизм творческой элиты и академическую музыку

01.04

Принцип Dance Open – не потерять в качестве

Интервью с Ольгой Беленкис - креативным продюсером фестиваля.

Интервью
Гастроли
18.06

Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»

Музыка
Блюз
Русский музей
10.06

Билли Новик: «Том Уэйтс больше не отвечает на мои вопросы, на них отвечает Толстой»

Смотреть все