Опубликовано: 15 октября 2024 года
День белой трости во всем мире отмечается 15 октября. Но нынешняя осень для «Всероссийского общества слепых» – особая, организация празднует 100-летний юбилей. «Культура Петербурга» собрала информацию о городских событиях, приуроченных к дате, и выяснила, как сегодня живется незрячим людям в Северной столице.
«Сквер слепых слухачей» – новое название на карте Петербурга зарегистрировано топонимической комиссией в сентябре этого года. В центре сквера, расположенного у библиотеки для слепых и слабовидящих, - первый и единственный в России памятник людям с инвалидностью по зрению. Авторы скульптуры – Мария Третьякова и Леонид Копыловский создали монумент героям Блокады, тотально слепым людям, призванным в армию. Эти солдаты защищали небо Ленинграда в войсках противовоздушной обороны, работая с помощью звукоулавливателей. Этот подарок города к юбилею ВОС многим зрячим петербуржцам открыл неизвестную страницу истории. Впрочем, и о жизни современников, лишенных зрения, обычные горожане знают не так много.
Сегодня в Петербурге семь тысяч незрячих жителей. Такую статистику на пресс-конференции в ТАСС озвучила Ольга Талятова, заместитель директора по социальным вопросам Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению СПб. По словам спикера, количество людей, теряющих зрение, постоянно растет. От этого не застрахован никто, процесс не всегда зависит от возраста или от состояния здоровья. Основной контингент Центра – позднеослепшие люди. Здесь им приходится заново учиться ходить – с белой тростью, читать и писать – по системе Брайля, пользоваться современными средствами реабилитации. Кстати, одно из них – смартфон, только и его приходится осваивать в новом качестве.
И, конечно, главная задача людей, проходящих реабилитацию – заново найти себя. Можно освоить профессию массажиста, а можно и творчеством заняться – как случилось с Яной Череватой. Много лет проработала режиссером на телевидении, а в сорок лет «включилось» генетическое заболевание, стала терять зрение. Пришлось искать новую профессию. «Студия незрячих художников при петербургском отделении ВОС стала светом в конце туннеля», – рассказывает Яна. Там она нашла себя в керамике, а теперь и другим незрячим помогает на творческом пути – уже в качестве руководителя студии. Кстати, их работы уже не первый год берет самая престижная ярмарка керамики, а покупатели «с руками отрывают» птиц, рыб и драконов, приговаривая: «Какие же они у вас теплые!».
Выставки слепых художников для зрячих вообще – откровение! Между тем, изобразительное искусство – любимый жанр людей, лишенных зрения. На выставке, прошедшей в медиацентре «Культура Петербурга», участники студии незрячих художников представили самобытную керамику и шедевры пластилинографии. Сейчас в Мариинском дворце экспонируется серия картин.
Посещение музеев, театров и концертных залов для слепых петербуржцев – не менее значимая часть жизни, чем для обычных людей. Только для человека с белой тростью даже дорога до учреждения культуры порой становится приключением – не всегда безопасным.
По словам председателя Санкт-Петербургской региональной организации «Всероссийское общество слепых» Алексея Колосова, доступные городская и транспортная среда в Северной столице – по-прежнему самые обсуждаемые проблемы:
«Даже когда мы говорим о поребриках... Сегодня их снижают: для людей в инвалидных креслах или мам с колясками, и это правильное решение. А вот для незрячих это потеря дополнительных систем ориентировки. Без них риски повышаются. Непростые вопросы и с доступностью транспорта, и с кнопками на дверях, которые человек незрячий должен каким-то образом найти и нажать, чтобы в автобус или троллейбус войти».
А пока вопросы организации комфортной и безопасной среды в большом городе все еще актуальны, посещать выставки, концерты и спектакли людям с инвалидностью всех нозологий помогает проект «Многомерность культуры». Он избавляет сразу от всех тревог, связанных с посещением храма искусства. Во-первых, до места человека довозит социальное такси, во-вторых кураторы заранее выясняют, есть ли доступная среда для колясочников, будет ли сурдоперевод, или тифлокомментарий. Автор проекта, директор Института культурных программ Ольга Гаазе во время пресс-конференции разрушила еще один стереотип. Оказалось, что слепые люди очень любят ходить именно на выставки! По ее словам, музеи сегодня с большим вниманием и чуткостью относятся к таким посетителям:
«Тактильные экспонаты теперь есть и в Русском музее, и в Исаакиевском соборе, и в Музее истории религии. В Музее городской скульптуры, где мы недавно были с экскурсией, – незрячие ребята могли основные городские памятники просто в руках подержать, тактильно изучить, понять, как они выглядят во всех подробностях. В рамках нашего проекта «Многомерность культуры» мы любим ходить на такие выставки, чтоб люди с разными нозологиями могли получить впечатления. Многие незрячие любят посещать даже не адаптированные для них выставки: они не видят, но слушают экскурсовода, который более подробно рассказывает о работах, дает оценить размер рамы картины, например».
А вот тифлокомментирование в театрах Петербурга пока еще не достаточно развито. Но начало положено: с проектом уже сотрудничают Александринский театр, Театр эстрады имени Райкина.
Правильно взаимодействовать с незрячими посетителями – еще один важный навык, которым должны обладать все сотрудники учреждений культуры: от гардеробщиков до экскурсоводов. Для таких специалистов Институт культурных программ, в рамках повышения квалификации, провел практические занятия. На тренингах обучались правильно встречать гостей с разными нозологиями. Без лишней навязчивости помогать слепым посетителям, правильно сопровождать их, взаимодействовать с собаками-поводырями.
Вообще-то у слепых людей и у самих есть что предложить зрячим в плане культурных впечатлений. Это доказали московские авторы «Концертов в темноте», которые в марте прошли в Петербурге. Все участники проекта: от музыкантов до поводырей, помогающих зрителям в полнейшей темноте найти свои места – слепые люди. По словам Ольги Гаазе, впечатление по-настоящему уникально для зрячего:
«Это такое изменение сознания, когда ты, зрячий, – абсолютно беспомощен в этой ситуации, а незрячие прекрасно ориентируются, готовы творить в этом пространстве. Незабываемые ощущения. Могу рассказать о своих: даже впечатление от музыки особое, когда тебя лишают одного из восприятий – визуального, и ты полностью погружаешься в мир звуков».
В День белой трости «Культура Петербурга» предложила председателю петербургского отделения Всероссийского общества слепых обратиться к зрячим людям от имени слепых петербуржцев. Алексей Колосов ответил так:
«Главный лозунг: "Не должно быть различий". Причем это касается и незрячих людей. Когда, например, человек приходит на работу и говорит: вот я плохо вижу и поэтому... С моей точки зрения, это неправильно. Да, нам сложнее конкурировать на рынке труда, поэтому если мы будем рассчитывать на какие-то поблажки, то ничего хорошего из этой системы не вырастет. Только за счет своих профессиональных навыков, только за счет того, что в чем-то мы должны быть даже более профессиональны, чем зрячие люди по каким-то специальностям, мы можем найти свое место на рынке труда. С моей точки зрения, никакого специального отношения к незрячим не требуется. Требуется отношение нормальное, человеческое. Поэтому часто многие незрячие говорят так: «Если вы видите незрячего человека, сначала спросите, нужна ли мне помощь, или я иду своим курсом и меня все устраивает». Это – улица с двусторонним движением: незрячие должны идти навстречу зрячим и наоборот!»
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться