Библиотека — очаг культуры!
Интервью

09 августа 2023 года

Библиотека — очаг культуры!

9 августа в России отмечают День книголюбов. По такому случаю "Культура Петербурга" решила расспросить петербургских книголюбов о последних нововведениях, которые окончательно превратили библиотеки в «очаг культуры». Узнаем, как пробудить читательский интерес, в каком виде хранятся и выдаются электронные книги, где искать анонсы мероприятий и как на них попасть.


С наступлением информационной эры значение библиотек как хранилища книг, к сожалению, стало анахронизмом. Как это сказалось на деятельности библиотек? Какие нововведения вошли в библиотечную жизнь?

1

Марина Соломонова, заместитель директора по развитию и инновациям Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина.

На самом деле, хранилище — это слово отнюдь не ругательное для детской библиотеки, а одна из самых востребованных функций. Популярные детские книги, произведения из школьной программы и списков дополнительного чтения на каникулы должны быть представлены в хорошей детской библиотеке в достаточном количестве и ярких, качественных изданиях. А это значит, что того же «Тома Сойера», «Незнайки», «Вафельного сердца», «Зверского детектива» хочется выдать всем и сразу, а не говорить: «Книга сейчас на руках, могу поставить Вас в очередь». Но держать на полке много экземпляров одной и той же книги не принято, именно поэтому хранилище — вещь ну очень нужная. И вообще, хорошая детская библиотека, в идеале, должна быть «резиновой» — новых детских книг выходит сейчас много, хочется иметь их все, ведь произведений о динозаврах много не бывает. И, кстати, многие дети в полном восторге от бесконечных книжных полок.

2

Но ничего не менять — тоже странно. Поэтому сейчас главное — это поиск компромисса. Наверное, самое важное новшество — это преобразование пространства. Раньше детская библиотека четко делилась: вот здесь — абонемент — сдать-выбрать-взять книги, здесь — читальный зал, а вот здесь — мероприятия. Сейчас в тренде дизайн без стен, просто зонирование — стеллажами на колесиках или мобильными ширмами, где читатель вправе выбирать, что ему делать — искать книги, читать их, делать уроки, смотреть спектакль или участвовать в мастер-классе — или даже одновременно. Увы, в нашей библиотеке это пока невозможно — мы все еще поделены на «залы», это особенность пребывания в исторических интерьерах; но уже давно нет никакой тишины в библиотеке! И, конечно, у нас есть современные технологии обслуживания — электронный читательский, доступ к электронным книгам и разные игровые приложения по мотивам книг.


Кильпякова И.С..jpg

Ирина Кильпякова, заместитель директора СПб ГБУК ЦБС Василеостровского района, кандидат педагогических наук.


Библиотеки сегодня — это симбиоз гаранта качества получаемой информации и общественного пространства для самореализации. Реформирование и модернизация меняют концепцию дальнейшей работы, на основе которой, в идеале, изменяется интерьер библиотеки и формат взаимодействия с посетителями.

Например, в библиотеке «На Морской» #Морерядом интерьер выполнен в морской стилистике, отражающей близость к Финскому заливу Балтийского моря, а концепция развития — библиотека путешествий. Вокруг путешествий построен и формат взаимодействия с пользователями — путешествие в книги, фильмы, игры и т.п.

f3ZnGWH5PPk.jpg

Инновационные формы работы позволили возродить массовую работу библиотек в новом ракурсе, выйти в сферу интересов и реальных запросов посетителей, насытить ее событийностью, интерактивностью, зрелищностью и информационным качеством.

Например, СПб ГБУК ЦБС Василеостровского района в августе 2021 года провела фестиваль фантастики «Вселенная F». Поклонники жанра фантастики и фэнтези получили возможность не только поучаствовать в дефиле-конкурсе косплееров, мастер-классах по рисованию манги и созданию комиксов, но и пообщаться с авторами произведений, задать интересующие вопросы, получить авторские экземпляры с автографами, сделать фото на память и просто отлично провести время в душевной компании остроумных и интересных людей и персонажей.

UvcOGPcCkWU.jpg


Современную «библиотечную жизнь» можно охарактеризовать как кубик, разворачивающийся к конкретной категории пользователей той стороной своей деятельности, которая в данный момент для них наиболее значима. В этой «отзывчивости» суть всех нововведений.


— Основой деятельности современной библиотеки стал так называемый «культурный библиотечный маркетинг». Почему это понятие до сих пор вызывает множество споров?

*библиотечный маркетинг — технология управления, направленная на максимальное удовлетворение нужд и потребностей потенциальных пользователей библиотеки

директор.jpg

Людмила Минаева, директор СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Курортного района», заслуженный работник культуры РФ.

- Да, действительно, такие понятия, как «событийный менеджмент», «культурный библиотечный маркетинг» прочно вошли в деятельности библиотек и эффективно используются. Произошло переосмысление культурно-просветительской нашей деятельности. Мы стремимся удивлять, вызывать интерес, любопытство, быть полезными, используем нетипичные для библиотек форматы работы, которые находят позитивный общественный резонанс. Читатели все чаще становятся инициаторами и активными участниками наших новых проектов.
Но проведение мероприятия — не самоцель. В нашей библиотечной системе практически нет просто концертов, чаще это литературно-музыкальные композиции. Если театральная постановка — то на основе художественного произведения, мастер-классы подкрепляются шикарными изданиями по очень популярному сейчас направлению hand made и т.д. То есть, все наши культурно-просветительские проекты направлены прежде всего на продвижение книг, раскрытие фондов и возможностей библиотек, приобщение населения к чтению, поскольку именно информационная составляющая является главной в нашей работе и кардинально отличает нас от других учреждений культуры.

ERhW0pWMrMg.jpg

Социологические исследования последних лет выявили высокий уровень доверия населения к библиотекам, поэтому люди приходят сюда и за информацией, и за простым человеческим общением, делятся впечатлением о прочитанных книгах, создают клубы по интересам, посещают выставки и лекции. Поэтому библиотеки сегодня — центры информации и культуры, центры развития через общение, но в первую очередь - центры интеллектуального досуга. Но мы искренне считаем, что, какие бы преобразования не происходили в наших учреждениях, главное — чтобы библиотека оставалась прежде всего библиотекой.


Ахти Е.Г._фото.jpg

Елена Ахти, заместитель директора по развитию ЦГПБ им. В.В. Маяковского.


- Библиотеки, как и любые другие институции, работающие с людьми и продвигающие свои ресурсы и услуги, выстраивают определенную маркетинговую стратегию. Конечно, в нашем случае, эта стратегия имеет свои особенности. Ведь мы не продаем продукты и услуги, а большинство из них предоставляем бесплатно. Читатель, абонент, пользователь и, наконец, клиент... Да, библиотечное движение навстречу клиенту проходит в спорах и дискуссиях. Но это всего лишь вопрос терминологии, который не отменяет нашу главную миссию — быть значимой и неотъемлемой частью культурно-информационного кластера Санкт-Петербурга. Кластера, где активно начинается реализация стратегии цифровой трансформации.

f1Hq-S2gxgU.jpg

— Согласно данным ВЦИОМ в 2021 году всего 25% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет предпочитают регулярно читать. 30% респондентов в возрасте от 45 до 59 лет за прошедшие полгода не прочитали ни одной книги вовсе. С чем связано такое падение читательского интереса, и как можно это исправить? Стоит ли начать «работу» с младшего поколения или с себя?

Ирина Кильпякова, заместитель директора СПб ГБУК ЦБС Василеостровского района, кандидат педагогических наук.

- Причин на самом деле много, и зависят они, в том числе, и от возрастной дифференциации. Да и сама природа процесса чтения требует погружения в текст, личной интерпретации с информацией. Если говорить об общих тенденциях, то это:

  • изменение позиции родителей к совместному чтению с детьми и усиление влияния СМИ, поэтому семейное чтение книг заменяется времяпрепровождением с гаджетами, телевизором, компьютером;

  • уменьшение времени для чтения в структуре ежедневного расписания и преобладание «делового чтения»;

  • изменение репертуара чтения у многих социальных групп (проявление интереса только к широко рекламируемым изданиям, далеко не всегда надлежащего качества);

  • непрерывность информационных потоков в течение дня утомляет, и на чтение как весьма затратную умственную деятельность у него не остается ресурсов.

BZgZY_S4lbw.jpg

«Работу», конечно, нужно начинать с себя. На детях сказывается отсутствие примера родителей, которые сами не читают и, следовательно, не воспитывают у ребенка потребности в общении с книгой.

В СПб ГБУК ЦБС Василеостровского района было проведено исследование, направленное на изучение формирования читательских предпочтений современных подростков. Мы задавали респондентам вопрос:

Раньше одним из видов досуга было чтение в кругу семьи. Как Вы думаете, сейчас это распространенная практика?

Примеры ответов:

У меня мама прочитала серию книг «Метро 2033», полный цикл, и она заинтересовала меня… у нас было пару раз, когда мы читали одну книгу параллельно и обсуждали ее. Было интересно.

— девушка, 17 лет

Мы с отцом можем вместе сесть и обсудить, почитать, вот сейчас он читает «Хоббита», может потом возьмусь его читать.

— девушка, 16 лет

У нас все-таки расходятся книжные предпочтения, вряд ли мама будет читать книги той же самой Ли Бардуго или в принципе жанр young adult. И иногда она заходит и говорит: «Опять ты купила какие-то бесполезные книги, которые я даже не могу прочитать!»

девушка, 17 лет

Это бывает сложно, потому что, например, моя мама любит читать про экономику, а я не очень разбираюсь в экономике. Ну, если, например, Чехова я буду читать и обсуждать с мамой, то она обсудит со мной. Если что-то новое, она не будет просто знать, о чем это.

— девушка, 17 лет

По ответам мы видим явное подтверждение тезиса о том, что семья играет важную роль в развитии интереса к чтению, создании читательских привычек, получении первого опыта знакомства с книгой. В связи с тем, что ребенок познает мир через семью, то в период детства наличие книг дома, образца читающих родителей, совместное чтение и обсуждение формирует понимание данного досуга как нормы.



Марина Соломонова, заместитель директора по развитию и инновациям Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина.

- Заметьте, что даже по данным ВЦИОМ, совсем не читают не подростки и не дети, а взрослое поколение, на молодость которых как раз пришлось время массовых тиражей не самой захватывающей литературы. То есть прекрасные книги были всегда, но в нашей стране случились времена, когда книги приходилось «доставать». Таким образом, тому, кто не «достал», читать то, что было в доступе, было совсем неинтересно, и они не оценили чтение как прекрасный досуг и форму искусства, и, к сожалению, таких людей было очень много.

ldkr82CZtgY.jpg

Еще данные опросов не учитывают изменение практик чтения — люди читают сейчас совсем по-другому, читают много коротких и публицистических текстов, много по работе или учебе, познают мир через другие формы досуга — спорт, путешествия, кино, театр. При этом вокруг этих форм тоже много текстов — просто документальных, а не художественных. Их чтение также развивает человека, ничуть не меньше художественной литературы. Если у вас есть выбор — прочесть книгу о горах или поехать в горы, что Вы выберете? Но почему-то культура измеряется по-прежнему в прочитанных за год художественных книгах. Если бы ситуация была столь плачевной, то у нас не было бы такого количества издательств и такого разнообразия наименований. Перестаньте воспринимать чтение как единственное мерило культуры — да, культура текстоцентрична, но музыка, изображение, движение столь же великолепны.


Людмила Минаева, директор СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Курортного района», заслуженный работник культуры РФ.

- Безусловно, падение читательского интереса связано прежде всего с развитием альтернативных источников получения информации: Интернета, социальных сетей, телевидения. Формируется новый стиль жизни: человек, который сидит дома перед компьютером, слушает музыку, смотрит фильм, пишет письма (все это одновременно) и заодно «работает» посредством Интернета. Ему подают информацию поисковики, которые не определяют, какой ресурс лучший и, что самое главное, правдивый. Чаще всего люди не разбираются и берут то, что оказывается «сверху». Мы пришли к тому, что молодое поколение визуалов привыкло, чтобы все получалось без особых усилий, «играючи». При этом «младшее поколение» — как раз очень читающая категория, большинство современных родителей читают детям и читают много. Перелом происходит, когда ребенок становится более самостоятельным, попадает в окружение подросших сверстников, открывает для себя мир сетевых компьютерных игр, мессенджеров, блогерства и т.д. Он бы и рад почитать, да некогда. И ритм жизни взрослого населения за последние десятилетия вырос в несколько раз. Мы постоянно в пути, движении и стремлениях.

tbXi7qdSG8s.jpg

Именно для экономии времени и удобства пользователей библиотеки активно расширяют спектр электронных сервисов: бесплатное онлайн-подключение к электронным библиотекам и информационным ресурсам, виртуальные читальные залы, заказ, продление, бронирований изданий удаленно, создают собственные электронные коллекции оцифрованных редких книг и т.д. В последнее время популярность набирают аудиокниги, слушать которые можно, находясь в дороге.

При этом хочется отметить, что читающих людей много, — в последнее время мы с радостью отмечаем, что все больше людей приходят в библиотеки именно за книгами. Ведь в нашем мире все циклично, люди устают от социальных сетей, потока информации в сети Интернет и на телевидении, издания в книжных магазинах значительно дорожают, а у библиотек есть неоспоримое преимущество — все книги и электронные сервисы для пользователей бесплатны.

На наш взгляд, необходима мощная информационная поддержка книги и чтения на государственном уровне. В последнее время на многие новые российские фильмы выходят интригующие динамичные трейлеры, которые постоянно крутятся по основным телеканалам. И как результат — на большинстве из них залы переполнены. Почему бы также не рекламировать новые книги: ярко и динамично? А также  доступность библиотечных услуг, показывать, как мы изменились, наши возможности и преимущества? Почему бы также не создавать запоминающиеся, лаконичные ролики о пользе чтения, например, для тренировки мозга, получения новых впечатлений, расслабления перед сном? Такие видеоролики должны быть везде, где «есть» современный человек: на телевидении, в сети Интернет, в социальных сетях. И кто-то обязательно возьмет книгу, поскольку его заинтригует сюжет, а кто-то впитает идею пользы чтения для здоровья — сейчас это модно.


Елена Ахти, заместитель директора по развитию ЦГПБ им. В.В. Маяковского

- Я не считаю эту ситуацию плачевной. Да, около трети опрошенных (30%) за последние полгода не прочитали ни одной книги. Наверное, уже нужно принять это обстоятельство. Мы никогда не сможем приобщить к чтению всех. Всегда останутся люди, которым чтение не нужно. Это их выбор и их право. Нашу задачу мы видим в том, чтобы сделать жизнь читающих людей более качественной и удобной, независимо от того, предпочитают они бумажные книги или электронные издания.

В библиотеке Маяковского 36% читателей в возрасте до 24 лет и 10% — 45-59 лет. Самая большая группа наших читателей — 47% — это люди 25-44 лет. Вопреки бытующему мнению, читателей старше 60 лет в библиотеке меньше всего — 7%. Все наши пользователи активно читают. В 2021 году библиотекой было выдано 430 тыс. печатных и почти 2 миллионов электронных изданий из полнотекстовых баз данных. И это только зафиксированные выдачи. Поскольку фонды теперь максимально открыты, а условия в библиотеке достаточно комфортны, наши посетители могут работать с книгами, не вынося их из здания и не записывая на свой электронный формуляр. Таких читателей очень много. Так что, я не сказала бы, что все уж настолько плохо, — по крайней мере, в Санкт-Петербурге. Но, конечно, мы прилагаем все усилия, чтобы развивать интерес к чтению и книгам у жителей нашего города и максимально удовлетворять их растущие запросы.

0sevsbnNtwM.jpg

Сейчас библиотеки активно интегрируются в культурную жизнь города: выставки и лекции, встречи с писателями, концерты и языковые клубы по-новому открывают читателям библиотечный мир. Есть ли информационное пространство, где можно размещать анонсы таких событий и знакомить жителей с «активной жизнью» библиотек? Ведь, к сожалению, бумажные объявления люди перестали замечать.

Людмила Минаева, директор СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Курортного района», заслуженный работник культуры РФ.

- За последние годы мы совершили рывок в этом вопросе. Библиотеки имеют официальные сайты, представлены во всех популярных социальных сетях, активно сотрудничают с районными и городскими СМИ, Интернет-порталами, размещают информацию на уличных стендах, бегущих строках, электронных экранах, делают персональные рассылки анонсов, оповещают по телефону людей, которые оставляют свои данные и хотят, чтобы им сообщали о наиболее интересных мероприятиях. Создан специальный портал «Общедоступные библиотеки», где можно узнать о планируемых событиях всех библиотек Санкт-Петербурга.
Сейчас в нашей библиотечной системе реализуется проект — «Многофункциональный мобильный комплекс» или «Библиобус». Основная его цель — информационно-библиотечное обслуживание людей, живущих в отдаленных поселках и микрорайонах протяженного Курортного района, а также их информирование об услугах, возможностях и мероприятиях наших библиотек. Это уникальный проект. Впервые в России под «Библиобус» был отдан пассажирский автобус, оснащенный самым современным оборудованием. Люди смогут получать все библиотечные услуги: книги с возможностью заказа из любой библиотеки района и Санкт-Петербурга, в комфортной обстановке почитать, поработать за компьютером, выйти в Интернет, сделать копию или отсканировать документ, получить доступ к электронным ресурсам, посетить лекцию или интерактивную программу. Предполагаются и встречи с писателями, консультации специалистов — например, по юридическим вопросам. Несмотря на все усилия библиотек и огромную работу по информированию населения, все же необходима комплексная информационная поддержка на уровне государства, социальная реклама библиотек, книг и чтения на всех центральных телеканалах нашей страны и в Интернете.


Елена Ахти, заместитель директора по развитию ЦГПБ им. В.В. Маяковского.

- Я не стала бы сбрасывать со счетов бумажную форму анонсирования мероприятий. Ежемесячные буклеты с анонсами библиотеки Маяковского и брошюры «Не только книги» с информацией о самых значительных мероприятиях библиотек города у нас разбираются чуть ли не прямо с печатного станка.

Но, конечно, в век Интернета нельзя игнорировать его пространство как источник информирования. Так, на портале «Общедоступные библиотеки Санкт-Петербурга» есть раздел «Афиша», где размещается информация о самых интересных и значительных событиях в библиотеках. В 2021 году в этом разделе посетители портала просмотрели анонсы 10 000 библиотечных мероприятий. Подобный раздел есть и на собственном сайте библиотеки, на котором размещаются анонсы только Маяковки, и он также востребован.

Кроме того, социальные сети являются прекрасной площадкой для размещения трансляций наших онлайн-мероприятий. Люди теперь могут посмотреть запись в любое удобное время, поделиться с друзьями ссылками. Мы получили возможность размещать свои трансляции сразу на нескольких площадках, но по нашим данным по степени активности пользователей никакая из них не сравнится с ВКонтакте.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Инклюзия
09.07

Юлия Платонова: «Наша задача - дать выпускникам веру в себя и надежду на будущее»

Интервью
Балет
15.12

Андриан Фадеев: «Чтобы желания точно сбылись, мечтать нужно тихо и про себя»

Интервью
09.07

Юлия Стрижак рассказала, как будет выглядеть Театр имени Шаляпина после ремонта

Театр
22.03

Юлия Стрижак: «Наш театр будет вести кочевую жизнь»

Театр «Мюзик-холл» в ближайшее время ждут большие перемены.

Интервью
Классическая музыка
30.06

Александра Стефанова - про Škola Crew, снобизм творческой элиты и академическую музыку

Смотреть все