Опубликовано: 10 июля 2023 года
1 июля в России свой профессиональный праздник отмечают реставраторы.
Заместитель Генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Ольга Бабина рассказала "Культуре Петербурга" как реставраторы спасают культурное наследие, как производят очищение древних икон по методу Голубева, как в 20-е годы XX века шедевры живописи спасали при помощи оберточной бумаги и сколько мастеров на данный момент числится в Справочнике реставратора?
— 25 апреля 1922 года в Русском музее был основан Отдел реставрации и 2022 был юбилейным годом, ознаменовавшим его открытие. В этой связи было подготовлено и реализовано множество интересных проектов. Расскажите о Справочнике реставратора и виртуальном туре «Сохраняя историю». Какие еще информационные материалы, созданные на базе Русского музея, Вы можете порекомендовать людям, интересующимся реставрацией?
— Подготовка к столетнему юбилею отдела реставрации Русского музея подвигла нас к реализации большого количества идей, направленных на сбор и презентацию материалов о реставраторах и музейной реставрации. В первую очередь была запланирована выставка, представляющая самые яркие работы реставраторов Русского музея разных поколений. Благодаря нашим партнерам ПАО «Газпром», удалось сделать мероприятие масштабным, раскрывающим разнообразие коллекции музея, специфику деятельности всех тринадцати реставрационных мастерских и специальных отделов химико-биологических исследований и климатологии.
Надеюсь, что посетители выставки оценили, что на экспозиции были представлены предметы, над которыми в разные годы трудились реставраторы разных поколений. И сейчас эти экспонаты находятся в прекрасном состоянии. Показать преемственность труда мастеров разных поколений — важная составляющая выставочного проекта «Сохраняя историю». Коллекция Русского музея очень велика и составляет более 440 тысяч единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов. Порой в комплексную реставрацию поступают предметы, консервацию и реставрацию которых проводили десятки лет тому назад.
Например, в 2016 году, когда шла подготовка к юбилейной выставке Г. Семирадского «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме», в реставрацию поступила работа «Оргия» (размер 300 х 500 см) его современника Вильгельма Котарбинского, хранившаяся на валу. Это полотно в 1926 году. Чтобы произвести консервацию живописного слоя, реставраторы полностью заклеили его плотной оберточной бумагой. А все потому, что другой в эти сложные годы просто не нашлось. Картина более чем девяносто лет была скрыта под толстым слоем бумаги, но сохранилась для потомков. Блестяще проведенная сотрудниками мастерской масляной живописи Н. Романовой, М. Дашкиным и М. Солдатенковой реставрация позволила экспонировать это произведение на нескольких выставках, в том числе и на реставрационной. Целый год специалисты освобождали работу от плотного слоя бумаги, укрепляли красочный слой, восполняли утраты. Их деятельность была трудной, но мы с благодарностью вспоминали тех людей, которые в сложнейших условиях 1920-х годов нашли способ сохранить шедевр.
В рамках юбилейных мероприятий был сделан акцент на еще одну важную составляющую реставрационной деятельности – это развитие реставрации музейных предметов в тесном содружестве с научными знаниями. Задачей участников было рассказать, что значит сегодня научная реставрация в музее. Научный подход в это области развивается с 70-х годов ХХ века. Тогда зародился отдел технико-технологических исследований и в музее появились специалисты естественно-научных специальностей. Сегодня, выбирая программу реставрации, сотрудники опираются не только на опыт и знания технологий, но прежде всего на данные, полученные в результате полного технико-технологического и химико-биологического исследований. Таким образом, к реставраторам в наше время предъявляются высокие требования не только в плане мастерства, но и в плане широты их естественно-научных знаний. Реставратор сегодня – это и химик, и физик, и технолог.
— Расскажите о старейших сотрудниках реставрационных мастерских.
— Хочу сказать, что, каждый реставратор внес свой вклад в сохранение музейного собрания и не просто выбрать двух-трех из более чем 200 реставраторов, которые трудились на протяжении четырех поколений в Русском музее. Этот вопрос мы обсуждали с начальником Службы реставрации Солдатенковым, в итоге пришли к выводу, что самыми яркими представителями профессии, внесшими значительный вклад в ее развитие в Русском музее, можно назвать Анания Бархошабовича Бриндарова, Сергея Ивановича Голубева и Беллу Петровну Топоркову.
Ананий Бархошабович Бриндаров — это человек удивительной судьбы. Он в семь лет попал в Россию из Персии.
Его родители были беженцы, и до 19 лет он зарабатывал тем, что чистил ботинки на улице. Потом в 1926 году поступил на Рабфак в Москве, позже в нашу Академию художеств, которая тогда называлась Институтом пролетарского изобразительного искусства. А ныне – Санкт-Петербургской академией художеств имени Ильи Репина. По окончании он попал в Пермь, где работал при художественной галерее. Тогда это был город Молотов, и именно туда во время Великой Отечественной уехала коллекция Русского музея. Вместе с коллекцией, после войны, Ананий Бархошабович был принят на работу в Русский музей, где затем 28 лет возглавлял вначале реставрационную мастерскую живописи, а затем — отдел реставрации. Он работал над такими известными работами, как «Озеро» И. Левитана, и «Воскрешение дочери Аира», и «Бурлаки на Волге» И. Репина, «Портрет Ф. Шаляпина» Б. Кустодиева. Почти все живописные шедевры, которые находятся в коллекции Русского музея, мастерская, которую он возглавлял, так или иначе осматривала, реставрировала, консервировала и приводила работы в экспозиционный вид.
Еще одной значимой личностью для реставрационного дела в целом, а не только для Русского музея является Сергей Иванович Голубев.
Он пришел в Русский музей в 21 год и остался здесь более чем на 30 лет. Сергей Иванович возглавлял реставрационную мастерскую древнерусской живописи. Нужно сказать, что интерес к иконе возник у исследователей в конце XIX века. Тогда ее начали освобождать от потемневшей олифы, расчищать, но методы этой очистки были достаточно сложные. Приходилось использовать «компрессы», что часто приводило к удалению не только темной олифы, но и верхнего слоя авторской живописи. Даже сейчас раскрытие иконы - это чрезвычайно непростой процесс.
Голубев изобрел и внедрил новый метод расчистки икон, исключив при этом травмирующие компрессы. Предложенный им способ удаления темной олифы и поздних поновлений живописи «в сухую» был более сложным и трудоемким. Он производил очищение иконы слой за слоем, под микроскопом, микроинструментами. Хочу отметить, что самые сложные, самые длительные и продолжительные реставрационные советы в музее проходят по реставрации произведений древнерусской живописи. Почему? Потому что процесс раскрытия не только сложный, но и очень ответственный. Принимая решения о раскрытии глубинного авторского слоя, должна быть уверенность в его сохранности на всем произведении, а не фрагментарном присутствии. Снимая поздние поновления XVIII века – XV и XIV век можно не найти, и тогда памятник окажется утраченным! Поэтому идет очень серьезное изучение состояния всех сохранившихся живописных слоев для того, чтобы понять, есть смысл освобождать икону от более поздних записей или нет. Метод раскрытия произведения древнерусской живописи, введенный Голубевым, широко применяется и сегодня. Эффективность своего метода он доказал на расширенном заседании комиссии Министерства культуры на примере реставрации иконы XIV в. «Борис и Глеб», которая сегодня украшает экспозицию Русского музея. Реставрация проходила восемь лет и все этапы процесса фиксировались. Более 200 черно-белых фотографий было сделано для того, убедить музейное сообщество в эффективности нового метода.
Голубев изобрел и внедрил новый метод расчистки икон, исключив при этом травмирующие компрессы. Предложенный им способ удаления темной олифы и поздних поновлений живописи «в сухую» был более сложным и трудоемким. Он производил очищение иконы слой за слоем, под микроскопом, микроинструментами. Хочу отметить, что самые сложные, самые длительные и продолжительные реставрационные советы в музее проходят по реставрации произведений древнерусской живописи. Почему? Потому что процесс раскрытия не только сложный, но и очень ответственный. Принимая решения о раскрытии глубинного авторского слоя, должна быть уверенность в его сохранности на всем произведении, а не фрагментарном присутствии. Снимая поздние поновления XVIII века – XV и XIV век можно не найти, и тогда памятник окажется утраченным! Поэтому идет очень серьезное изучение состояния всех сохранившихся живописных слоев для того, чтобы понять, есть смысл освобождать икону от более поздних записей или нет. Метод раскрытия произведения древнерусской живописи, введенный Голубевым, широко применяется и сегодня. Эффективность своего метода он доказал на расширенном заседании комиссии Министерства культуры на примере реставрации иконы XIV в. «Борис и Глеб», которая сегодня украшает экспозицию Русского музея. Реставрация проходила восемь лет и все этапы процесса фиксировались. Более 200 черно-белых фотографий было сделано для того, убедить музейное сообщество в эффективности нового метода.
Еще один удивительный человек, реставратор, о котором хотелось бы сказать – это Белла Петровна Топоркова. Жизнь этого замечательного человека прервала пандемия в 2021 году.
Она заведовала отделом реставрации каменной и гипсовой скульптуры. Потрясающий человек! Белла Топоркова увлекалась парусным спортом в юности и пошла в Кораблестроительный институт, получив профессию инженер-кораблестроитель. Затем увлеклась дизайном, закончила ЛВХПУ им. В.И. Мухиной и, придя в Русский музей в 43 года помощником реставратора, стажером, стала через 10 лет реставратором высшей категории, заведующим отделом реставрации гипсовой и каменной скульптуры! Профессия реставратора стала для Беллы Петровны призванием. Она входила в группу специалистов, работавших над реставрацией и созданием факсимильных копий из искусственного мрамора скульптуры Летнего сада. А это 92 предмета, созданных в Италии в начале XVIII в., которые были отреставрированы вместе с постаментами и сегодня перемещены в Михайловский замок.
Каждый реставратор, внесший вклад в сохранение коллекции Русского музея, представлен в Справочнике реставраторов. И работа над изданием продолжается, заполняются и дополняются информацией биографии художников-реставраторов. Мне кажется, что очень важно отдать дань памяти людям, чья профессия сохранять в вечности культурное наследие страны.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться