Опубликовано: 21 октября 2024 года
Знаете ли вы, что у Петербурга есть свой световой тренд, а эмоциональное состояние можно корректировать с помощью лампочек разной цветовой температуры?.. Первый международный форум «Свет для человека», который прошел в Северной столице 17-18 октября, «подсветил» актуальнейшие вопросы – бытия и освещения. «Культура Петербурга» собрала для читателей практические советы от ведущих экспертов.
1. Гуляйте по историческому центру в сумерках и наслаждайтесь! Сегодня городское освещение в Петербурге – вид искусства. Световая архитектура может быть проявлением высокого стиля и... наоборот. Форум предложил петербуржцам расширить кругозор и стать ценителями световой культуры, которая у каждого города – своя.
Наталья Быстрянцева, руководитель образовательной программы «Световой дизайн» Академии Штиглица, разработчик комплексных решений освещения городов, организатор форума «Свет для человека»:
– Петербург отличается от Москвы, в том числе, и световой культурой. В Северной столице наша задача – добиться общей сдержанности освещения, комфорта и преимущества световой архитектуры. Тут Комитет по Градостроительству и архитектуре, «Ленсвет» и КГИОП ведут политику в одном направлении: минимизация уровня засветки и сбалансированная средняя яркость объектов архитектурно-художественного освещения.
– В чем проявляется мастерство светового архитектора?
– Подсвеченные дворцы или памятники не должны казаться «пластмассовыми», плоскими. Важно, чтобы свет подчеркивал объем и читались все детали объекта.
– Существуют ли тренды петербургского освещения?
– Обязательно оформлять улицы так, чтобы люди видели лица друг друга, чтобы была хорошая цветопередача; чтобы были низкие уровни яркости. И чтобы архитектурное освещение было реализовано комплексно в рамках формирования световой среды города и пешеходных маршрутов.
– А сейчас как с архитектурной подсветкой обстоит дело?
– Есть отдельные объекты, федеральные и частные, которые решаются иначе, но важно городу удержать единую стилистику именно северного света. Вот, например, сейчас появилась телебашня в Петербурге. Она выполнена немного в таком... азиатском стиле –само решение хорошее, но, может быть, не в нашем городе. Где формируется силуэт и деликатный северный стиль.
2. Осенью искусственный свет становится средством от недостатка естественного, если правильно его использовать. Выбор параметров лампы и светильника – первый шаг. Лучше, когда общий индекс цветопередачи CRI – не меньше 80-90: такой свет правильно передает все цвета без искажений оттенков. Из двух лампочек с теплым и холодным спектром выбираем... обе! А вот одна люстра на комнату – стереотип устаревший и вредный.
Светлана Рослякова, кандидат технических наук, ученый Университета ИТМО:
– Светодизайнеры рекомендуют использовать разные уровни освещенности в комнате, да еще и чередовать использование холодного и теплого спектра, почему?
– Холодное освещение подавляет выработку гормона мелатонина и активизирует организм человека, а теплое освещение наоборот способствует расслаблению. Недавно завершилось исследование влияния света на человека, направленное на повышение работоспособности офисных сотрудников и сохранения здоровья в долгосрочной перспективе. Методологию исследования мы подбирали совместно с группой психологов из СПбГУ. Рассматривали стандартный ритм жизни, когда человек работает примерно с 10 до 18, и создавали систему, которая может понимать, в какой момент регулировать освещение (давать более теплый свет, или более холодный).
На примере участников эксперимента из контрольной группы мы пришли к выводу, что статическое освещение, которое сейчас используется повсеместно – не самый хороший вариант, особенно в условиях дефицита естественного света, так как, монотонность освещения негативно сказывается на работоспособности в течение всего рабочего дня. Холодный свет повышает работоспособность, активность человека, но постоянное его использование в течение дня может вызвать стресс и ухудшить сон. Так же как теплый свет, способствующий расслаблению, – при постоянном использовании может вызвать апатию, вялость. Лучше, когда есть продуманная динамика как освещенности, так и цветовой температуры (теплой, нейтральной и холодной).
– Как Вы посоветуете решать световое пространство дома и на работе?
– Мы отталкиваемся не от того, сколько у вас денег и какие приоритеты в стилях. Самый простой инструмент: решить в каком месте дома, что мы делаем. В месте, где работаем, создаем более высокий уровень освещенности. Если есть возможность организовать простые системы с динамикой цветовой температуры – чередуя теплую, холодную, нейтральную – можно это устроить и понаблюдать, когда и при каком свете вам комфортно. А в месте, где вы едите, отдыхаете и спите – уже более низкая освещенность и более теплая цветовая температура, которая настраивает на отдых. То есть мы идем от задачи в пространстве, а потом уже приходим к характеристикам освещения.
Если пространство используется для разных задач, то удобно и комфортно иметь в этом месте разный свет для разных задач.
3. Глядя на один и тот же объект, все мы видим разное. И тут уже дело не в освещении. Это зависит от нашей подготовки, настроения, жизненного опыта: все решает контекст. Глазами мы смотрим, а видим мозгом – объясняет психолог Татьяна Черниговская. И призывает: «Дайте мозгу отдохнуть!» Свет в этом играет не последнюю роль.
Татьяна Черниговская, академик Российской Академии образования, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, доктор биологических и филологических наук:
– Какие виды освещения на улицах и дома вы назвали бы самыми вредными?
– Мелькающее освещение. Я не врач, но я нейрофизиолог и знаю, когда снимают электроэнцефалограмму, то один из методов провокации мозга на какую-нибудь неприятность - это мелькающий свет. Называется фотостимуляция. Это может вызвать эпилептический припадок – просто, чтобы все знали; это мелькание – небезобидная вещь. Мелькающая световая реклама в городах – это плохо для человека. Еще хуже, когда сразу много всего мелькает в разных режимах.
– А как же новогодние гирлянды елочные?
– У меня есть гирлянда, но там, к счастью, шесть режимов, и я иду кнопочкой по всем режимам, чтобы дойти до того, который не мелькает.
– А что Вы скажете о воздействии на мозг современного медиа-искусства?
– Это все небезопасные вещи. Я не в XIX веке живу, а в XXI, как и остальные, поэтому не предлагаю убрать все девайсы и отказаться от новых технологий – это невозможно. Но всякая ерунда, которая рекламируется: очки, избавляющие от мигрени, некий аппарат, улучшающий скорость процессов мозговых, или удваивающий вашу память, это - ерунда и очень небезопасная.
– Татьяна Владимировна, дайте совет, как современному человеку, живущему в очень стремительном изменчивом мире, защититься от стресса.
– С суетой очень трудно бороться, но это нужно делать, потому что мозг не может находиться в состоянии постоянного подъема и стресса. Нужно давать себе отдыхать. Вот недавно студенты очень порадовались: я сказала им, что прочла несколько монографий на тему лени. Сообщаю всем: лень – чрезвычайно полезное состояние. Это выглядит, как будто вы дурака валяете, а на самом деле, когда вы лежите и смотрите в небо – мозг занят работой: он не отдыхает вообще никогда. Просто не надо ему добавлять, если уже несете 10 кг, то добавлять еще 10 – странно.
– Сейчас все, в основном, смотрят в экран, даже когда отдыхают.
– И тем хуже для них. Я уж устала это говорить. Мозг – не решето, через него ничего не проваливается и все, что вы увидели, услышали, унюхали, съели, оно все равно там лежит, остается навсегда, не может улететь: мозг так устроен. Если вы сдуру съели дрянь на улице – то известен способ, как очистить желудок. Способа очистить мозг - нет. Все пишется на нейронную сеть и остается там навсегда. Даже если кажется, что вы это забыли, то если жизнь так сложится, что вы пойдете к психотерапевту, а он, к примеру, применит гипноз, то воспоминание вылезет. Это значит, что оно там лежало. Поэтому нельзя смотреть всякий идиотизм, уподобляясь сумасшедшим, которые едят яд понемножку. Это – самоубийство. Мы моем руки, чистим зубы и так же должны заботиться о ментальной гигиене.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться