Загружается...

Логотип Культура Петербурга

«Дерзновению подобно»

15 августа 2022
«Дерзновению подобно»

18 августа 1782 года, 240 лет назад, на Сенатской площади был торжественно открыт первый скульптурный монумент России — легендарный Медный всадник. Венец творения Этьена Фальконе увековечил его имя не только в истории Петербурга, но и в мировой истории.

Фото: Ирина Иванова

Чтобы узнать о создании монумента и реставрационных работах, а также о «секретах», которые он в себе таит, мы решили поговорить со старшим научным сотрудником отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры, хранителем фонда «Памятники города», почетным реставратором Санкт-Петербурга, заслуженным работником культуры Российской Федерации Надеждой Николаевной Ефремовой.

Надежда Николаевна Ефремова — старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры, хранитель фонда «Памятники города», почетный реставратор Санкт-Петербурга, заслуженный работник культуры Российской Федерации .

Расскажите, пожалуйста, историю создания монумента.

История Медного всадника продолжается до сих пор. Это связано с тем, что памятник скрывает в себе много загадок, секретов. В первую очередь, это связано с конструктивной основой монумента. Есть такие загадки, на которые мы не можем найти ответ до сих пор. А есть проблемы, которые удалось решить, досконально зная историю создания памятника, например, как проходила отливка конной статуи.

Фото: Ирина Иванова

 

Существуют документы, которые свидетельствуют о том, что отливку пришлось проводить два раза, так как первая попытка была неудачной. Конная композиция отлита из бронзы разной толщины: от 3 до 12 линий, а одна линия — это 2.5 миллиметра. Тяжелая — в нижней части скульптурной композиции, что придает ему своего рода дополнительную устойчивость в пространстве, помимо двух опор, залитых свинцом и легкая — в верхней. При первичной отливке не получилось сделать верхнюю часть композиции, самую легкую, — из-за того, что раскаленная бронза прожгла форму и частично вытекла на пол мастерской, вследствие чего случился пожар. Отлить такую тонкую часть композиции по тем временам считалось просто невозможным. Но Фальконе в итоге удалось добиться успеха, ведь — представьте — в некоторых частях монумента толщина бронзы составляет всего 7,5 миллиметра! При реставрационных работах стало известно, что скульптурная композиция отлита не целиком: внутри композиции есть своеобразный шов, соединяющий отлитую первично нижнюю часть композиции с верхней. Соединение заметно только изнутри. При взгляде на скульптуру даже у специалистов не возникает сомнения в том, что это единая скульптурная форма.

Фото: Ирина Иванова

 

А как же постамент? История с постаментом, можно сказать, мистическая, так как поиски монолитного камня такого масштаба велись долго и безуспешно, но все решил случай: после публикации в газете объявления о поисках скалы для будущего монумента от крестьянина Семена Вишнякова поступило сообщение о том, что такая скала есть в деревне Конная Лахта под Петербургом. Это и был Гром-камень. Но не все знают, что постамент, выполненный из Гром-камня — не монолитный. Он состоит из четырех больших камней, притесанных к друг другу так, что создается ощущение монолита. Фальконе считал, что скульптуру нужно видеть целиком, смотря не снизу вверх, поэтому принял решение изначально уменьшить Гром-камень, придав камню очертания и размер соответственно видению автора. 

Фото: Ирина Иванова

 

Думаю, что таких моментов коснуться важнее, чем рассказывать об истории памятника, широко известной по многочисленным публикациям. Так как такие обстоятельства значительно повлияли на историю бытования памятника. Ничто не проходит бесследно — ведь уже не одно поколение, глядя на памятник, ощущает те чувства, которые вложил Фальконе в свое произведение — в частности, в общее композиционное решение. Потенциал, вложенный в саму статую Петра Первого, дает нам ощущение безграничного движения вперед, что пронизывает историю и настроения человечества сквозь века. Поэтому памятник можно отнести к мировым шедеврам искусства.

Фото: Ирина Иванова

 

Для своего времени Фальконе — новатор. Он не был первым скульптором, кто сотворил конный монумент, но был первым, кто смог отойти от дополнительных креплений для удержания скульптуры. Ведь посмотрите, под копытами и животом у коня нет опоры, а его хвост не опирается на постамент. До Фальконе аналогов такой динамичной скульптуры не было, тем более без ярко выраженных дополнительных опор. Мы выяснили, что конная статуя имеет две точки опоры — это задние ноги коня и уходящие вглубь постамента на 90 сантиметров опорные стержни, выходящие из копыт. Третьей точкой опоры обычно становился хвост, но здесь он располагается в пространстве. После длительных изучений обнаружили, что третьей точкой опоры является змея, которой не было на первых эскизах памятника. Змея, отлитая вместе со всей скульптурой, связывает ноги коня, маскирует опорный стержень, находящихся в хвосте и особым способом соединенный с постаментом. Таким образом, Фальконе был уверен, что его конструкция будет надежна.


В январе 2022 года завершилась реставрация памятника, приуроченная к 350-летию со дня рождения первого российского императора. Могли бы вы рассказать о ходе работ? Кто в них участвовал, что было сделано и с какими трудностями пришлось столкнуться реставраторам?

Реставрационные работы на монументе велись совместно с нашим давним партнером — реставрационной мастерской «Наследие». Главным образом в этом году работы были направлены на то, чтобы сохранить целостность пьедестала. Прежде чем приступить к работе, мы долго изучали историю монумента в архивах Музея городской скульптуры, по реставрационным отчетам и результатам проведенных исследований. Невооруженным глазом была видна деструкция шовного заполнения, соединяющего глыбы камня, появление множественных микротрещин на поверхности камня. Проведена расчистка швов от предыдущего заполнения, их биоцидная обработка, а затем выполнено новое шовное заполнение специально разработанной мастикой. Такая методика позволит сохранить герметичность соединений камней, и эстетически она мало заметна, что создает впечатление единого массива. Скульптуру помыли, предварительно проведя химический анализ налета, образовавшегося в результате окисления металла. В верхней части постамента восполнена утраченная часть Гром-камня, сделана новая вставка из гранита. Проведена реставрация свинцовой заливки в местах выхода из задних ног коня опорных стержней. 

Фото: Ирина Иванова

 

Что примечательно, в ходе реставрационных работ геологи выяснили, что аналога Гром-камню по своему составу нет ни в Петербурге, а также в других известных карьерах. Вот вам еще одна загадка памятника. Теперь предстоит большая работа: выяснить, откуда же принес ледник столь мощный монолит, каким путем он двигался.

Памятник уже реставрировали в 1909 году и в 1976 году. Могли бы вы рассказать об этих реставрациях подробнее?

В 1909 году были обнаружены множественные трещины на верхней, тонкой части бронзовой скульптуры, через которые внутрь стекала вода. Тогда было произведено вскрытие люка, расположенного в крупе бронзового коня, при этом из внутренней полости отливки выкачали порядка 150 ведер воды. В дальнейшем в определенных местах конной скульптуры были просверлены небольшие дренажные отверстия, помогающие отводить воду. Дренажные отверстия (9 штук) и сейчас в зоне внимания реставраторов. 

Фото: Ирина Иванова

 

В 1976 году реставраторы обнаружили трещины в задних опорных ногах коня, которые представляли большую опасность для всей конструктивной основы скульптуры, так как, вполне возможно, это был сигнал о деформации опрного каркаса. Были проведены обширные исследования как самой скульптурной композиции, так и всего внутреннего каркаса. Впервые было выполнено гамма-графирование опорных ног коня. Для этого пространство вокруг памятника обложили мешками с песком и приняли дальнейшие меры безопасности. Благодаря этому исследованию удалось выяснить, что трещины поверхности, деформация опорных стержней отсутствуют. Исходя из результатов обследования была разработана специальная методика ликвидации трещин на опорных ногах коня. Литейщики пояснили, что трещины на бронзе могли быть связаны с тем, что Фальконе пришлось дважды проводить отливку. Ликвидация трещин происходила путем специальных вставок, так как опасались дополнительного перегрева при проведении сварки.

В люке, который находится в теле бронзового коня, была найдена памятная записка для потомков, в которой говорилось: «Памятник императора Петра I реставрирован в 1909 году». Этот документ обнаружили во время вторых капитальных работ на «Медном всаднике» в 1976 году. Оставили ли вам предыдущие реставраторы какую-нибудь записку? И какова история найденного послания? Оставите ли вы своим будущим коллегам что-нибудь на память?

В 1976 году во время обследования бронзовой отливки внутри был найден бумажный сверток с записями о реставрации 1909 года. На одном листе было написано: «Памятник императора ­Петра I реставрирован в 1909 году». Эта записка, а также сообщения о реставрации 1976 года и ее участниках были положены в специальные алюминиевые герметично запаянные тубы, и люк медного всадника был закрыт. Так как в 2021 году люк скульптурной композиции не вскрывался, то памятной записки мы не оставляли.

Фото: Ирина Иванова

В Петербурге находится 17 памятников Петру Великому, но на вашем учете стоят только 5. Какие это скульптурные композиции? Нуждаются ли они в реставрации? За что отвечают реставрационные службы музея?

В первую очередь, это текущий уход, выполнение профилактических реставрационных операциях и сохранение памятников, а также научная деятельность. Мы изучаем, совершенствуем и разрабатываем новые способы ухода памятников, находящихся в условиях естественной городской среды, то есть на открытом воздухе.

Фото: Ирина Иванова

 

Что же касается скульптур, то на попечении нашего музея находятся пять памятников Великому императору: Медный всадник на Сенатской площади, бюст перед «Домиком Петра I» на Петровской набережной, памятник на Кленовой аллее Бартоломео Растрелли, памятник на Сампсониевском проспекте по модели Антокольского и монумент основателю Кронштадта в Петровском парке — первая скульптурная композиция в полный рост. В рамках программы, приуроченной к 350-летию со дня рождения первого русского императора, на всех памятниках были проведены реставрационные работы. Так, например, бюст перед «Домиком Петра I» был обработан специальными составами, а также была восстановлен декор вокруг ограды и на его постаменте — вензель Петра I и императорская корона.

 


Дарья Бутина — редактор портала «Культура Петербурга»

Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых фотовыставок

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru