Екатерина Артюшкина: «Сегодня «Петербург-концерт» достойно представляет Санкт-Петербург в России и за ее пределами»
Интервью

17 мая 2024 года

Екатерина Артюшкина: «Сегодня «Петербург-концерт» достойно представляет Санкт-Петербург в России и за ее пределами»

Изображение предоставлено пресс-службой «Петербург-концерта».

Есть на карте Санкт-Петербурга необычная точка культурного притяжения: одновременно она – и театральная сцена, и концертный зал, и креативное пространство, и подиум модных дефиле и перформансов, и арт-резиденция, и мечта экскурсанта – роскошный дворец с богатейшей историей... Мы говорим о главной площадке «Петербург-концерта» – Екатерининском собрании на канале Грибоедова, 88-90.

«Культура Петербурга» встретилась с генеральным директором крупнейшей государственной концертной организации северо-запада страны Екатериной Артюшкиной, чтобы поговорить с ней о творчестве, ценностях и планах на будущее.

Е.А._фотосессия_январь 2024_кабинет (1).jpg

 - Вы 10 лет возглавляете «Петербург-концерт», и, наверное, многие спрашивают у вас, что изменилось за эти годы. А мы, наоборот, спросим, что осталось неизменным?

- Я бы сказала так: задача любого артиста, любого творческого коллектива – быть современным и интересным зрителю: расти и взрослеть профессионально каждый день, постоянно искать и предлагать новые формы и практики, говорить с разными аудиториями на понятном им языке. И тут, если учесть, что в нашу творческую семью входят 16 коллективов (а это порядка четырехсот пятидесяти артистов разных поколений, жанров и творческих судеб), то можете себе представить, какой путь пройден, сколько работы сделано и каков ее масштаб.

На сегодня «Петербург-концерт» – единственная государственная концертная организация северо-запада России, которая реализует все виды зрелищных искусств. В нашей афише вы найдете и академическую классику, и эстраду, и джаз, и кроссовер, и оперу, и оперетту, и современный танец, и драматический театр, и народную музыку. При этом мы работаем и для знатоков, и для неофитов – для самых разных аудиторий.

Молодежь, конечно, привлекает новый дерзкий опыт. И мы экспериментируем. Сотрудничаем с молодыми художниками, дизайнерами, режиссерами, музыкантами, хореографами, перформерами – вместе организуем большие фестивали современного искусства, концептуальные выставочные проекты, фешен-, кинопоказы. Наша главная площадка – Екатерининское собрание – это не только академическая сцена: сегодня она развивается в направлении креативных индустрий, и нашим зрителям это очень нравится.

Но есть вещи, которые были и останутся неизменны: это достоинство и мастерство. Когда, например, мы говорим, что являемся творческими преемниками «Ленгосэстрады» и «Ленконцерта», – это не красивая вывеска и не пустой звук. Традиции высочайшего качества исполнения закладывались здесь с 30-х годов прошлого века. Школа передавалась по наследству: как в прямом смысле, в артистических династиях, так и благодаря творческому наставничеству – кстати, оно под эгидой «Ленконцерта» получило особое развитие. И сегодня наш черед сохранять и актуализировать эти традиции, делать их основой любых – и академических, и авангардных – проектов.

 

- Читала, что здание Екатерининского собрания ждет реконструкция. Что она будет собой представлять?

- Реконструкция действительно в планах. Благодаря личной поддержке губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова и Комитета по культуре Санкт-Петербурга, мы вошли в адресную инвестиционную программу и сейчас находимся на этапе проектирования. Чтобы оценить весь масштаб будущих перемен, конечно, стоило бы углубиться в историю Екатерининского собрания. Она достойна отдельного исследования, но я вкратце.

Важно, что этот роскошный особняк начала прошлого века создавался как дворец искусств и центр культурной жизни: здесь проходили концерты, светские балы, литературно-музыкальные вечера… Здесь Сергей Дягилев репетировал «Русские сезоны», давал спектакли театр «Кривое зеркало», встречались члены литературного кружка Корнея Чуковского. Судьба Екатерининского собрания связана со многими великими именами в русской культуре -- с Фёдором Шаляпиным, например. Это отдельная и очень интересная тема.

В советские годы здание с историческим концертным залом на 700 мест было превращено в помещение офиса. Когда в 2015 году Екатерининское собрание было передано «Петербург-концерту», опять же при поддержке города мы, что смогли, расчистили, отремонтировали и переоборудовали, чтобы можно было вести текущую концертную деятельность. Большим событием стало открытие Малого зала Екатерининского собрания – это случилось в 2019 году, объявленном президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом театра. Сегодня на этой площадке вместимостью в 150 мест идут постановки Театра «Арт» и «Нашего театра» – замечательные спектакли для взрослых и детей. Большой зал с невероятной лепниной на потолке (при театральной рассадке зал принимает 200 гостей), конечно, нуждается в восстановлении, но даже в таком состоянии он вызывает восторг у тех, кто сюда приходит.

В результате реконструкции исторический облик Екатерининского собрания будет полностью восстановлен, включая и зал на 700 мест. Но только это будет уже суперсовременная театрально-концертная площадка: все, что можно интегрировать в объект культурного наследия в плане технологий, обязательно будет.


- За время руководства «Петербург-концертом» что Вы считаете своим главным достижением?

- Достижений много. Но главное, что имя «Петербург-концерта» сегодня звучит по всей России. И популярна не только организация. Звучат фамилии наших замечательных артистов (причем артистов разных поколений и возрастов) – они востребованы и интересны публике не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране. Это подтверждают громкие федеральные проекты, в которых мы участвуем на постоянной основе: один из ярких примеров – выставка «Россия» на ВДНХ в Москве. Все знаковые для нашего города дни, включая День региона, Героическую неделю, посвященную 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Балетную неделю, Дни культуры и другие ключевые события, – на стенде Северной столицы выступали наши артисты. Мы дали порядка тридцати концертов за это время, выступили восемь наших коллективов и почти все ведущие солисты.

Огромный ресурс, позволяющий продвигать петербургскую культуру в масштабе страны и за ее пределами, мы получили, благодаря национальному проекту «Культура». Первыми в Санкт-Петербурге мы открыли Виртуальный концертный зал, и это позволило людям, где бы они ни жили, – в режиме реального времени и в записи смотреть наши спектакли, концерты, литературно-музыкальные и креативные программы. На сегодня онлайн мы интегрированы во все регионы, трансляции доступны в самых удаленных уголках России.

Вот уже полгода, как на канале «Большой эфир» мы запустили новый телевизионный цикл, и, кстати (похвастаюсь), я сама придумала для него название: «Культурный перерыв» с «Петербург-концертом». Наш субботний зрительский клуб доступен для всех россиян: мы предлагаем видеоверсии лучших концертов, интервью с артистами, творческими коллективами – носителями петербургской культуры. Охват выпуска в среднем составляет миллион просмотров. И еще важный момент: весь контент, с которым мы выходим в онлайн-пространство, мы производим сами. Наш медиацентр обеспечивает все этапы видеопроизводства – от идеи до постпродакшен. Мы работаем на петербургскую культуру, и именно с ее продвижением связано все, что мы считаем нашими достижениями.


- Расскажите, а как именно Вы впервые познакомились с «Петербург-концертом»? Может, посещали в детстве, в юности его мероприятия?

- Я училась на кафедре хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова, много лет работала в Государственной академической капелле. Конечно, я знала, что есть «Петербург-концерт», а при нем – замечательный хор под управлением Николая Николаевича Корнева, преподавателя Консерватории, и еще много ярких артистов.

Помню, когда мне предложили возглавить «Петербург-концерт», я спросила, о каком именно направлении идет речь? Услышав, что «обо всех», я воодушевилась и решила попробовать. И, знаете, ни разу не пожалела.

 

- Как эта работа изменила Вас как личность?

- Она обогатила меня новыми знаниями, навыками, опытом, пониманием творческих процессов и, конечно, новыми знакомствами, окружением, постоянными встречами и общением с интересными людьми. Бесспорно, руководителем быть непросто и с эмоциональной точки зрения, и с позиции постоянной огромной ответственности. Ведь ты принимаешь решение не только за себя, а за всех. А у нас в коллективе только артистов – 450 человек, и каждый – индивидуальность.

Мне постоянно приходится учиться, повышать профессиональный уровень, ставить перед собой новые задачи, осваивать смежные компетенции. И, мне кажется, это нормально, ведь душа обязана трудиться, да?

Я бы сказала так: моя работа дает мне ощущение невероятной красоты, полноты и текучести жизни, а еще – чувство личной сопричастности к судьбе моего любимого города, моей персональной востребованности для людей. И это, на мой взгляд, самое главное.

 

- Вы закончили дирижерское отделение Консерватории, сами преподаете в Институте культуры и, наверное, человек очень академичный. Как относитесь к легкому жанру? Ведь в «Петербург-концерте» исполняют не только классическую музыку? Бываете ли на премьерах?

- Я правда очень академичный человек, это вы правильно подметили: но это не мешает мне любить, допустим, джаз, рок, оперетту, эстраду… Или народные песни. Моя академичность, скорее, выражается в том, что я перфекционист. Я люблю хорошую музыку, люблю, когда она исполняется на пределе виртуозности и мастерства, и это могут быть совершенно разные жанры. Именно из-за своего перфекционизма я вслед за дирижерским образованием получила еще и экономическое. Для меня всегда было важно не только понимать творческих людей и говорить с ними на одном языке, но и досконально разбираться в сложнейших процессах продюсирования, от которых зависит наш общий (в том числе коммерческий) успех. Здесь много составляющих: это и планирование репертуарной политики, и организация гастрольных туров, и развитие материально-технической базы – можно перечислять долго. Главное – что, разбираясь и в том и в другом, сегодня я могу быть полезна моим единомышленникам, моей команде – как в реализации творческих идей, так и в организационных вопросах. Почти все, что «Петербург-концерт» предлагает своему зрителю, мы создаем вместе.

Что же касается премьер, то, конечно, на них я хожу всегда.


- То есть дирижерское образование не пропало зря. Вы – дирижер «Петербург-концерта»?

- Да, я дирижирую большим «оркестром»: это порядка шестисот человек. При этом на разных этапах подготовки «концерта» мы можем дискутировать, спорить, делиться творческими озарениями, соглашаться с чем-то или нет – и всё это ради единственной цели: чтобы зритель, придя к нам, испытал радость, насладился мастерством и искусством и чтобы ему обязательно захотелось прийти вновь.

 

- Экономическое образование было вторым, я правильно поняла? Болезненно ли дался переход из творческой в менеджерскую область?

- Во время обучения в детстве и юности я весь упор делала на творчество. До поступления в Консерваторию училась в музыкальной школе при Консерватории – там первую половину дня ты занимаешься математикой, русским и другими общеобразовательными предметами, а вторую – музыкой. Параллельно я пела в хоре Мариинского театра как профессиональная солистка.

Решение получить высшее экономическое образование пришло ко мне уже в годы работы в Капелле, и я рассказала, почему. Хотелось в совершенстве овладеть управленческим процессом, научиться создавать, продвигать и продавать культурный продукт. Притом что я ни на минуту не бросала занятия творчеством, трансформация все же произошла. Представьте себе человека, который 25 лет своей жизни занимался музыкой, погрузившимся в изучение точных наук на уровне Санкт-Петербургского государственного экономического университета… Несмотря на то что у меня в школе были сильные учителя, новые предметы давались с большим трудом. И это тоже был своего рода опыт. Конечно же, позитивный. Тогда я точно поняла, что можно достичь многого, была бы мотивация.

Экономическое образование дало мне ответ на главный занимавший меня тогда вопрос: как превратить идею в эффективный проект, а сообщество людей творческих профессий – в единый и цельный коллектив, которому под силу любые задачи. Не перестаю повторять, что в жизни мне очень повезло с учителями, и я благодарна каждому из них за все, что они мне дали.

    EA_crop03.jpg

- С «Петербург-концертом» связаны судьбы многих династий: сейчас вы сотрудничаете со внуками Хиля, Соловьёва-Седого. Не тяжело работать с представителями творческих семей? Они не страдают звездной болезнью?

- Люди самодостаточные, умные и профессиональные звездной болезнью не страдают. Вообще, звездная болезнь – это категория, мне кажется, к творчеству малоприменимая: она больше характеризует какие-то личностные проблемы. Когда, к примеру, где-то немножко выделился, и вроде хочется продолжить, но уже трудновато, не с чем.

В команде «Петербург-концерта» работают высокопрофессиональные очень одаренные люди – и старшее поколение, и молодые артисты. Помимо ценных человеческих качеств у них прекрасное образование и, что не менее важно, развитое чувство собственного достоинства. Они не нуждаются в обожании, они делятся теплом, мастерством, талантом со зрителем, а опытом и знаниями – друг с другом, просто потому, что не могут иначе. А преемственность в нашем коллективе встречается не только в артистических династиях, но и среди представителей административных профессий, и это о многом говорит.

 

- Если бы у «Петербург-концерта» был девиз и герб, что бы Вы выбрали?

- Слова я бы выбрала такие: «Без страха и сомнения приносить пользу и служить людям». А изображение – конечно, герб города. Ведь за именем «Петербург-концерта» стоит любимый Петербург.

 

- Каким видите зрителя «Петербург-концерта»? 

- Я уже говорила, что мы работаем в разных жанрах и направлениях – офлайн и онлайн. К нам приходят очень разные зрители: одни любят классику, другие – народные казачьи песни. Я вижу зрителя «Петербург-концерта» счастливым.

 

- Чем будете удивлять в «Ночь музеев»?

- В этом году исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, и мы хотим предложить петербуржцам и гостям города погрузиться в атмосферу балов Пушкинской эпохи. Не буду раскрывать все секреты, скажу лишь, что очутиться на настоящем балу – это чувства и опыт, которые стоит испытать. В Екатерининском собрании развернется целое театральное действо, будет много музыки, танцев, в исполнении замечательных артистов прозвучат романсы на стихи Александра Сергеевича и арии из опер. Мы очень ждем гостей, запланировали пять сеансов начиная с 18 и до 22 часов.

 

- В декабре прошлого года Вы возглавили Комиссию по культуре, сохранению историко-культурного наследия и развитию туризма Общественной палаты Санкт-Петербурга, совмещаете эту важную общественную должность с дирижированием «Петербург-концертом», с преподавательской деятельностью в Институте культуры… Когда и как отдыхаете?

- Если есть свободный вечер, стараюсь провести его в семье: с мужем и детьми, или мы вместе навещаем родителей. В такие моменты я только мама, жена и дочь. Знаете, ведь, по большому счету, важно не количество времени, проведенного с близкими, а его качество. По телевизору смотрю только новости. Сериалы – только на телефоне, в дороге, и только те, которые закачивает мне сын. Дочка учится во втором классе, сын – в десятом, заканчивает школу. Планирует выбрать профессию далекую от искусства, связанную с финансами или информационным направлением. Мы, конечно, поддержим: ведь это его путь. А так – у меня как у всех. С утра надо накормить всех завтраком, заплести косички, проводить в школу, выгулять собак, а потом – на работу.

 

 ZOV00479 (1).jpg

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
17.06

Анастасия Курёхина: «У меня нет режима ожидания»

Музыка
Блюз
Русский музей
10.06

Билли Новик: Том Уэйтс больше не отвечает на мои вопросы, на них отвечает Толстой.

Интервью
01.06

Зоя Чалова: «Бумажная книга не умрет»

03.06

Воробьи, атланты и дух Невского проспекта

Кукольный спектакль
Театр
04.06

«Сказкин дом» празднует юбилей

Смотреть все