Опубликовано: 20 марта 2021 года
В преддверии Дня работника культуры (25 марта) мы решили поговорить с Еленой Фёдоровной Коловской, для которой помощь людям искусства стала делом всей жизни.
Вот уже более двадцати лет Елена Коловская возглавляет петербургский фонд «Про Арте». Помимо изучения и поддержки современного искусства в фонде готовят собственные образовательные программы и организуют более 200 культурных событий в год. О том, как создавался, развивался и какими проектами занимается «Про Арте», рассказывает его директор.
- «Про Арте» работает с 1999 года. Получается, Фонд открылся в довольно тяжелое для страны время. Как появилась идея его создания?
Идея создания Фонда появилась, потому что в конце 1990-х поступало не так много поддержки художникам, композиторам и другим творческим людям, занимавшимся именно современным искусством, — да и самих организаций современного искусства было очень мало.
- Расскажите о первых шагах «Про Арте». С чего все начиналось, кто помогал?
Мы начинали, советуясь с коллегами – искусствоведами, кураторами, композиторами, музыковедами — и, конечно, с музейщиками. Среди тех, кто активно помогал выстраивать программы Фонда в первые годы его существования — Александр Боровский, Иван Чечот, Аркадий Ипполитов, Леонид Десятников, Василий Панкратов.
- Какие цели вы ставили перед собой в самом начале пути?
Основная задача, стоявшая перед Фондом в момент открытия, — продвижение современного искусства. Но для нас было очень важно не только поддержать художников, но и привлечь к этому новому, необычному искусству внимание широкой аудитории, зрителей, которые с таким искусством в ежедневной жизни вряд ли встречались.
Из этой задачи выросли многие наши проекты: например, фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Это самый первый музейный фестиваль Петербурга, существующий с 2000 года, когда мы придумали объединять самые разные музеи в одном событии. Художники получают гранты на создание проектов, и эти проекты в течение месяца демонстрируют в самых разных музеях. Всего за 15 выпусков фестиваля в нем приняли участие около 100 музеев, было показано 250 проектов от художников из 20 стран мира. Девиз фестиваля — сближение современного и традиционного, и спустя 20 лет он остается актуальным. Вообще, сотрудничество с музеями для нас очень важно – это такой «якорь» для многих наших проектов. За прошедшие годы много проектов сделано с Музеем истории Санкт-Петербурга, с Театральным музеем, ГМЗ «Гатчина», Кунсткамерой, Музеем политической истории России, Музеем Ахматовой...
- Какие проекты за время работы Фонда вы могли бы особо отметить?
В первые 10 лет мы активно развивали музыкальное направление — проводили фестивали современной академической музыки, ставили оперы, организовывали конкурсы. Но даже в этой довольно сложной области мы нашли способ взаимодействовать со слушателями — для состязания «Пифийские игры» композиторы писали музыку, а зрители голосованием выбирали победителя. Из опер можно вспомнить «Якоба Ленца» Вольфганга Рима, которую для нас поставил Андрей Могучий.
С самого начала для нас были важны просветительские программы, и две наших «Школы» работают уже больше 20 лет благодаря поддержке Фонда Михаила Прохорова — Школа молодого художника и Школа культурной журналистики. Обе инициативы хорошо известны за пределами Санкт-Петербурга, потому что в этих учебных программах могут принимать участие молодые художники и журналисты со всей России, буквально: от Калининграда до Владивостока.
Мы много работаем с Эрмитажем и каждый год делаем вместе несколько событий — выставки, лекции, конференции и даже спектакли, сотрудничаем в «Биеннале музейного дизайна». Эрмитаж — наш давний, любимый и надежный партнер. Из более чем сотни прошедших за эти годы событий особо хотелось бы отметить проект «Не зря». Отправной точкой этого спектакля с участием незрячих актеров был наш поход в Эрмитаж, в зал Рембрандта.
- Как вы пережили 2020-й? Удалось ли перевести работу в онлайн? Открыли ли новые реалии дополнительные возможности?
2020 год мы прожили, как и все, — непросто. Тем не менее, как и обычно, сделали около 200 событий. Многие программы перешли в онлайн формат, в первую очередь — все, что связано с лекциями, мастер-классами, конференциями. Кое-что удалось офлайн — например, выставка «Студия 44. Анфилада» в Главном штабе, где мы выступили партнерами и организовали образовательную программу к выставке. Мы также умудрились сыграть 2 спектакля «Не зря» — в Эрмитажном театре и на Новой сцене Александринского театра.
Основным приобретением 2020 года стали новые компетенции в команде. По приглашению Фонда Владимира Потанина, с которым мы сотрудничаем в музейных программах, мы сделали несколько довольно сложных онлайн-проектов с участием спикеров из нескольких стран, с синхронным переводом и одновременной трансляцией в реальном времени в несколько каналов (Zoom, YouTube, Facebook). Но, конечно, год был сложным, потому что в нашей сфере онлайн никогда не заменит оффлайн — встречаться с искусством люди должны вживую.
- Какие планы у «Про Арте» на 2021 год? Есть ли какие-то стратегические цели на ближайшие годы?
В 2021 году сложно строить масштабные планы. Мы отказались от проведения крупных фестивалей, потому что это огромная подготовительная работа со множеством обязательств перед участниками и партнерами — довольно большой риск, если мы опять попадем в карантин. Но обе наши «Школы» работают, и мы уже начали готовить выпускную выставку молодых художников, которая откроется в мае в петербургской NameGallery. Вместе с БДТ при поддержке «Росатома» готовим проект «Лаборатория №3», в которой художники будут сотрудничать с учеными, а результаты планируем показать в конце года. Мы получили Президентский грант на продолжение проекта «Не зря», на это раз он будет «музейно-театральным», мы сотрудничаем с Российским этнографическим музеем, и очень этому рады. В ноябре состоятся показы перформативной экскурсии, которую мы готовим вместе с незрячими и зрячими актерами — будем рады видеть гостей!
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться