Фото: пресс-служба Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина .
Интервью

01 февраля 2024 года

Фабио Мастранджело: «С публикой нельзя говорить упрощенно, зритель достоин качественного “музыкального диалога”»

6 февраля в Капелле состоится юбилейный концерт «Глинка. Солнце русской музыки», посвященный 220-летию со дня рождения композитора.photo_2024-01-29_18-43-43.jpg

Под руководством Фабио Мастранджело симфонический оркестр «Северная Симфония», хор и солисты Музыкального театра им. Шаляпина подарят слушателям яркую программу и незабываемые эмоции.

Портал «Культура Петербурга» решил пообщаться с учеником Леонарда Бернстайна, русским итальянцем и художественным руководителем Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина - Фабио Мастранджело.RDM_0689.jpg

Нам удалось узнать, как и почему «Мюзик-холл» сменил название, какой проект для маэстро самый любимый, и что представляет собой рецепт успеха.

- Совсем скоро состоится концерт в Капелле, посвященный Солнцу русской музыки – Михаилу Ивановичу Глинке. Что ждет зрителей? 

- Поводом для концерта послужил день рождения отца русской оперы. Михаил Иванович мне особенно близок. Он три года прожил в Италии, и в его творчестве, как ни у кого из российских композиторов прослеживается «итальянский дух». В рамках концерта мы точно не будем исполнять все пять действий оперы «Руслан и Людмила», поскольку внимание зрителей – очень хрупкая вещь. Зато публику ждет компромиссный вариант программы, в которой будут как «хиты» – самые известные арии, так и менее известные произведения. 

- В 2022 году театр сменил название. «Мюзик- холл» стал Музыкальным театром имени Шаляпина. Людям свойственно сокращать, например, «Комиссаржевка», «Мариинка». Как теперь лучше называть Ваш театр?

- Точно не «Шаляпкин»! (смеется - прим. ред.).  На смене названия я настоял сразу же, как только меня пригласили вступить в должность художественного руководителя. «Мюзик-холл» казался мне чем-то несолидным, в театре с таким именем не могли ставиться серьезные произведения, это нужно было исправлять. 

Фабио Мастранджело: «С публикой нельзя говорить упрощенно, зритель достоин качественного “музыкального диалога”»1
Фабио Мастранджело: «С публикой нельзя говорить упрощенно, зритель достоин качественного “музыкального диалога”»2
Фабио Мастранджело: «С публикой нельзя говорить упрощенно, зритель достоин качественного “музыкального диалога”»3
Фабио Мастранджело: «С публикой нельзя говорить упрощенно, зритель достоин качественного “музыкального диалога”»4
Фабио Мастранджело: «С публикой нельзя говорить упрощенно, зритель достоин качественного “музыкального диалога”»5
Фото: Ирина Иванова.

- Какие еще кардинальные изменения в жизнь театра внесли Вы?

- Театр был в плачевном состоянии, помимо смены названия ему требовался и капитальный ремонт. Эта тема активно обсуждалась с губернатором города, мы настоятельно приглашали его к нам в гости, чтобы он воочию убедился в этой необходимости. После посещения Георгий Сергеевич Полтавченко удивленно развел руками и с нами согласился. Мы набрались терпения, ведь создание проекта, переименование и реконструкция - многоступенчатый процесс, который занимает немало времени. И, действительно, название поменяли только в 2022 году, за три дня до закрытия театра на реконструкцию. Случайности – неслучайны. Переименование ознаменовало новую эру театра. «Мюзик-холл» уступил место Музыкальному театру им. Ф.И. Шаляпина.

- Почему при выборе названия остановились именно на личности великого баса?

- Шаляпин выбран не случайно. На этапе обсуждения рассматривалось несколько вариантов, в том числе и такие как: «Театр в Александровском парке» и «Николаевский театр». Я считал, что зрителям важно сокращать, старался придумать название для людей. Но после обсуждения мы остановились на фигуре Шаляпина, чья судьба была связана с историей народного дома императора Николая II, на месте которого и находится наша сцена. Фигура Фёдора Ивановича и необходимость в переименовании сплелись воедино и стали началом чего-то нового.

- Как выбираются произведения, которые становятся спектаклями театра? Какие из постановок пользуются особенной популярностью у зрителей?

- Здесь важную роль играет личный вкус руководства, мы стараемся учитывать репертуар других театров и сделать нечто, кардинально отличающиеся от постановок наших коллег. Тут также не обходится без компромисса, пытаемся анализировать, что будет пользоваться большим спросом у публики. Я всегда слежу за аудиторией, стараюсь предугадывать ее интересы. Зрители особенно ценят наш подход к мюзиклам и музыкальным спектаклям. Раньше театры покупали права на произведения, переводили диалоги и сохраняли первоначальную музыку, мы же пошли другим путем и полностью переделываем постановки под наш театр. RDM_0645.jpg

- Какие проекты театра Вам особенно запомнились за это время? И почему?

- Особое место в сердце занимает созданный нами симфонический оркестр. В Петербурге большое количество прославленных коллективов и талантливых музыкантов. И занять значимое место в таком городе – большой успех. Тем более, что мы, к тому же, являемся одним из самых сильных оркестров России.

Мне запомнились наши яркие концерты в рамках абонемента «Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело», посвященные разным странам: Германии, Италии, Франции, Италии, Австрии, Польши, Венгрии. В программах звучали произведения композиторов, как и известных во всем мире, так и малознакомых широкой публике. В рамках этого абонемента зрители смогли познакомиться с произведениями, например, швейцарских и японских композиторов. Наш оркестр не побоялся исполнить эту сложную и непростую для восприятия музыку. Считаю, что с публикой нельзя говорить упрощенно и по-детски. Зритель достоин качественного «музыкального диалога». Секрет наших побед как раз в этом подходе.

- Читала множество статей, рассказывающих, что классическая музыка помогает снизить тревогу, улучшить сон и умственные способности. Согласны с этим?

- Безусловно! Даже в самые темные времена музыка способна наполнить душу светом и подарить надежду. Должно быть, она просто помогает отвлечься, создает некий островок безопасности. Она – необходимая духовная пища. Благодаря столь целительным эффектам, искусство будет жить вечно.

- Какие планы у Вас на будущее развитие Санкт-Петербургского Государственного Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина? Какие проекты хотелось бы реализовать в ближайшее время?

- Проекты появляются в моей голове, даже пока я сплю. Сравниваю этот процесс с действующим вулканом. Однако пока наш коллектив проживает непростой период, продолжается ремонт театра, поэтому речь о долгосрочном планировании сейчас не идет, у нас связаны руки. К всеобщей радости, ремонт продвигается по плану, уже в ноябре-декабре 2026 года планируем открыть наши двери для зрителей. Мы продолжаем работу даже в имеющейся ситуации - новый спектакль создали не в родных стенах и пока показываем его в Эрмитажном театре. Важно осознавать, что новая сцена создает абсолютно иные условия. Маленький зал, оркестровая яма настолько мала, что пришлось даже временно сократить состав оркестра. Несмотря на эти неудобства, отмечу и плюсы: у нас появились близкие партнеры – нас принимают Мариинский театр, Большой и Малый залы Филармонии, Дом офицеров.

Жизнь – это серия компромиссов, которые порой дарят приятные подарки. 

- Как Вы считаете, какими качествами необходимо обладать для успешной работы в творческой индустрии? Какие советы дадите молодым дирижерам, желающим преуспеть в музыкальной сфере?

- Молодым музыкантам, да и вообще молодежи рекомендую не бояться ошибаться и пробовать свои силы. Чем раньше прекратишь сидеть на месте и начнешь действовать, тем скорее придет внутреннее осознание и уверенность в собственных возможностях. Но самое важное – это присутствие страсти, страсти на грани с фанатизмом. Нужен не только талант, принципиально, чтобы он перерос в страсть.

- А если, например, присутствуют фанатизм, страсть, но вообще нет таланта?

- Это беда! Талант должен стоять во главе этого списка. Это то, без чего невозможно творить в любой профессии, идет ли речь о футболисте, телеведущем или архитекторе. Другое дело, что талант не спускается, как некое наваждение с неба, за ним должны стоять часы и годы изнурительных тренировок, оттачивание таланта требует времени и дисциплины.

Хочу сравнить успех со смузи, где клубника – это страсть, банан – удача, молоко –  талант. Ингредиентов может быть огромное количество, но без разнообразия напиток будет не вкусным. 

Фото: пресс-служба Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина .

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
26.02

Чудаки: неизвестные герои ленинградской культуры

22.02

Инна Аронова: «Театр “Кот Вильям” - это оазис жизни»

Интервью
Театр
Кино
14.02

Елена Валюшкина: «Княгинь я еще не играла»

Театр
07.01

Те, кто создавал «Дождь»

Интервью
12.02

Оксана Сенчина: «В свое дело нужно быть по-настоящему влюбленным»

Смотреть все