Опубликовано: 02 сентября 2024 года
Что за роспись? Откуда она взялась? Каково место народной росписи в современном мире? Портал «Культура Петербурга» пообщался с руководителем клуба росписи по дереву «Жар-птица» и организатором выставки Галиной Ивановной Носковой.
– Почему Вы выбрали именно петербургскую роспись в качестве темы для выставки «Поэзия белых ночей», организованной в рамках проекта «Мой Петербург»?
– Мне очень хотелось познакомить петербуржцев и гостей города с малоизвестной петербургской росписью. С первой половины XIX века в нашем городе существовали фабрики и мастерские, где производили знаменитые лаковые подносы, табакерки и другие предметы. Но после революции производство остановилось, и роспись была забыта. И только благодаря художникам-энтузиастам роспись возрождается и развивается. И где, как не на выставке, посвященной Северной столицы, посетители откроют для себя нашу петербургскую роспись.
– По каким признакам, приемам зритель может отличить петербургскую роспись по дереву от других росписей?
– Петербургская - очень узнаваема. Она характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Этот стиль соответствует внешнему облику нашего города со строгостью его чугунных оград, классической архитектурой, красотой Летнего сада. Цветы и листья со старинных подносов были стилизованы и, используя этот орнамент, современные художники создавали букеты, украшая ими разные изделия.
– Народная роспись по дереву обычно яркая. Например, мезенскую, полхов-майданскую, ракульскую, городецкую и другие можно считать разноцветными… Красный, синий, зеленый, желтый цвета... Не кажется ли Вам, что петербургская роспись стоит особняком? Более строгая, более мрачная. С чем это связано?
– Народные росписи, в основном, зарождались в сельской местности (в деревнях и поселках). А крестьянская жизнь была тяжелой и трудной. И чтобы украсить свои будни, мастера расписывали свои избы и предметы быта яркими красками. Каждая роспись привязана к определенной местности, рисовали то, что видели вокруг себя. А петербургская роспись возникла в столичном имперском городе. Она лаконичная, строгая и изысканная. В нашем городе белые цветы — цвет белых ночей, золото — куполов соборов и дворцов, ажурность ассоциируется с оградами мостов и решетками садов.
– А сколько времени у Вас, как у художницы, уходит на роспись одного предмета?
– Это зависит от размера и формы изделия. Можно расписать несколько несложных работ в день, а большие и сложные работы — за неделю и больше.
– Расскажите, а как Вы лично узнали о такой редкой росписи, как петербургская, которая просуществовала, кажется, довольно недолго?
– Я узнала о ней во время обучения в Народном художественном университете на отделении художественной росписи по дереву в 2001 году.
– Каким Вы видите будущее петербургской росписи? Есть ли у Вас планы по ее популяризации, развитию?
– Планы есть. Основными формами популяризации являются проведение выставок мастеров декоративно-прикладного творчества, занимающихся петербургской росписью, с размещением произведений во Дворцах культуры, в культурно-досуговых центрах, библиотеках, учреждениях дополнительного образования и в других локациях города.
Во-первых, для нас очень важна организация мастер-классов во время выставок. Также мы активно участвуем в районных и общегородских мероприятиях, где проводим интерактивные просветительские встречи, посвященные истории петербургской росписи. На этих встречах мы показываем видеоматериалы и практические приемы создания рисунков на изделиях.
Во-вторых, принципиальным является создание на базе культурно-досуговых и иных учреждениях города детских и взрослых студий прикладной живописи «Петербургская роспись».
В-третьих, проведение научно-практических семинаров и конференций для руководителей прикладных коллективов и мастеров, использующих «Петербургскую роспись» в своем творчестве.
По итогам этой деятельности совместно с Санкт-Петербургским Домом народного творчества и досуга мы готовим пакет документов для включения «Петербургской росписи» в Федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Это необходимо сделать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2023 года № 1277 и Федеральным законом «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», который был принят 20 октября 2022 года № 402.
– Ваш клуб «Жар-птица» впервые представляет работы с петербургской росписью на выставку?
– Нет, мы уже много лет проводим выставки по петербургской росписи.
– В 2006 году Вы основали клуб народной росписи по дереву «Жар-птица» для популяризации исторических художественных направлений декоративно-прикладного творчества. Как возникла эта идея?
– В 2004 году я открыла студию росписи по дереву для взрослых на базе клуба «Выборгская сторона». По мере роста мастерства и сплоченности коллектива у нас появилась идея создать клуб мастеров-любителей росписи по дереву. Название клуба было выбрано неслучайно — жар-птица в фольклоре символизирует исполнение желаний. «Жар-птица» — это не только название нашего клуба, но и символ того, что каждый может исполнить свои мечты. В нашей студии люди, которые раньше только мечтали научиться рисовать, смогли воплотить свои идеи.
Помимо занятий в студии мы регулярно организуем встречи, мастер-классы и выставки работ членов клуба.
– Какова Ваша аудитория? Кто чаще всего интересуется народной росписью и посещает занятия?
– Аудитория наша разнообразна как по возрасту, так и по профессиям. Возраст членов клуба — от 25 до 80 лет. У нас есть врачи, банковские работники, педагоги, строители и представители многих других специальностей. То есть интерес к творчеству не зависит ни от возраста, ни от основного рода деятельности.
– На выставке «Поэзия белых ночей» помимо Вас принимали участие и другие художницы. Все они - Ваши ученицы или коллеги?
– В выставке приняли участие ученики студии и члены клуба «Жар-птица».
– Как проходят занятия в клубе? Есть ли какие-то специальные методики обучения народной росписи?
– Изучение каждой росписи начинается с истории ее возникновения, характерных особенностей, цветовой гаммы на примерах изделий старых мастеров. По каждой росписи мною разработано пособие, где показано последовательное выполнение элементов от отдельных мазков до сложной композиции.
– На Ваш взгляд, задача современного художника, специализирующего по народной росписи — бережно сохранить народные традиции по росписи или привнести что-то новое: сюжет, элемент?
– Моя главная задача — сохранить и точно передать особенности каждой росписи. Каждая роспись развивается, и внесение новых элементов возможно, но при наличии такта и мастерства исполнителя.
– Есть поговорка «Век живи — век учись». Сейчас Вы преподаете роспись по дереву, а где и как Вы изучали народное искусство?
– Я изучала народную роспись на курсах «Народные промыслы», которые организовал Творческий союз искусств и ремесел. Кроме того, я обучалась художественной росписи по дереву в Народном художественном университете, на отделении художественной росписи.
Мне довелось учиться у мастеров, которые владеют разными видами росписи. И я продолжаю узнавать что-то новое для себя в этой области. Сейчас изучаю вологодские росписи под руководством народного мастера России Ольги Константиновны Гладышевой.
– Что бы Вы хотели сказать тем, кто только начинает интересоваться народным искусством и хочет попробовать себя в росписи по дереву?
– Нужно обязательно изучать народное творчество — это наша история и культура. Изучая народные росписи по дереву, можно по-новому посмотреть на окружающую природу, увидеть ее красоту и неповторимость. Вам откроется богатый и разнообразный мир народных росписей, которыми так богата Россия. И в каждой росписи своя история и география, свой сакральный смысл. И какое счастье создавать красоту своими руками и делиться ею.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться