Галина Носкова: «Народное творчество - это наша история и культура»
Интервью

Галина Носкова: «Народное творчество - это наша история и культура»

Петербургская роспись по дереву. Фото: Ирина Иванова.

Опубликовано: 02 сентября 2024 года

С 25 августа по 12 сентября в историческом парке «Россия — моя история» проходит выставка «Поэзия белых ночей», посвященная петербургской росписи. Мероприятие организовано Домом народного творчества и досуга г. Санкт-Петербурга в рамках мультимедийного интерактивного проекта «Мой Петербург». За стеклом стоек расцвели строгие белые цветы на черном фоне...

Что за роспись? Откуда она взялась? Каково место народной росписи в современном мире? Портал «Культура Петербурга» пообщался с руководителем клуба росписи по дереву «Жар-птица» и организатором выставки Галиной Ивановной Носковой.
Галина Носкова. Фото: Дом народного творчества Санкт-Петербурга, vk.ru/dntspb.
– Почему Вы выбрали именно петербургскую роспись в качестве темы для выставки «Поэзия белых ночей», организованной в рамках проекта «Мой Петербург»?

– Мне очень хотелось познакомить петербуржцев и гостей города с малоизвестной петербургской росписью. С первой половины XIX века в нашем городе существовали фабрики и мастерские, где производили знаменитые лаковые подносы, табакерки и другие предметы. Но после революции производство остановилось, и роспись была забыта. И только благодаря художникам-энтузиастам роспись возрождается и развивается. И где, как не на выставке, посвященной Северной столицы, посетители откроют для себя нашу петербургскую роспись.
Шкатулки с петербургской росписью на выставке. Фото: Ирина Иванова.

– По каким признакам, приемам зритель может отличить петербургскую роспись по дереву от других росписей?

– Петербургская - очень узнаваема. Она характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Этот стиль соответствует внешнему облику нашего города со строгостью его чугунных оград, классической архитектурой, красотой Летнего сада. Цветы и листья со старинных подносов были стилизованы и, используя этот орнамент, современные художники создавали букеты, украшая ими разные изделия.
Цветы петербургской росписи. Фото: Ирина Иванова.
Цветы петербургской росписи. Фото: Ирина Иванова.
Цветы петербургской росписи. Фото: Ирина Иванова.
– Народная роспись по дереву обычно яркая. Например, мезенскую, полхов-майданскую, ракульскую, городецкую и другие можно считать разноцветными… Красный, синий, зеленый, желтый цвета... Не кажется ли Вам, что петербургская роспись стоит особняком? Более строгая, более мрачная. С чем это связано?

– Народные росписи, в основном, зарождались в сельской местности (в деревнях и поселках). А крестьянская жизнь была тяжелой и трудной. И чтобы украсить свои будни, мастера расписывали свои избы и предметы быта яркими красками. Каждая роспись привязана к определенной местности, рисовали то, что видели вокруг себя. А петербургская роспись возникла в столичном имперском городе. Она лаконичная, строгая и изысканная. В нашем городе белые цветы — цвет белых ночей, золото — куполов соборов и дворцов, ажурность ассоциируется с оградами мостов и решетками садов.

– А сколько времени у Вас, как у художницы, уходит на роспись одного предмета?

– Это зависит от размера и формы изделия. Можно расписать несколько несложных работ в день, а большие и сложные работы — за неделю и больше.
Автор работы: Галина Носкова. Фото: Ирина Иванова.
Петербургская роспись на лошадке Галиной Носковой. Фото: Ирина Иванова.

– Расскажите, а как Вы лично узнали о такой редкой росписи, как петербургская, которая просуществовала, кажется, довольно недолго?


– Я узнала о ней во время обучения в Народном художественном университете на отделении художественной росписи по дереву в 2001 году.

– Каким Вы видите будущее петербургской росписи? Есть ли у Вас планы по ее популяризации, развитию?

– Планы есть. Основными формами популяризации являются проведение выставок мастеров декоративно-прикладного творчества, занимающихся петербургской росписью, с размещением произведений во Дворцах культуры, в культурно-досуговых центрах, библиотеках, учреждениях дополнительного образования и в других локациях города.

Во-первых, для нас очень важна организация мастер-классов во время выставок. Также мы активно участвуем в районных и общегородских мероприятиях, где проводим интерактивные просветительские встречи, посвященные истории петербургской росписи. На этих встречах мы показываем видеоматериалы и практические приемы создания рисунков на изделиях.

Во-вторых, принципиальным является создание на базе культурно-досуговых и иных учреждениях города детских и взрослых студий прикладной живописи «Петербургская роспись».

В-третьих, проведение научно-практических семинаров и конференций для руководителей прикладных коллективов и мастеров, использующих «Петербургскую роспись» в своем творчестве.

По итогам этой деятельности совместно с Санкт-Петербургским Домом народного творчества и досуга мы готовим пакет документов для включения «Петербургской росписи» в Федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Это необходимо сделать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2023 года № 1277 и Федеральным законом «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», который был принят 20 октября 2022 года № 402.
Автор росписи: Галина Носкова. Фото: Ирина Иванова.

– Ваш клуб «Жар-птица» впервые представляет работы с петербургской росписью на выставку?

– Нет, мы уже много лет проводим выставки по петербургской росписи.

– В 2006 году Вы основали клуб народной росписи по дереву «Жар-птица» для популяризации исторических художественных направлений декоративно-прикладного творчества. Как возникла эта идея?

– В 2004 году я открыла студию росписи по дереву для взрослых на базе клуба «Выборгская сторона». По мере роста мастерства и сплоченности коллектива у нас появилась идея создать клуб мастеров-любителей росписи по дереву. Название клуба было выбрано неслучайно — жар-птица в фольклоре символизирует исполнение желаний. «Жар-птица» — это не только название нашего клуба, но и символ того, что каждый может исполнить свои мечты. В нашей студии люди, которые раньше только мечтали научиться рисовать, смогли воплотить свои идеи.

Помимо занятий в студии мы регулярно организуем встречи, мастер-классы и выставки работ членов клуба.

– Какова Ваша аудитория? Кто чаще всего интересуется народной росписью и посещает занятия?

– Аудитория наша разнообразна как по возрасту, так и по профессиям. Возраст членов клуба — от 25 до 80 лет. У нас есть врачи, банковские работники, педагоги, строители и представители многих других специальностей. То есть интерес к творчеству не зависит ни от возраста, ни от основного рода деятельности.

– На выставке «Поэзия белых ночей» помимо Вас принимали участие и другие художницы. Все они - Ваши ученицы или коллеги?

– В выставке приняли участие ученики студии и члены клуба «Жар-птица».

Котика расписывала Ирина Кузьмина, поднос - Анна Осипова, а маленькую шкатулку Марина Горшкова. Фото: Ирина Иванова.

Петербургская роспись подноса Галиной Носковой. Фото: Ирина Иванова.

Петербургская роспись котика Марины Горшковой. Фото: Ирина Иванова.
Петербургская роспись на шкатулке-яйцо Людмилы Кралиной. Фото: Ирина Иванова.

– Как проходят занятия в клубе? Есть ли какие-то специальные методики обучения народной росписи?

– Изучение каждой росписи начинается с истории ее возникновения, характерных особенностей, цветовой гаммы на примерах изделий старых мастеров. По каждой росписи мною разработано пособие, где показано последовательное выполнение элементов от отдельных мазков до сложной композиции.

– На Ваш взгляд, задача современного художника, специализирующего по народной росписи — бережно сохранить народные традиции по росписи или привнести что-то новое: сюжет, элемент?

– Моя главная задача — сохранить и точно передать особенности каждой росписи. Каждая роспись развивается, и внесение новых элементов возможно, но при наличии такта и мастерства исполнителя.

Панно «Медный всадник» Галины Носковой. Фото: Ирина Иванова.


– Есть поговорка «Век живи — век учись». Сейчас Вы преподаете роспись по дереву, а где и как Вы изучали народное искусство?

– Я изучала народную роспись на курсах «Народные промыслы», которые организовал Творческий союз искусств и ремесел. Кроме того, я обучалась художественной росписи по дереву в Народном художественном университете, на отделении художественной росписи.

Мне довелось учиться у мастеров, которые владеют разными видами росписи. И я продолжаю узнавать что-то новое для себя в этой области. Сейчас изучаю вологодские росписи под руководством народного мастера России Ольги Константиновны Гладышевой.

– Что бы Вы хотели сказать тем, кто только начинает интересоваться народным искусством и хочет попробовать себя в росписи по дереву?

– Нужно обязательно изучать народное творчество — это наша история и культура. Изучая народные росписи по дереву, можно по-новому посмотреть на окружающую природу, увидеть ее красоту и неповторимость. Вам откроется богатый и разнообразный мир народных росписей, которыми так богата Россия. И в каждой росписи своя история и география, свой сакральный смысл. И какое счастье создавать красоту своими руками и делиться ею.

Петербургская роспись на выставке. Фото: Ирина Иванова.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
28.11

Юлия Стрижак: «Шаляпин – мое главное увлечение в последнее время»

Интервью
25.11

Фабио Мастранжело: «Важно прививать детям ценности русской культуры»

Интервью
20.11

Дирижер Кристиан Кнапп: «Культуру США создали русские эмигранты»

Интервью
Классическое искусство
27.11

Иосиф Райскин: «Шнитке не открыл полистилистику»

Инклюзия
Слепые
15.10

Без разделения на зрячих и слепых

100-лет Всероссийскому обществу слепых

Смотреть все