Опубликовано: 20 февраля 2023 года
— Дмитрий, что интересует туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, больше всего?
— Петербург — это крупнейший центр культурно-познавательного туризма, поэтому прежде всего, конечно, гостей интересуют архитектурные шедевры и знаменитые музеи. В период навигации огромным спросом пользуются экскурсии на кораблике, поездки в Петергоф. Круглый год востребованы Царское Село, Павловск и другие загородные резиденции. То есть, Петербургская классика всегда в тренде.
Но сегодняшние туристы обращают внимание не только на раскрученные достопримечательности, им хочется новых впечатлений, хочется погрузиться в городскую жизнь, почувствовать себя немножко петербуржцами. Они охотно гуляют по «петербургским окраинам», я имею в виду именно историческую застройку, передающую дух и колорит «Петербурга Достоевского», например. В Петербурге растёт популярность «Новой туристской географии». Это интересные городские места, выставочные и досуговые пространства, такие, как Севкабель Порт, Пространство «Брусницын», территория «Ленполиграфмаш» и многое другое. А «Новая Голландия» и хитросплетения улочек, рек, каналов и ажурных мостов петербургской Коломны уже приобретают культовый статус. Так что, Петербург привлекает гостей всех возрастов, от рафинированных интеллектуалов, любителей истории и искусства, до фотоблогеров и тусовщиков. Здесь в окрестностях Невского проспекта в кафе за чашечкой эспрессо можно запросто встретить звезду экрана, выдающегося спортсмена или всемирно известного художника. А влюбленные тянутся к Петербургу в поисках романтических впечатлений и, разумеется, находят их здесь в полной мере.

— Были ли вопросы от туристов, которые ставили Вас «в тупик»? Или быть может были такие вопросы, на которые Вы не знали ответа?
— В работе экскурсовода очень важно отвечать на вопросы туристов. Ведь некоторая информация может оказаться не совсем понятна. Дело в том, что в экскурсионных группах часто собираются люди с разной подготовкой. И вещи, очевидные для одних, другим могут быть в новинку. Во время индивидуальных экскурсий гости тоже уточняют детали, и возникает диалог. Иногда туристы задают вопрос, на который экскурсовод не может ответить сходу. Ведь знать абсолютно все невозможно. Но в таком случае гиду подобные вопросы лучше отмечать и находить на них ответы позже, чтобы в следующий раз не оказаться «в тупике». У меня бывали такие случаи. Главное — не вводить экскурсантов в заблуждение. Если в чем-то сомневаешься, не преподноси туристам непроверенную информацию как факт.

— Не вызывает ли профессионального выгорания отвечать из раза в раз на одни и те же вопросы, «водить» уже известными, нахоженными экскурсионными маршрутами? Или Вы каждый раз находите что-то новое?
— Поверьте, что экскурсовод, который любит свою работу, а в этой профессии остаются только такие, в каждом путешествии выделяет какие-то нюансы, ориентируясь на свою аудиторию. Один маршрут, но чуть-чуть по-иному. Так и получается хорошее мероприятие, а не «заигранная пластинка», которую ставят в тысячный раз. И ещё мы сами все время стараемся узнавать что-то новое, сами на экскурсии ходим и ездим.

— Что самое трудное в Вашей работе?
— Работа экскурсовода очень серьезная. Она не терпит поверхностного отношения. Помимо основательной подготовки в экскурсионной теме это ещё и общий уровень культуры, и кругозор, и владение методикой показа и рассказа. Содержание экскурсии должно захватывать и увлекать туристов, ведь экскурсия для них — не только «про образование», как сейчас говорят. Это ещё и досуг, и здесь игры разума это всё же «игры». В помощь экскурсоводу легенды и городской фольклор, исторические анекдоты и художественная литература. Важно только отделять байки и вымысел от реальной истории, и подчеркивать, что вот это факт, а это сказка, а это можно предположить. Это порой непросто.
И ещё, надо всегда быть доброжелательным, не раздражаться на так называемые «глупые» вопросы, ведь в сферах незнакомых наши собственные вопросы тоже могут показаться наивными.

— В Интернете мы видим массу разнообразных экскурсионных предложений и туров, на любой вкус и бюджет. Действительно ли так велика конкуренция среди представителей Вашей специальности? Или большая часть из предлагаемого в Интернете продукта некачественная?
— Конкуренция среди экскурсоводов есть, и это как раз хорошо. В профессии нужно быть актуальным, делать своё дело качественно. Что касается интернета, то предложения там есть достойные и честные, но есть и весьма сомнительные. И здесь потребитель должен учитывать положительные и отрицательные отзывы и руководствоваться, как ни странно, собственной интуицией.

— Не так давно ввели обязательную аттестацию экскурсоводов — это шаг к фильтрации некачественного экскурсионного продукта? С какими сложностями могут столкнуться «бывалые» гиды при прохождении аттестации?
— Аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков — это как раз «проверка качества» с правилами, которые едины для всех — и для начинающих специалистов, и для тех, кто давно в профессии. Причём, вопросы в основном по классике, так что у «бывалых», наоборот, есть некоторое преимущество.

— Интернет пестрит рекламой о курсах переподготовки экскурсоводов. И можно найти онлайн-курс за несколько тысяч рублей с последующей выдачей диплома. Направлены ли эти курсы действительно на обучение? Или это фикция?
— Думаю, что на этот вопрос отвечу также, как про экскурсионные предложения: из всех предложений выбирайте качественные и достойные, ориентируйтесь на отзывы, обязательно ознакомьтесь с информацией и программой курса.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться