«Главного глазами не увидишь»: интервью с Еленой Гонтаренко
Заставка - fabergemuseum.ru
Интервью

«Главного глазами не увидишь»: интервью с Еленой Гонтаренко

Опубликовано: 19 января 2023 года

В 2019—2020 году Музей Фаберже сделал интересный, в чём-то мистический, фотопроект «Тайный мир Музея Фаберже». Для его создания сотрудники пригласили фотохудожника Елену Гонтаренко, у которой сохранилось только 3% зрения. В преддверии 15 октября, когда отмечается Международный день белой трости, мы встретились с Еленой и поговорили о том, как эта затея оказалась возможной.

Gontarenko-01.jpg

— Добрый день! Расскажите пару слов о себе. Когда Вы увлеклись фотографией?

- Это произошло в дошкольном возрасте, благодаря отцу. Потом я занималась в фотокружке Ленинградского дворца пионеров.

— Музей Фаберже в Санкт-Петербурге пригласил Вас сделать фотопроект и запечатлеть знаменитые экспонаты своего собрания, которые ранее принадлежали семье медиамагната Малкольма Форбса, а сейчас находятся в собрании Культурно-исторического фонда «Связь времён». Как известно, именно здесь представлено крупнейшее в мире собрание шедевров фирмы Карла Фаберже. Как получилось, что они пригласили поработать фотографом именно Вас? И знали ли сотрудники уже тогда, что Ваше зрение сохранилось только на 3%?

Портрет Елена Гонтаренко

— Сотрудники музея обнаружили мой аккаунт в социальной сети. Их привлекли мои фотоработы и информация о слабом зрении. Некоторое время назад они начали работу по адаптации экскурсий для людей с ограниченными возможностями по зрению. Сотрудники музея решили проконсультироваться со мной. При встрече я рассказала об особенностях общения со слабовидящими экскурсантами, и мы начали работу над проектом.

— То, что Вы рассказали об особенностях общения со слабовидящими экскурсантами, подтолкнуло музей сделать фотопроект «Тайный мир Музея Фаберже»? Как возникла идея этого проекта?

- Идея возникла в музее. Именно для ее реализации они и обратились ко мне (улыбается). Многие ювелирные изделия, которые входят в собрание музея, имеют мелкие детали и требуют кропотливого осмотра. А особенностью слабовидящей аудитории является то, что им сложно всё это разглядеть. Поэтому музей решил отойти от традиционных способов съёмки ювелирных изделий и пригласил меня. Им важно было понять, как слабовидящий посетитель воспринимает их экспонаты, какие образы возникают в воображении слабовидящего человека во время экскурсии. Насколько я знаю, этот проект стал для Музея Фаберже важным этапом работы в рамках создания доступной среды для слабовидящих посетителей.

— Таким образом, можно сказать, что главная цель проекта — показать, как слабовидящие посетители воспринимают экспонаты Музея Фаберже. То есть Вы стали проводником, соединяющим два мира. Так?

- Этим проектом мы хотели показать, что слабовидящие видят не столько детально-информационно, как это обычно иллюстрируют музейные каталоги, сколько считывают незримый образ, который вложен Мастером в изделие, когда предметы, как в детстве, ощущаются живыми. Люди со слабым зрением привыкли, получая из окружающей действительности минимум информации, додумывать образы, простраивать свою реальность. И в эту реальность нужен проводник.

— Вы работали командой над съёмкой экспонатов или в одиночку? Например, многие экспонаты весьма ценные, и обычно их перемещением занимаются специальные сотрудники. А у Вас ещё и зрение…

- Но мы же хотели показать, как воспринимает экспонаты посетитель со слабым зрением, поэтому съёмка велась с точки зрения посетителя — все экспонаты оставались в витринах.

— Ага, то есть экспонаты были сняты в естественной среде обитания в витринах Музея Фаберже! А кто отбирал экспонаты для съёмки? Музей принимал решение, что должно попасть в проект?

- Тут мне была предоставлена полная творческая свобода! Я вела безмолвные беседы с ювелирными изделиями, желающими диалога. Входишь в резонанс — и они оживают, как в сказке «Щелкунчик». Молчаливые собеседники с богатым и добрым внутренним миром встретились с молчаливым фоторепортажником и побеседовали по душам. Высказались обе стороны (улыбается).

— А вот это красивое боке, которое окружает экспонаты, — это результат работы объектива монокля?

- Да, я снимала и моноклем, и резкими объективами, использовала различные фильтры перед объективами.

— То есть Вы пошли экспериментальным путём. А есть ли у Вас кадр или, может быть, кадры, которые Вам, как фотографу, понравились больше всего?

- Дорог каждый кадр. Все давались непросто: это была самая физически тяжёлая из всех моих съёмок. Самые любимые эти.

Фото: Елена Гонтаренко

Фото: Елена Гонтаренко

Фото: Елена Гонтаренко

Фото: Елена Гонтаренко

— Очень красиво! Съёмка была очень тяжёлой, потому что требовалась привозить, отвозить, собирать съёмочное оборудование? А эмоционально? И как Вы вообще видели сами экспонаты? Нечто цветное в тумане с контурами?

- Нормально я вижу только на дисплее фотокамеры или уткнувшись носом в объект. Но уткнуться мешали витрины, а дальше всё уже воспринимается фантастическими образами (улыбается). Съёмка оказалась тяжёлой и из-за используемого оборудования, и из-за первого опыта работы в музее. Плюс, я осознавала ответственность за то, что своими работами должна приоткрыть дверь в мир слабовидящих людей.

Фото: Елена Гонтаренко

Фото: Елена Гонтаренко

— А как всё проходило?

- Съёмка состоялась в тёплой гостеприимной обстановке. Со стороны музея были всесторонняя поддержка и содействие.

— А не страшно ли было Вам, как слабовидящему человеку, браться за такой проект: отснять и выдать результат, причём визуальный?

- Страха не было, было понимание важности идеи проекта. Кроме того, это была очень интересная творческая задача! Во время съёмок мозг, его зрительные центры активизируются, и я даже вижу лучше — такой фототерапевтический ощущаемый результат.

— А какой планировался конечный результат у проекта? Выставка отобранных фотографий для всех, просто публикация на сайте, каталог, который будут смотреть слабовидящие?

- Проект делался для сайта музея и публикации в соцсетях. А так я открыта для предложений (улыбается).

— Какие у вас творческие планы на будущее?

- Что-либо загадывать нет смысла, ведь всё случается спонтанно. Пока ещё есть целых 3% зрения, надо успеть многое завершить самостоятельно. Буду рада содействию и финансовой поддержке моих проектов. Хочу, чтобы мой опыт и навыки в фототворчестве принесли пользу людям — я готова активно включаться в новые проекты. Есть огромное желание успеть увидеть много нового, общаться, путешествовать. Хотелось бы иметь свою фотомастерскую, в которой смогу в спокойной, уютной, практически домашней атмосфере творить в направлении предметной и портретной фотографии, используя свой постоянный киносвет.

Узнать больше о творчестве Елены Гонтаренко





видео на Youtube

Сайт фотографа


Фотографии в статье предоставлены Еленой Гонтаренко.

Заставка - fabergemuseum.ru

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Диктант
Интервью
Тотальный диктант
03.04

Юлия Грызлова - про Тотальный диктант, любовь к русскому языку и показатель грамотности петербуржцев

Диктант
Тотальный диктант
02.02

Марина Москвина считает, что написать текст для Тотального диктанта – это цирковой номер

Интервью
25.03

Владимир Кошевой: «Заводы и театры должны работать непрерывно»

Театр
24.03

Александр Домогаров: «После спектакля зрители говорят, что узнали другого Вертинского»

Интервью
Театр
05.03

Алина Михайлова: «Это постановка для взрослых зрителей, осознанно проживающих свою жизнь»

Смотреть все