Опубликовано: 24 октября 2023 года
В связи с праздничной датой редакция портала «Культура Петербурга» подготовила большой репортаж со студии анимационного кино «Мельница», сотрудники которой в следующем году отмечают 25-летие.
Петербургские мультипликаторы рассказали нам о том, как создаются мультфильмы, кто является прообразом персонажей трех богатырей из одноименной картины, как живется сотрудникам, и кого берут в мультипликаторы.
- О студии
- О коллективе
Марина Безпалько:
«На студии - здоровая конкуренция, здесь нельзя подсидеть соседа-художника. Ты делаешь свое, он - свое. Если будешь на десять голов выше него, может быть, на какую-то ступеньку поднимешься. Если плохо рисуешь - ты никому не нужен, если медленно рисуешь - ты тоже будешь находиться в определенных «тисках». Люди приходят – уходят, но самое главное здесь - это работа в команде. Иногда приходят потрясающие художники, с прекрасным образованием, но бегут отсюда «как черт от ладана», поскольку не хотят работать в группе. При поступлении на работу художники проходят тестирование. Всем требуется разное время на демонстрацию своих умений: кто-то за две недели может доказать, что он - мастер, а у кого-то на это уходит пара месяцев».
- О создании мультфильмов
С чего все начинается: Сценарий!
«После того, как сценарий поступает на студию, работа над ним идет в трех направлениях. Сначала режиссер рисует весь мультфильм в реальном тайминге от начала и до конца!
Это называется аниматик. Аниматик — это схематичные наброски будущих кадров фильма, кратко передающие суть действия. Иногда режиссер делает раскадровки. То и другое является указанием к действию, четким заданием для дальнейшей работы».
Словарь аниматора:
Раскадровка - наброски, зарисовки кадров, статичные картинки, которые воспроизводят задумку режиссера.
Аниматик - анимированная раскадровка, дающая возможность посмотреть общую динамику будущего видеоролика.
«Параллельно с аниматиком записывается весь черновой звук будущего фильма. Это необходимо для правильной прорисовки артикуляции персонажей, а также поможет актерам при создании образа во время озвучивания.
В это же время под руководством художника-постановщика начинают разрабатывать эскизы фонов и персонажей, а также концепт-арты к будущему фильму. Рисуются обкатки. Обкатка — это рисунок персонажа со всех ракурсов, чтобы художники-аниматоры и художники-прорисовщики могли при работе отталкиваться от этих рисунков.
Марина Безпалько:
«Работа режиссера заключается не в копировании сценария. Он должен что-то придумывать, визуализировать, добавлять, что-то улучшить, обойти какие-то углы. Каждый художник на последующем этапе все это еще усиливает. Звукорежиссеры доводят работу над проектом до максимума. У нас творческая работа, мы как оркестр».Мультфильмы делаются годами
Марина Безпалько:
«Обычное производство фильма длится полтора года. Но есть, например, «Карлик нос», который делали три. Это был 2003 год, и тогда работа велась совершено иначе: использовались калька, пленка, ручная заливка. «Крепость. Щитом и мечом» создавали пять лет, первую часть мультфильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» - столько же. На вторую ушло два года, потому что в 3d можно использовать уже созданных ранее персонажей, а в классической рисованной анимации - нет, только начинать все сначала, даже если герои выглядят одинаково».
Небольшая часть художников «Мельницы» до сих пор рисуют на кальке
Марина Безпалько:
«Мельница» уникальна. У нас единственных в России и даже в Европе сохранился «калечный участок». Это то, с чего начинал Дисней, когда создавались первые мультфильмы».
Марина Безпалько:
«Была сначала идея, чтобы всем пересесть на планшеты. Но ведь работа с использованием кальки очень интересна, несколько наших художниц предпочитают творить именно так. Кроме того, кальку использует Константин Эдуардович Бронзит в своем авторском кинематографе, и мы просто не хотим мешать такому необычному (в наше время) способу самовыражения. А сейчас с нас взяли пример и Институт кино и телевидения, и Академия им. А.Л. Штиглица. Ребят сажают рисовать за просветы. Ведь художник, который может рисовать на кальке, на планшете создаст изображение всегда. А вот наоборот - может быть, и нет».
Оксана рисует персонажей на кальке и передает свои работы дальше на компьютерную прорисовку, а раскрашивают произведение уже другие художники.
Оксана Трифонова, художник анимационного кино:
«Мы должны по режиссерской задумке решить творческую задачу и пользуемся «обкатками», чтобы все работали в едином стиле».
В процессе выполнения поставленной режиссером задачи художник обычно работает над несколькими персонажами. Иногда наиболее сложную сцену, например с массовкой, создают несколько человек.
- Студия «Мельница» вышла из Звукоцеха «Леннаучфильма»
Константин Феоктистов, режиссер мультсериала «Три богатыря», сценарист и аниматор:
Награды:
«Три богатыря. Ход конем»
2015 — Икар (кинопремия): лучший фильм в прокате.
2016 — Премия «Золотой орел» за лучший анимационный фильм.
«Три богатыря и морской царь»
31 мая 2017 — В Москве состоялось вручение первой российской индустриальной премии в области анимации и лицензирования «Мультимир».
Полнометражка «Три богатыря и морской царь» принесла студии «Мельница» 3 звезды «Мультимира». И зрители и жюри назвали его «Лучшим российским полнометражным фильмом» года, а профессионалы отдали победу в номинации «Лучший герой российского анимационного фильма» коню Юлию.
«Три богатыря и принцесса Египта»
2018 — «Мультимир»:
Приз жюри «Лучший российский анимационный полнометражный фильм»
Приз жюри «Лучшая 2D-графика российского анимационного фильма».
«Иван Царевич и Серый волк 4»
17 марта 2020 — Икар (кинопремия): лучший фильм в прокате.
«Когда создавалась студия, я еще не работал. Я пришел в 2003 году. Уже шло производство «Алеши Поповича». Студия «Мельница» была основана в 1999 году продюсером Сергеем Сельяновым, руководителем студии звукозаписи «Миди-Синема» Александром Боярским и режиссером Константином Бронзитом. Все трое в свое время работали на киностудии «Леннаучфильм», где познакомились задолго до создания «Мельницы».
- Прообразы персонажей из «Трех богатырей» работают в милиции.
- Где Вы черпаете идеи при создании персонажей мультфильмов?
Константин Феоктистов:
«Из жизни, наверное. Любой образ имеет право на существование, на успех. У любого героя есть какие-то подсмотренные в жизни особенности и черты. Я всех персонажей рассматриваю как живых действующих лиц, но которых играют актеры, способные перевоплощаются.
Общая красота картины достигается разнообразием характеров, которые мы берем из жизненного опыта, из литературы. Но живым персонаж будет только после того, когда мы наделим его какими-то чертами, переживаниями, чувствами. Тогда в него поверят, как в настоящего».
- Хотите сказать, что герои похожи на Ваших знакомых, на тех, с кем Вы общаетесь?
Константин Феоктистов:
«В каком-то смысле, да. У нас есть богатыри, они такие «силовики», они не могут вести себя как конь Юлий, у них другие эмоции. Я знаю людей, которые работают в милиции, у них другая мимика, т.к. специфика профессии накладывает свой отпечаток.
Или Князь: он руководитель, избалованный, но в чем-то хороший. Жены богатырей, это тоже из жизни. Настасья все время пилит Добрыню, при этом его искренне любит! Мы рисуем нормальные, понятные ситуации, с которыми человек сталкивается ежедневно. И чем богаче жизненный опыт, тем ярче мастерство аниматора».
И зрителю интересно смотреть на созданный образ, только если он настоящий. Если персонаж высосан из пальца или сделан «как у кого-то» - это неуспех, ерунда какая-то. Чем ближе мы будем к жизни, тем больше у нас шансов создать что-то достойное».
- Назовите, какие самые главные качества должны быть у мультипликатора.
Константин Феоктистов:
«Терпение важно. Но главное, наверное, способности. У аниматора, а это, по сути, актер и художник, должно быть развито воображение, какое-то творческое начало. Если этого нет, нет творческого восприятия, то ему будет тяжело в нашей профессии. А еще необходимо умение работать в команде. Если человек относит себя к группе «свободных художников», он не сможет остаться в нашей студии. Эта индустрия - не творчество одного человека, а командная работа. У нас очень ценится умение слушать других: режиссера и коллег».
- Как Вы собираете коллектив? Это единомышленники?
Константин Феоктистов:
«Коллектив собирают дирекция и продюсеры. На нашем постоянном производстве случайные люди отсеиваются и остаются только проверенные. Происходит естественный процесс, создается команда. Бывает, что приходят очень талантливые люди, они и создают костяк, ядро профессионалов, преданных своему делу и Студии. В итоге эти ребята создают конечный продукт».
- Много ли людей нужно, чтобы создать мультфильм?
Константин Феоктистов:
«Мультфильмы же разные бывают, это очень абстрактный вопрос. Полнометражное кино - это большое индустриальное производство. Это как самолет сделать: кто-то мотор ваяет, кто-то двигатель, кто-то сиденье или крыло, а кто-то в гараже мастерит «малые формы», в данном контексте – авторское кино. Полнометражный фильм требуют огромного коллектива и труда сотен людей, которые создадут ленту от идеи, написания сценария до озвучивания».
- Что важнее: техническое оснащение или талант?
Константин Феоктистов:
«Конечно, талант важнее. Железо нам в помощь. Сначала - дух, потом - тело. Поэтому самое важное - это люди. Это они делают кино, а не железо!»
- А без хорошего технического оснащения, возможно сейчас сделать современный, хороший фильм?
Константин Феоктистов:
«Разумеется, нет. Как без технического? Как без компьютеров, карандашей, пленки, камеры и электричества? Но говорить, что мы закупим самое крутое оборудование и сразу сделаем хорошее кино, мягко говоря, не профессионально. Кино делают личности, уникальные актеры, аниматоры, сценаристы – без них ничего не будет».
- Озвучивание - это трудно?
Константин Феоктистов:
«Мне кажется, что это не так трудно, это скорее прикольно! Я знаю, что многие актеры любят озвучивать мультики. Они душой отдыхают. Некоторые даже деньги за это не берут. Им просто в радость сам процесс! Но это, когда ты уже профессионал, и успел много лет поработать над своим голосом и актерской игрой».
Марина Безпалько:
«По большому счету, это трудный процесс. Но при этом, я понимаю, что наши режиссеры сами очень любят давать голоса своим героям. Созданный тобой персонаж, уже как твой ребенок, и поэтому ему хочется дать голос, который слышишь сам. Наш генеральный продюсер Александр Боярский «звучит», по-моему, во всех фильмах и с огромной радостью относится к этой работе. Иногда к нам приходят люди и говорят: это я не умею, это тоже, но вот уж озвучивать-то я точно смогу. Мы таких даже не прослушиваем. Зачем?»
- Расскажите о Ваших новых проектах и планах на будущее.
Константин Феоктистов:
«На этот Новый год у нас выходит мультфильм «Три богатыря и Пуп Земли», на следующий - планируем выход шестой части «Ивана Царевича и Серого волка». Я читал сценарий, мне кажется, что автор – Александр Боярский написал очень смешно.
Еще у нас началось производство сериала про «Трех богатырей». Мы используем тех же персонажей, но создадим их немножко в другой стилистике, в 2D. Двадцатиминутные серии с интересными историями, каждая из которых посвящена одному из богатырей, будут выложены в интернете».
Марина Безпалько:
«На данный момент запущен полнометражный «Лунтик» в 3D (авторы сценария Д. Шмидт, Д. Высоцкий, К. Бронзит, режиссер К. Бронзит). «Лунтику» уже 18 лет, он уже вполне совершеннолетний юноша! Когда к нам приходят гости с детьми, то часто получается, что еще папа с мамой в детстве этот мультик смотрели. Недавно вышла новая серия «Барбоскиных», созданная совместно с ФК «Зенит». Вы же, наверное, знаете, что теперь наш Дружок Барбоскин - лицо «Зенита»! Два петербургских бренда объединились в один: нас приняли в команду. Работы на студии много, на пять лет точно есть!»
Благодарим пресс-секретаря студии «Мельница» Марину Безпалько за помощь в создании репортажа.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться