Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»
Интервью

24 октября 2023 года

Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»

Киностудия «Мельница». Фото: Ирина Иванова.

28 октября отмечается Международный день мультипликации. Праздник учрежден в 2002 году Международной ассоциацией анимационного кино (International AnimationFilm Association, ASIFA), в честь первой демонстрации в парижском музее Гревен «Оптического театра» Эмиля Рейно. Показ движущихся изображений послужил прообразом первых анимационных фильмов.

В связи с праздничной датой редакция портала «Культура Петербурга» подготовила большой репортаж со студии анимационного кино «Мельница»сотрудники которой в следующем году отмечают 25-летие

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1139.jpgавмпкерн5.jpg

Петербургские мультипликаторы рассказали нам о том, как создаются мультфильмы, кто является прообразом персонажей трех богатырей из одноименной картины, как живется сотрудникам, и кого берут в мультипликаторы.
  • О студии
«Мельница» занимает три этажа, каждый из которых имеет свой цвет: зеленый, лиловый и синий. Из длинных коридоров, разделенных залами с кофейными автоматами, двери ведут в отделы.  

Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»1
Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»2
Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»3
Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»4
Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»5
Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»6
Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»7
Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»8
Мультипликаторы о жизни на «Мельнице»9


Мельница. Фото - Ирина Иванова-1188.jpg

«Студии почти 25 лет. До этого, почти 18, мы сидели на киностудии «Леннаучфильм», занимали отдельный большой корпус и параллельно с этим, строили это здание. Нам уже здесь тесновато, но о втором корпусе только мечтаем, и пока на месте будущего здания мы разбили сад», - говорит пресс-секретарь студии Марина Безпалько.

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1190.jpg

  • О коллективе

Марина Безпалько:

«На студии - здоровая конкуренция, здесь нельзя подсидеть соседа-художника. Ты делаешь свое, он - свое. Если будешь на десять голов выше него, может быть, на какую-то ступеньку поднимешься. Если плохо рисуешь - ты никому не нужен, если медленно рисуешь - ты тоже будешь находиться в определенных «тисках». Люди приходят – уходят, но самое главное здесь - это работа в команде. Иногда приходят потрясающие художники, с прекрасным образованием, но бегут отсюда «как черт от ладана», поскольку не хотят работать в группе. При поступлении на работу художники проходят тестирование. Всем требуется разное время на демонстрацию своих умений: кто-то за две недели может доказать, что он - мастер, а у кого-то на это уходит пара месяцев».

  • О создании мультфильмов

С чего все начинается: Сценарий!

Марина Безпалько:

«После того, как сценарий поступает на студию, работа над ним идет в трех направлениях. Сначала режиссер рисует весь мультфильм в реальном тайминге от начала и до конца!

Это называется аниматик. Аниматик — это схематичные наброски будущих кадров фильма, кратко передающие суть действия. Иногда режиссер делает раскадровки. То и другое является указанием к действию, четким заданием для дальнейшей работы».

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1211.jpg    

Словарь аниматора:

Раскадровка - наброски, зарисовки кадров, статичные картинки, которые воспроизводят задумку режиссера.

Аниматик - анимированная раскадровка, дающая возможность посмотреть общую динамику будущего видеоролика.


«Параллельно с аниматиком записывается весь черновой звук будущего фильма. Это необходимо для правильной прорисовки артикуляции персонажей, а также поможет актерам при создании образа во время озвучивания.

В это же время под руководством художника-постановщика начинают разрабатывать эскизы фонов и персонажей, а также концепт-арты к будущему фильму. Рисуются обкатки. Обкатка — это рисунок персонажа со всех ракурсов, чтобы художники-аниматоры и художники-прорисовщики могли при работе отталкиваться от этих рисунков.

В отделе лейаутов создают фильм в упрощенном виде, без анимации. Создание фильма в лэйауте требуется для того, чтобы узнать место персонажа в кадре, как он двигается и с какой скоростью, какие эмоции испытывает, где будет камера, куда упадут тени. Таким образом, получается полное представление о проекте.

При этом понятно, что работа в команде - это замкнутый круг - один продолжает работу другого: за лейаутистом аниматор, далее прорисовщик, потом заливщик и компоузер и, наконец, режиссер монтажа. И тут уж никуда не денешься».


Мельница. Фото - Ирина Иванова-1279.jpg
 

Марина Безпалько:

«Работа режиссера заключается не в копировании сценария. Он должен что-то придумывать, визуализировать, добавлять, что-то улучшить, обойти какие-то углы. Каждый художник на последующем этапе все это еще усиливает. Звукорежиссеры доводят работу над проектом до максимума. У нас творческая работа, мы как оркестр». 

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1276.jpg

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1271.jpg

Мультфильмы делаются годами

Марина Безпалько:

«Обычное производство фильма длится полтора года. Но есть, например, «Карлик нос», который делали три. Это был 2003 год, и тогда работа велась совершено иначе: использовались калька, пленка, ручная заливка. «Крепость. Щитом и мечом» создавали пять лет, первую часть мультфильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» - столько же. На вторую ушло два года, потому что в 3d можно использовать уже созданных ранее персонажей, а в классической рисованной анимации - нет, только начинать все сначала, даже если герои выглядят одинаково». 


Небольшая часть художников «Мельницы» до сих пор рисуют на кальке


Мельница. Фото - Ирина Иванова-1233.jpg

Марина Безпалько: 

«Мельница» уникальна. У нас единственных в России и даже в Европе сохранился «калечный участок». Это то, с чего начинал Дисней, когда создавались первые мультфильмы». 

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1240.jpg

Марина Безпалько:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
«Была сначала идея, чтобы всем пересесть на планшеты. Но ведь работа с использованием кальки очень интересна, несколько наших художниц предпочитают творить именно так. Кроме того, кальку использует Константин Эдуардович Бронзит в своем авторском кинематографе, и мы просто не хотим мешать такому необычному (в наше время) способу самовыражения. А сейчас с нас взяли пример и Институт кино и телевидения, и Академия им. А.Л. Штиглица. Ребят сажают рисовать за просветы. Ведь художник, который может рисовать на кальке, на планшете создаст изображение всегда. А вот наоборот - может быть, и нет».

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1200.jpg
Оксана рисует персонажей на кальке и передает свои работы дальше на компьютерную прорисовку, а раскрашивают произведение уже другие художники.
Мельница. Фото - Ирина Иванова-1245.jpg

Оксана Трифонова, художник анимационного кино:

«Мы должны по режиссерской задумке решить творческую задачу и пользуемся «обкатками», чтобы все работали в едином стиле».

В процессе выполнения поставленной режиссером задачи художник обычно работает над несколькими персонажами. Иногда наиболее сложную сцену, например с массовкой, создают несколько человек.


 Мельница. Фото - Ирина Иванова-1177.jpg
  • Студия «Мельница» вышла из Звукоцеха «Леннаучфильма»
- Как создавалась студия «Мельница», и что изменилось с тех пор?

Константин Феоктистов, режиссер мультсериала «Три богатыря», сценарист и аниматор:


Награды:


«Три богатыря. Ход конем»

2015 — Икар (кинопремия): лучший фильм в прокате.

2016 — Премия «Золотой орел» за лучший анимационный фильм.


«Три богатыря и морской царь»

31 мая 2017 — В Москве состоялось вручение первой российской индустриальной премии в области анимации и лицензирования «Мультимир».

Полнометражка «Три богатыря и морской царь» принесла студии «Мельница» 3 звезды «Мультимира». И зрители и жюри назвали его «Лучшим российским полнометражным фильмом» года, а профессионалы отдали победу в номинации «Лучший герой российского анимационного фильма» коню Юлию.


«Три богатыря и принцесса Египта»

2018 — «Мультимир»: 

Приз жюри «Лучший российский анимационный полнометражный фильм»

Приз жюри «Лучшая 2D-графика российского анимационного фильма».


«Иван Царевич и Серый волк 4»

17 марта 2020 — Икар (кинопремия): лучший фильм в прокате.


«Когда создавалась студия, я еще не работал. Я пришел в 2003 году. Уже шло производство «Алеши Поповича». Студия «Мельница» была основана в 1999 году продюсером Сергеем Сельяновым, руководителем студии звукозаписи «Миди-Синема» Александром Боярским и режиссером Константином Бронзитом. Все трое в свое время работали на киностудии «Леннаучфильм», где познакомились задолго до создания «Мельницы».

  • Прообразы персонажей из «Трех богатырей» работают в милиции.

- Где Вы черпаете идеи при создании персонажей мультфильмов?

Константин Феоктистов:

«Из жизни, наверное. Любой образ имеет право на существование, на успех. У любого героя есть какие-то подсмотренные в жизни особенности и черты. Я всех персонажей рассматриваю как живых действующих лиц, но которых играют актеры, способные перевоплощаются.


Мельница. Фото - Ирина Иванова-1207.jpg
Общая красота картины достигается разнообразием характеров, которые мы берем из жизненного опыта, из литературы. Но живым персонаж будет только после того, когда мы наделим его какими-то чертами, переживаниями, чувствами. Тогда в него поверят, как в настоящего». 

- Хотите сказать, что герои похожи на Ваших знакомых, на тех, с кем Вы общаетесь?

Константин Феоктистов:

«В каком-то смысле, да. У нас есть богатыри, они такие «силовики», они не могут вести себя как конь Юлий, у них другие эмоции. Я знаю людей, которые работают в милиции, у них другая мимика, т.к. специфика профессии накладывает свой отпечаток.

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1289.jpg

Или Князь: он руководитель, избалованный, но в чем-то хороший. Жены богатырей, это тоже из жизни. Настасья все время пилит Добрыню, при этом его искренне любит! Мы рисуем нормальные, понятные ситуации, с которыми человек сталкивается ежедневно. И чем богаче жизненный опыт, тем ярче мастерство аниматора».

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1201.jpg

И зрителю интересно смотреть на созданный образ, только если он настоящий. Если персонаж высосан из пальца или сделан «как у кого-то» - это неуспех, ерунда какая-то. Чем ближе мы будем к жизни, тем больше у нас шансов создать что-то достойное».



- Назовите, какие самые главные качества должны быть у мультипликатора.

Константин Феоктистов: 

«Терпение важно. Но главное, наверное, способности. У аниматора, а это, по сути, актер и художник, должно быть развито воображение, какое-то творческое начало. Если этого нет, нет творческого восприятия, то ему будет тяжело в нашей профессии. А еще необходимо умение работать в команде. Если человек относит себя к группе «свободных художников», он не сможет остаться в нашей студии. Эта индустрия - не творчество одного человека, а командная работа. У нас очень ценится умение слушать других: режиссера и коллег». 



- Как Вы собираете коллектив? Это единомышленники?

Константин Феоктистов:

«Коллектив собирают дирекция и продюсеры. На нашем постоянном производстве случайные люди отсеиваются и остаются только проверенные. Происходит естественный процесс, создается команда. Бывает, что приходят очень талантливые люди, они и создают костяк, ядро профессионалов, преданных своему делу и Студии. В итоге эти ребята создают конечный продукт».



- Много ли людей нужно, чтобы создать мультфильм?

Константин Феоктистов:

«Мультфильмы же разные бывают, это очень абстрактный вопрос. Полнометражное кино - это большое индустриальное производство. Это как самолет сделать: кто-то мотор ваяет, кто-то двигатель, кто-то сиденье или крыло, а кто-то в гараже мастерит «малые формы», в данном контексте – авторское кино. Полнометражный фильм требуют огромного коллектива и труда сотен людей, которые создадут ленту от идеи, написания сценария до озвучивания».

Мельница. Фото - Ирина Иванова-1267.jpg

- Что важнее: техническое оснащение или талант?

Константин Феоктистов:

«Конечно, талант важнее. Железо нам в помощь. Сначала - дух, потом - тело. Поэтому самое важное - это люди. Это они делают кино, а не железо!»



- А без хорошего технического оснащения, возможно сейчас сделать современный, хороший фильм?

Константин Феоктистов:

«Разумеется, нет. Как без технического? Как без компьютеров, карандашей, пленки, камеры и электричества? Но говорить, что мы закупим самое крутое оборудование и сразу сделаем хорошее кино, мягко говоря, не профессионально. Кино делают личности, уникальные актеры, аниматоры, сценаристы – без них ничего не будет».



- Озвучивание - это трудно?

Константин Феоктистов:

«Мне кажется, что это не так трудно, это скорее прикольно! Я знаю, что многие актеры любят озвучивать мультики. Они душой отдыхают. Некоторые даже деньги за это не берут. Им просто в радость сам процесс! Но это, когда ты уже профессионал, и успел много лет поработать над своим голосом и актерской игрой».

Марина Безпалько:

«По большому счету, это трудный процесс. Но при этом, я понимаю, что наши режиссеры сами очень любят давать голоса своим героям. Созданный тобой персонаж, уже как твой ребенок, и поэтому ему хочется дать голос, который слышишь сам. Наш генеральный продюсер Александр Боярский «звучит», по-моему, во всех фильмах и с огромной радостью относится к этой работе. Иногда к нам приходят люди и говорят: это я не умею, это тоже, но вот уж озвучивать-то я точно смогу. Мы таких даже не прослушиваем. Зачем?»



- Расскажите о Ваших новых проектах и планах на будущее.

Константин Феоктистов:

«На этот Новый год у нас выходит мультфильм «Три богатыря и Пуп Земли», на следующий - планируем выход шестой части «Ивана Царевича и Серого волка». Я читал сценарий, мне кажется, что автор – Александр Боярский написал очень смешно.

Еще у нас началось производство сериала про «Трех богатырей». Мы используем тех же персонажей, но создадим их немножко в другой стилистике, в 2D. Двадцатиминутные серии с интересными историями, каждая из которых посвящена одному из богатырей, будут выложены в интернете».

Марина Безпалько:

«На данный момент запущен полнометражный «Лунтик» в 3D (авторы сценария Д. Шмидт, Д. Высоцкий, К. Бронзит, режиссер К. Бронзит). «Лунтику» уже 18 лет, он уже вполне совершеннолетний юноша! Когда к нам приходят гости с детьми, то часто получается, что еще папа с мамой в детстве этот мультик смотрели. Недавно вышла новая серия «Барбоскиных», созданная совместно с ФК «Зенит». Вы же, наверное, знаете, что теперь наш Дружок Барбоскин - лицо «Зенита»! Два петербургских бренда объединились в один: нас приняли в команду. Работы на студии много, на пять лет точно есть!»



Благодарим пресс-секретаря студии «Мельница» Марину Безпалько за помощь в создании репортажа.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

Смотреть все