Опубликовано: 01 ноября 2024 года
В кинопроекте играют известные артисты. Роль Григория Потёмкина исполняет Иван Колесников. В образе императрицы Екатерины II – Анна Ковальчук.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
– Добрый день, Ярослав Владимирович, - обратились мы к режиссеру. - В основе сюжета – исторические факты: создание Черноморского флота, строительство Херсона, запуск «греческого проекта» Екатерины II, присоединение Крыма. Какие еще линии вплетены в сюжет? Романтика? Политические интриги? |
||
|
- Наш фильм – это, скорее, отображение жизни самого Потёмкина. Мы наблюдаем за ним от студенческого периода до мгновения смерти. Отслеживаем и те поступки, которые совершал Григорий на любовном и на политическом поприще. |
|
– Главный персонаж фильма – Потёмкин? Какое место в картине занимает Екатерина Великая и другие исторические персонажи? |
||
|
– Главный персонаж именно Григорий. Наш сериал называется «Потёмкин», а не «Екатерина». Но императрица была главной женщиной в жизни князя, для него она олицетворяла, в том числе, и Россию. Поэтому, хочешь – не хочешь, Екатерина тоже является главным героем. |
|
|
– Сама картина называется «Потёмкин». И, конечно же, у нас история о Григории. Но также в фильме задействовано огромное количество исторических персонажей, которые появляются эпизодически. |
|
– Расскажите об образе Потёмкина. Какими чертами характера наделен персонаж фильма? |
||
|
– Бесшабашность. Он – романтик, мечтатель. Невозможного для него не существует. |
|
|
– Я играю Потёмкина. Персонаж, по-моему, замечательный. Живой человек, который пытался всегда все сделать сам. Он очень много знал, говорил на разных языках, был умным, понимающим в жизни и в военном деле человеком. Григорий – жутчайший авантюрист. При этом – прекрасный, веселый человек. |
|
|
||
– Иван Сергеевич, Вы уже играли великих князей, царя, были Петром I. Чем новая роль отличается от уже сыгранных? Или в образе Потёмкина есть черты других Ваших героев? |
||
|
– Потёмкин, безусловно, отличается от прочих. Для меня он ближе к Петру I: по характеру, по эмоциональному фону, по подвижности. Но все же Григорий не такой «сумасшедший», как Пётр. |
|
– Какая сцена кажется Вам наиболее характерной, отражающей Вашего персонажа? |
||
|
– Было несколько военных сцен, во время которых явно прорисовывался характер моего героя. Например, когда Потёмкин только приезжает в Ставку и узнает, что Екатерина дала ему сразу звание генерала. Он как-то мог уговаривать всех... И потом, князь был очень хороший стратег. У нас снято много военных сцен, где есть кони, драки, пушки. Это очень интересно. Также мне понравилась сцена, в которой Григорий убеждает Шахин Герея подписать отказ от того, что Крым принадлежит ему. История меняется на ходу. Фильм демонстрирует этот исторический экскурс. Мне кажется, у нас получается даже не столько картина про Потёмкина, сколько исторический экшен с опорой на исторические события, которые знают все. Но в первую очередь, конечно, экшен. Что всегда интересно для парней, для мужчин. |
|
– Только для мужчин? Подскажите, в таком случае, кому же адресован фильм? |
||
|
– Он будет интересен всем, потому что в нем есть все. И любовь, в том числе. Потёмкин был влюблен в Екатерину, даже венчался с ней. Потом была любовница у него, много фаворитов у Екатерины, все это переплетается... И параллельно – погони в каретах, не в каретах, драки. Конечно же, много сцен, где идут обсуждения в кулуарах. У нас была снята прекрасная сцена бала-маскарада – первое появление Потёмкина во дворце. В ней вместо меня снимался молодой артист. Я посмотрел отснятый материал, и оценил его красочность: все герои – в масках, в зале – карлики, люди на ходулях, слоны и так далее и тому подобное. Очень, очень, очень достойно получилось. |
|
– В каких локациях уже снимался и снимается фильм? Какие интересные места увидят зрители? |
||
|
– Вчера был особняк Кельха. Сегодня – Мраморный. Естественно, Екатерининский дворец и все, что вокруг него. Задействован ряд мест в Ленинградской области, например, Ивангород... В кадре – много природы. Наш фильм – это не совсем дворцовая история. Ведь Потёмкин – не дворцовый человек. Дворцовые интриги у нас есть, но свершения Григория Александровича не всегда были связаны именно с дворцами. |
|
– Мы находимся в Мраморном дворце, в жилых покоях князя Константина Константиновича. Какие сцены снимаются сегодня? |
||
|
– Уже сняты сцены в «Походном кабинете Потёмкина» с участием самого князя, его слуги Фильки (играет Виталий Коваленко) и Шахин Герея (играет Максим Ханжов), а позже будет снят эпизод в «Золотой спальне Аничкового дворца». |
|
– Ярослав Владимирович и Максим Юрьевич уже несколько раз упомянули Шахин Герея. Расскажите об этом персонаже? |
||
|
– Шахин Герей – последний крымско-татарский хан. Безусловно, в фильме он персонаж собирательный. Это все-таки художественное кино с элементами документалистики. Но при этом, безусловно, мы старались читать архивные документы. Герой весьма интересный, одиозный, не побоюсь этого слова, потому что он из известного турецко-татарского рода Гереев. Мой персонаж в довольно юном возрасте был наделен большими полномочиями, управлял Крымским ханством. При этом хан являлся весьма разносторонним человеком. Много путешествовал. Даже учился в Европе, в Венеции. Знал огромное количество языков и даже хорошо говорил на русском и итальянском. И очень любил европейскую моду. Эти факты повлияли на внешний образ Герея, который мы создали вместе с художниками. Мы не преследовали цель показать большую растительность на лице или какие-то яркие восточные черты лица. Повторюсь, образ собирательный. То, что Шахин Герей был довольно воинственным и несдержанными решениями, в результате чего народ против него взбунтовался – исторический факт. Тогда хан бежал из своей крепости, отправился к Екатерине, к Потёмкину с просьбой о помощи. Григорий предложил Герею выбор: либо – на плаху, либо подписать документ об отречении. И тогда Екатерина обещала хану прекрасную жизнь на территории России, но уже в рядовом чине. Что еще сказать об этом персонаже? Исторический факт: когда Шахин Герей приехал к императрице, тогда по уставу в обязательном порядке во дворцах, в палатах нужно было снимать головной убор. Но он категорически сказал, что неважно, кто перед ним, и снимать головной убор он не будет. И Екатерина это ему позволила! |
|
– Несколько лет назад в Эрмитаже проходила выставка «”Это сам Потемкин!”. К 280-летию Светлейшего князя Потемкина-Таврического». Там был представлен, в том числе, известный портрет кисти Лампи Старшего. Вдохновлялись ли Вы известными живописными полотнами или предметами эпохи при создании образов, костюмов, декораций? |
||
|
– Скорее, наоборот. С мгновения появления фильма Михаила Ромма мы привыкли к тому, что Потёмкин ходит с повязкой. Хотя в воспоминаниях современников этого нет, и на полотнах князь изображен без повязки. У нас в картине он бывает и с повязкой, и без. Мы пытаемся соответствовать XVIII веку во всех его проявлениях, и в архитектурных формах, в том числе. Но, к сожалению, и сами это признаем, нам приходиться идти на некоторые компромиссы. |
|
– Поделитесь, происходили на съемках какие-то интересные случаи или складывались какие-то неожиданные ситуации? Например, хотели снять в одном месте, но оно сорвалось. И неожиданно нашлось другое, которое оказалось еще лучше. |
||
|
– Изменения и перестройки происходят каждый день. Исходя из каких-то обстоятельств, приходится менять, менять, менять, менять. Иногда это бывает смешно и забавно, иногда – чертовски грустно. Но, это естественный процесс. |
|
|
||
– Мы видим, что в данный момент художник-декоратор работает над элементом декора кровати. Поясните, фильм снимается в исторических интерьерах. Убранство стен, бра, потолочные росписи – подлинные. А вся остальная обстановка: мебель, посуда, книги и другое – это декорации, реквизит, специально подготовленные для фильма? Или в кадре они смешаны с подлинными историческими предметами? |
||
|
– В съемочной группе есть художник-постановщик Андрей Николаевич Васин. У нас действует мастерская, в которой мы готовим декорации и все, что связано с проектом. Зачастую предметы собираются по принципу лего. Работает ассистент по обстановочному реквизиту, мы привозим мебель, соответствующую нужной эпохе. Остальное доводим до идеала в процессе съемки. Например, этот элемент мы срочно открепили от другого предмета в мастерской и привезли сюда. Уже на площадке решаем, что нужно доделать, чтобы сцена выглядела идеально. |
|
– Сериал будет показан на Первом канале. Когда ожидается выход фильма? |
||
|
– Сдача фильма состоится в конце 2025 года, поэтому показ запланирован на 2026 год. |
Работы над фильмом ведутся при поддержке Первого канала, Министерства культуры РФ и Кинокомиссии Санкт-Петербурга.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться