Как создают кукольные спектакли: интервью со Светланой Дорожко
Интервью

15 марта 2021 года

Как создают кукольные спектакли: интервью со Светланой Дорожко

Фото: Ирина Иванова

Кукольный Театр Сказки — это удивительный мир, в котором хочется побывать каждому ребёнку. Ведь волшебство начинается уже с порога: в фойе летают фантастические животные, а зрителей встречает Фея Театра.

А за сказкой стоит кропотливая работа режиссёров, художников, актёров и других профессионалов, которые создают этот кукольный мир.

О театре, о тонкостях создания кукольных спектаклей и о разновидностях кукол рассказала главный режиссёр театра Светлана Дорожко.

Фото: Ирина Иванова

— У театра довольно трогательная история. Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

- Театр образовался в 1944 году, в только что освобождённом от блокады Ленинграде. Группа актёров-энтузиастов была увлечена идеей создания маленького выездного театра для детей, чтобы отвлечь малышей от тягот военной жизни. Актёры сами смастерили кукол, инсценировали простые истории и стали выезжать со спектаклями в разные точки города и области. Постепенно театр расширялся, получил статус государственного, но ещё долго оставался выездным. Свою сцену коллектив обрёл только в 1986 году.

— Как отбирается репертуар?

- Такой крупный театр, как Кукольный Театр Сказки, обязан считаться с разными зрительскими вкусами. В нашем репертуаре есть спектакли по мотивом популярных сказок — «Щелкунчик», «Три поросёнка», «Дюймовочка», «Маша и медведь», «Конёк-Горбунок». Это такая классика театра кукол, на которую точно придёт зритель. Но это не значит, что театр работает только «на гарантию». Мы стремимся расширить зрительский кругозор, делая спектакли по современной литературе и старым сказкам, названия которых не так широко известны. Но с такими названиями сложнее, для них нужна реклама, необходимо работать над привлечением зрителя.

— С чего начинается создание кукольного спектакля?

- С выбора материала. Я сначала ищу литературный или драматургический материал, содержащий тему, цепляющую идейно и эмоционально. Дальше к работе подключается художник, и мы придумываем, через какие выразительные средства (декорации, костюмы, кукол) воплотить эту тему на сцене. На этом этапе необходимо ответить на три вопроса. Про что? Зачем? Какими средствами? Когда у нас есть ответы на эти вопросы, можно приступать к созданию эскизов и макета. На подготовку спектакля к началу репетиций — разработку идеи, изготовление материальной части — уходит минимум 4-5 месяцев.

Фото: Ирина Иванова

— Есть ли универсальные куклы, которые работают из спектакля в спектакль?

- Нет, каждый спектакль требует своего решения образа и характера. В каждого персонажа режиссёр и художник вкладывают свою, уникальную идею.

— Какие особенности есть в подготовке кукольного спектакля? Особенно если сравнить с подготовкой обычного спектакля, где актёры — люди?

- Самая главная особенность заключается в том, что наши герои — подвижные скульптуры, уже содержащие пластику и характер. Получается, что актёр не создаёт образ, а приспосабливается к тому, что придумали режиссёр и художник. Другими словами, в театре кукол мы действуем не через человека на сцене, а через образ, выраженный через предмет.

— С какими ещё сложностями сталкивается актёр, который находится по ту сторону куклы?

- Самая главная сложность заключается в том, что нужно отказаться от себя. Драматический актёр использует себя, как инструмент, он транслирует мысль и эмоцию через своё тело. А в кукольном театре ты подчиняешься законам существования твоей куклы.

— Расскажите про разновидности театральных кукол: петрушечные, тростевые, марионетки, как они устроены, чем отличаются?

- «Петрушку» или «перчаточную куклу» все знают, в этой системе работают известные каждому ребёнку Хрюша и Степашка из «Спокойной ночи, малыши».

Тростевые — это те, которыми актёры работают за ширмой, управляя головой и руками куклы с помощью тростей. Такие куклы довольно человекоподобны.

Ещё есть планшетка — это кукла, которой управляют на столе. Такая система предполагает участие в действии актёра, стоящего за куклой.

Самая сложная кукла — марионетка. Она управляется с помощью ваги — специальной деревянной конструкции, к которой привязаны нити, ведущие к кукле. Нити могут быть очень длинными, несколько метров. Классический марионеточный спектакль исключает видимость человека — необходимо создать иллюзию, что кукла на нитках двигается сама.

Но конечно, современный театр кукол, не ограничивается только классическими формами.

— Кукольные театры ассоциируется обычно с детским форматом. Но на самом деле, есть кукольные спектакли и для взрослых. Сложнее ли делать и играть такой спектакль для взрослого зрителя? И как вы думаете, почему кукольный театр ассоциируется с детским?

- Одинаково сложно. Всё зависит от задач, которые перед собой ставят создатели спектакля.

Практически каждом крупном городе России есть репертуарный кукольный театр с большим зрительным залом. Они были созданы в советское время, в первую очередь, с воспитательной целью. Через обаятельных кукольных персонажей гораздо действеннее и нагляднее, чем через книгу, можно было донести до детей принципы морали и нравственности. Но на самом деле, кукольный театр с момента своего рождения из ритуала был именно взрослым форматом, помогающим человеку через предмет в действии творчески осмыслить окружающий его мир.

В Театре сказки сейчас возобновляется работа малой сцены, и первой премьерой, которая состоится в июне, будет спектакль для взрослых.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Смотреть все