Виктор Минков. Фото из личного архива режиссера.
Интервью

21 февраля 2023 года

Виктор Минков: "Мне кажется, что я всю жизнь в театре"

Фото предоставлено пресс-службой Театра "Приют Комедианта"

Виктор Минков, являющийся директором-художественным руководителем театра «Приют комедианта» с 1995 года, рассказал порталу «Культура Петербурга» о том, сколько актеров поднялось на подмостки его любимого театра за 35 лет, как ему удается создавать особую атмосферу на сцене и чем петербургский зритель отличается от театралов из других городов.

— Виктор Михайлович, как получилось, что Вы связали свою жизнь с театром?

- Как получилось… Ну, мне кажется, что я уже всю жизнь в театре. Есть Ольга Антонова, народная артистка, в которую я влюбился, когда мне было семь лет. Теперь я называю ее своей тетей, а она меня — своим племянником.

Я — коренной ленинградец-петербуржец. С детства мама и бабушка водили меня в театр и делали это достаточно часто. Я вырос на классических спектаклях БДТ, на работах Георгия Александровича Товстоногова. И, несмотря на то, что я в детском возрасте учился в школе юнкоров при газете «Ленинские искры», которая тогда располагалась в Лениздате, и играл в футбол, но все равно испытывал постоянную тягу к театру. Поэтому после окончания школы вопрос: куда пойти учиться, у меня не стоял. И семнадцатилетним юношей я поступил на режиссуру.

А тут уж началась вся эта студенческая жизнь — мы с утра до ночи занимались у потрясающих педагогов и параллельно смотрели премьеры в нашем городе, а также ездили в Москву. Многие театры были исхожены по контрамаркам, и хотя сидели мы часто на самой-самой галерке, все равно пропитывались театральной атмосферой.

Всегда говорю большое спасибо художественному руководителю театра Комиссаржевской Виктору Абрамовичу Новикову, который уже со второго курса пригласил меня в театр ассистентом режиссера. Еще будучи студентом, я попал к потрясающему Александру Исакову.

Потом уже были Александр Белинский, Валерий Гришко, у которых я был ассистентом. Вскоре мне удалось поставить свой первый спектакль. Это была работа с уникальным народным артистом Станиславом Ландграфом. После этого были работы в Балтийском Доме — «Игра в Джин», ну, и параллельно продюсирование достаточно серьезных проектов.

В 24 года я переступил порог подвальчика на Малой Морской, тогда на улице Гоголя, дом 16 — и вот уже 27 лет я служу театру «Приют комедианта»!

3t9FOkvK35Q.jpg

— Что отличает театр «Приют комедианта» от других?

- Все! Наверное, Вы знаете, что театр «Приют комедианта» — это первый в России репертуарный контрактный театр. Эту систему я ввел в двухтысячном году после стажировки в США по программе менеджмент культуры США и Канады. После возвращения мне захотелось соединить западную проектную модель и репертуарный российский театр. Таким образом, возник вот этот симбиоз, который в двухтысячном году принял Комитет по культуре, которым тогда руководил председатель Владимир Петрович Яковлев, известный в нашем городе человек. В этом симбиозе, собственно говоря, и заключается главное отличие театра «Приют комедианта» от других учреждений Северной столицы, да, пожалуй, и страны. Потому что театров, работающих по такому принципу только два: мы — в Петербурге и Театр Наций под руководством Евгения Миронова — в Москве.

Приглашая режиссеров на постановки, я даю им полное право создать такую команду, которую они считают нужным: режиссеры выбирают всех, начиная с художника-постановщика, заканчивая актерским составом. И на данный момент, в театре «Приют комедианта» более 140 артистов, занятых в репертуаре. А когда мы отмечали недавно 35-летие театра, посчитали, что за эти годы на нашу сцену выходили 517 артистов!

Среди особенностей нашего театра могу назвать то, что «Приюту комедианта» интересен умный, думающий зритель. Это очень важный момент! Нам важна определенная аудитория — именно под нее я приглашаю режиссеров, способных сотворить что-то интересное и всегда неожиданное.

Когда Вы идете, например, в театр к уважаемому и безумно любимому мной Льву Абрамовичу Додину, или потрясающему Валерию Фокину, или чудному Семену Спиваку, или к обожаемому мной Андрею Могучему в БДТ, зная некую эстетику Мастеров, Вы в принципе понимаете, что увидите. Придя в «Приют комедианта», Вы никогда не знаете, как будет препарировано произведение, неважно, пьеса эта или роман. И хотя в эпоху интернета можно зайти на сайт, посмотреть аннотацию, фотографии или видеоролик к спектаклю, все равно наша публика, ждет эти премьеры, потому что действительно не знает, что в следующий раз выкинет «Приют комедианта».

Gsjb_UP4-mk.jpg

— Что, на ваш взгляд, отличает петербургского зрителя от театралов из других городов?

- Петербургский зритель абсолютно точно более консервативен, чем публика в других городах, начиная с Москвы.
Петербургский зритель более придирчив, в хорошем смысле этого слова.
Кроме того, петербургский зритель — человек думающий и чувствующий. Это не значит, что зрители в других городах не думающие и не чувствующие. Но все равно, это очень важный для меня показатель. Я рассчитываю на тех зрителей, которые родились, выросли и прошли некий путь в нашем городе. Сам, как коренной ленинградец-петербуржец, я отличаю петербуржского зрителя от любого другого.

z45uSCcw-mw.jpg

— Что является для Вас источником вдохновения?

- Люди вокруг. Моя команда — потрясающие творцы, талантливые люди, с которыми счастье сотрудничать, сотворить, дружить, общаться и что-то придумывать. Если рассматривать этот вопрос шире, то для меня вообще главное — это человек. «Человек — это звучит гордо!». Это великая фраза Максима Горького, очень актуально звучащая в наше время.

zApgWDxc3uc.jpg

— С какими актерами и режиссерами вам интересно было бы поработать?

- За эти 27 лет в «Приюте комедианта» я поработал и с большими режиссерами, актерами, и с прекрасными молодыми артистами, которые теперь уже не очень молодые, но и многие из них стали звездами. Я не назову вам фамилий. Не назову принципиально, чтобы никого не обидеть. Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что с удовольствием поработаю с артистами, которых приведут режиссеры, с теми, кто во всех смыслах: и в профессиональном, и в человеческом впишутся в наш Дом.

VH1qX-trZS8.jpg


— Расскажите о Вашей деятельности в качестве члена Совета директоров при Комитете по культуре Санкт-Петербурга. Были ли какие-то курьезные случаи в этой работе?

- Вы знаете, совет директоров, это такая абсолютно неформальная организация, где собираются директора петербургских театров, мои дорогие коллеги. Не могу сказать, что мы очень часто собираемся. Но в ходе таких встреч, которые происходят и в нашем узком составе, и вместе с руководством Комитета по культуре, и с вице-губернатором, мы обсуждаем действительно важные вещи. В разные годы поднимались темы и закона о госзакупках, и пока не реализованный вопрос — нам всем очень хочется, чтобы и на петербургском телевидение и в средствах массовой информации, которые подчинены городу, была некая театральная реклама и продвижение наших учреждений.

Если говорить о перестроечных годах в Ленинграде, то можно вспомнить, что тогда был «Театр у микрофона», в рамках которого шла запись спектаклей театра. Это было то, чем мы действительно отличались от других городов и регионов. И к факту существования «Театра у микрофона» был причастен совет директоров. И тогда, и сейчас, эта организация, в которую я вхожу, обсуждает реально насущные проблемы театров. Конечно, чаще всего наши дискусы касаются финансирования, ведь его, сколько не давай, всегда мало. Тем не менее, на примере «Приюта комедианта» могу сказать, что мы достаточно успешно живем, и нам хватает денег, выделяемых государством.

Дорогой мистер Смит-2. Фотограф — Юрий Богомаз.jpeg

— Расскажите о премьерах и творческих планах.

- Творческие планы у нас, как всегда, обширные. Вышел, на мой взгляд, просто удивительный спектакль «Идиот» в постановке Петра Шерешевского. Эта постановка сразу привлекла огромное внимание не только петербургского зрителя, но и театралов из других регионов. Вообще я хочу сказать, что среди нашей аудитории — много москвичей, которые ждут наши премьеры и приезжают специально на них.

Мы поставили спектакль «Щелкунчик» по Гофману. Не то, к чему привыкли все люди, ходя в Мариинский или в Михайловский театры на балет в «новогоднюю кампанию», а именно по Гофману. Этот спектакль в «Приюте комедианта» впервые создан для семейной аудитории. Мы приглашаем на него родители с детьми. И при этом обозначили минимальный возраст зрителей: семь — восемь лет. При этом каждый в этом спектакле, будь то ребенок или взрослый, увидит нечто, что может его очень сильно заинтересовать и заставить задумаются. Это к слову об умном театре.

Что еще ожидается в нашем театре? Сергей Грицай — известный режиссер и балетмейстер, репетирует пьесу Мариво «Игра любви и случая». А дальше — в 2023-м все мы отмечаем Год Островского, поэтому очень известный режиссер Александр Баргман будет ставить у нас «Бесприданницу». И Алексей Франдетти, который уже поставил в «Приюте» знаменитый мюзикл «Дорогой мистер Смит», и теперь является главным режиссером московского Ленкома, займется акапельной оперой «Снегурочка». Музыку пишет композитор, неоднократный лауреат «Золотой Маски», Евгений Загот. Вот наши ближайшие планы. А дальше, дальше, дальше… Все уже есть, но я пока не скажу!

HD_O_YpTqlU.jpg

Благодарим руководителя пресс-службы театра Яну Шарафутдинову, а также Елизавету Никитенко, за помощь в организации интервью.

Виктор Минков. Фото из личного архива режиссера.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Музыка
Блюз
Русский музей
10.06

Билли Новик: «Том Уэйтс больше не отвечает на мои вопросы, на них отвечает Толстой»

18.06

Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»

Интервью
17.06

Анастасия Курёхина: «У меня нет режима ожидания»

Интервью
01.06

Зоя Чалова: «Бумажная книга не умрет»

03.06

Воробьи, атланты и дух Невского проспекта

Смотреть все