Опубликовано: 09 февраля 2021 года
13 февраля мы отмечаем довольно молодой праздник — Всемирный день радио. ЮНЕСКО учредило этот день в 2011 году с подачи Испанской академии радио искусств и наук. В преддверии даты портал «Культура Петербурга» побеседовал с Марией Чебыкиной — филологом, ведущей «Петербургской панорамы» на радио «Петербург» Пятый канал.
– Мария, расскажите, как Вы попали на радио? С какой должности начинали?
– Я начала работать на радио «Петербург» давно, примерно 16-17 лет назад. Тогда редакции пришлась по душе идея создать рубрику, посвящённую правилам русского языка. Мне, как студентке филологического факультета, предложили попробовать написать сценарии нескольких выпусков и озвучить их. В итоге, в течение многих лет я записывала на радио двухминутную рубрику о вопросах произношения, правильного склонения, истории происхождения слов и выражений русского языка. Всего можно насчитать, пожалуй, более 3000 выпусков. Рубрику «Вот это по-русски» повторяют в эфире и сейчас.
По прошествии нескольких лет, когда у меня уже появился некоторый опыт работы с микрофоном, мне предложили попробовать себя в роли ведущей прямого эфира. Так и вышло, что я стала вести эфир «Петербургской панорамы», в основном, в утренние субботние часы.
– А есть ли какие-то приметы на радио, как в спорте, для того, чтобы передача была успешной?
– У меня никаких особенных примет нет. Чтобы всё сложилось удачно, нужно как следует заранее подготовиться: написать сценарий предстоящего эфира, подобрать подходящую по темам музыку, созвониться с гостями и обсудить вопросы, если интервью будет в прямом эфире. Также ведущие всегда должны подумать о подстраховке и подготовить программы в записи на тот случай, если гость неожиданно не придёт или задержится. Конечно, нужно учитывать много мелочей, и всё предусмотреть невозможно, поэтому, насколько я знаю, многим ведущим часто снятся кошмары о том, что всё пошло не так и срочно нужно заполнять паузы в эфире.
– Изменилось ли Ваше представление о работе на радио со временем? Например, до начала работы на радио у Вас было одно представление о том, как тут всё устроено, а со временем оно кардинально изменилось?
– На разных радиостанциях, в разных редакциях свой подход к работе. Некоторым радиоведущим важнее чувствовать кураж в прямом эфире, полагаться на экспромт, импровизировать без сценария. На радио «Петербург» в «Петербургской панораме» всё-таки больше внимания уделяют проверке фактов, работе по сценарию, смысловой наполненности передач. В этом плане, мне, как неподготовленному человеку, было проще включиться в работу, так как была возможность сверяться с написанным текстом. С опытом пришла смелость немного оторваться от «бумажки», высказать мысли, пришедшие в голову вне сценария. Выяснилось, что самые интересные вопросы собеседнику возникают не в процессе подготовки к интервью, а непосредственно в ходе живого диалога.
– С высоты Вашего опыта сейчас, как думаете, обязательно учиться на кафедре тележурналистики, чтобы работать на радио? Или достаточно каких-то краткосрочных курсов ораторского искусства или, может быть, просто жизненного опыта?
– Думаю, если бы я окончила в своё время профильную кафедру или ходила на специальные курсы, то во многом это упростило бы мою профессиональную деятельность. Без особой подготовки я стала чувствовать себя более или менее свободно перед микрофоном довольно не скоро. То же касается и речи: когда я слушаю одни из первых выпусков рубрики «Вот это по-русски», то голос в них разительно отличается от последних выпусков. С годами практики волнение уступает место относительному спокойствию, связки не сильно напряжены, голос звучит более низко и свободно. С другой стороны, важен не только профессиональный, но и жизненный опыт. Чем больше увлечений у ведущего, чем шире его кругозор, тем более интересных собеседников он сможет пригласить в эфир и тем лучше получится поддержать беседу.
– На что обязательно должен обращать внимание ведущий радиопередачи перед началом работы? Например, голос «разогреть» или как-то психологически настроиться?
– Есть общеизвестное для ведущих правило: не стоит ничего есть непосредственно перед эфиром или в паузах во время него, особенно шоколад или орехи. Это обязательно скажется на голосе, он станет более хриплым. Лучше выпить тёплого некрепкого чая.
Ещё надо постараться вовсе не думать о том, сколько человек (особенно родных, друзей и знакомых) будет сейчас слушать передачу и как они будут оценивать всё, что ты сейчас скажешь. Я всегда убеждаю себя в том, что кроме оператора меня никто никогда не слушает, потому что ранним субботним утром все ещё спят.
– Как строится вся работа от приглашения спикера на запись на радио до выпуска программы? Например, спикер радостно к вам пришёл, рассказал, ушёл и послушал выпуск. А с Вашей стороны как выглядит весь процесс?
– Сначала появляется идея актуальной беседы. Может быть конкретное задание со стороны редакции, скажем, подготовить передачу, посвящённую какому-нибудь грядущему празднику. И тогда я, например, зову ближе к 23 февраля коллекционера, который собирает холодное оружие и рассказывает о разных клинках, или перед 8 марта приглашаю преподавателей Садово-архитектурного колледжа, флористов, а они рассказывают об искусстве составления букетов и языке цветов.
Бывает так, что в медиасфере начинают активно обсуждать какую-то тем, вызванную интересным случаем, и ведущий думает, каких экспертов можно пригласить в эфир, прокомментировать последние новости. Например, активно обсуждалась тема насилия в семье и законопроектов с этим связанных, и я звала в эфир эксперта из СПбГУ, специалиста по уголовному праву.
После того как тема и спикер найдены и одобрены главным редактором, обсуждаются вопросы интервью, его хронометраж. При этом я всегда предупреждаю гостя, что это лишь примерный круг вопросов, что в ходе беседы могут появиться дополнительные темы и рассуждения. Если спикер не перепутал дату эфира, не забыл поставить будильник, не проспал, не застрял в пробке и добрался до студии и ровно то же самое сделал ведущий, то мы встречаемся и беседуем в ежедневной рубрике «Петербургской панорамы» — «Гость дня». До беседы и после неё я обычно ставлю небольшие рубрики в записи, и есть возможность встретить гостя, разместиться в студии, сказать несколько напутственных слов. Надо показать наушники, предупредить, что могут быть звонки от радиослушателей. Обычно после эфира операторы монтажной студии специально монтируют и сохраняют все такие беседы. У радио «Петербург» Пятый канал есть официальная группа ВКонтакте — там мы размещаем анонсы предстоящих бесед и позже выкладываем сами записи.
– Бывали у Вас какие-то особые случаи, связанные с радиопередачей, которые остались в памяти на долгие годы?
– Конечно, я на всю жизнь запомнила свою первую беседу в прямом эфире. Я пригласила в студию прекрасной души человека, главного редактора журнала «Костёр» Николая Борисовича Харлампиева. Несмотря на то, что все вопросы были у меня перед глазами, я всё равно умудрилась всё перепутать и, более того, переврать половину фамилий детских писателей. Однако гость, как я уже сказала, в высшей степени интеллигентный и снисходительный человек, и интервью, несмотря на все мои огрехи, прошло удачно.
Бывали случаи, что в прямой эфир звонили радиослушатели и начинали делиться своими историями из жизни, не относящимися к теме беседы, приходилось вежливо их прерывать и останавливать звонок. Бывало так, что гости, которые выступали в прямом эфире в первый раз, вдруг терялись перед микрофоном и не знали, что сказать, и тогда надо было их выручать и рассказывать что-то самостоятельно. Был случай, когда одна из моих постоянных собеседниц, великолепный литературный обозреватель Татьяна Шулаева, рассказывала об очередной книге так вдохновенно, что мы обе не смогли сдержать слёз и нам пришлось продолжать эфир, хлюпая носами. А однажды случилось так, что студийный компьютер вдруг завис непонятно от чего, и в прямом эфире наступила жуткая тишина. Тогда меня выручил расширенный прогноз погоды и очень кстати оказавшийся в сумке диск с записями детских сказок. В общем, я мысленно сравниваю каждый эфир с прыжком с парашютом — со временем немного привыкаешь, но всё равно без адреналина не обходится.
– Передачи на телевидении могут быть разными. Телевизионщики могут выехать на сюжет, а могут, наоборот, пригласить героев к себе в студию. Но там главное, это показать картину. Существуют ли выездные радиопередачи, или работа со звуком требует исключительно того, чтобы спикер пришел в специально обустроенную студию?
– Ведущие прямого эфира работают непосредственно в студии прямого эфира, которая у радио «Петербург» Пятый канал находится в Доме радио, на Итальянской улице, 27. Там же, где она находилась и в годы блокады.
В арсенале ведущего есть небольшие рубрики, например, «Дачная жизнь», «Здоровье для всех», «Театральное фойе» и другие. Их специально готовят другие сотрудники или сами ведущие в студии звукозаписи. Также есть большие передачи, сделанные в записи, они посвящены разным темам: «Родная речь», «Всё начинается с семьи», «Классная переменка» — их также готовят в студии звукозаписи. Так, передачу «Классная переменка» я долгое время записывала вместе с юными соведущими, одна из которых — моя дочь Настя Мандрыкина. Она начала работу на радио в трёхлетнем возрасте, когда ещё не выговаривала все звуки, и продолжала делать со мной передачи больше восьми лет. Сейчас, можно сказать, она полноценно освоила профессию радиоведущей, так как в последних выпусках уже беседовала с гостями студии самостоятельно, без моего участия.
Отдельно от записанных в студии программ и рубрик идут сюжеты, которые корреспонденты редакции готовят специально для «Петербургской панорамы». Чтобы записать сюжет, они выезжают на место события с диктофонами и микрофонами. На микрофоны тогда надевают специальный шумоуловитель. Но обычно, если вокруг много посторонних звуков, то стараются использовать небольшие отрывки из таких записей, а основную информацию корреспондент все-таки пишет в студии.
– Герои передачи могут быть совершенно разными людьми, но не все из них обладают хорошей дикцией. Как быть в этом случае? Отказываетесь от спикера или можно на каком-то уровне через программы немного дикцию подтянуть?
– Дикция у спикеров может быть разная, кто-то делает большие паузы между высказываниями, кто-то эээ-кает или постоянно использует слова-паразиты. Тогда оператору приходится кропотливо «чистить» такие беседы, убирать ненужное. Если собеседник слишком тихо говорит, то уровень громкости записи можно увеличить. Но я всегда болею за смысловое содержание. Да, можно красиво продекламировать что-то совершенно пустое, то, что пролетит в итоге мимо ушей. А можно сказать тихо, можно сказать даже запинаясь, но эти слова западут в сердце.
– А Вы, как ведущая радиопередачи, какими способами развиваете свою речь, свою дикцию? Это вообще беспрерывный процесс?
– Лучшая тренировка дикции — это чтение вслух с выражением. Так как у меня трое детей, то, можно сказать, я тренируюсь каждый день почти без остановок, потому что мы много вместе читаем.
– Сейчас многие виды журналистики уходят в интернет. Например, телеканалы выкладывают видеосюжеты в социальные сети или на сайт. То есть происходит децентрализация, теперь не обязательно в обнимку с пультом и программой передач сидеть в засаде в ожидании заветного выпуска. Можно ли, например, послушать ваше радио потом, если не смог послушать в нужное время? И как Вы думаете, какое будущее ждет радио в целом?
– В редакции давно вынашивают идею установить в студии прямого эфира онлайн камеру и записывать беседы с гостями. Потом такие записи можно монтировать и выкладывать наравне с аудиозаписями в социальных сетях. Сейчас это обычное дело для радиостанций. Однако не все гости любят, чтобы их снимали на камеру (особенно в субботу утром), это тоже надо учесть. И потом, сейчас стали очень популярными всевозможные подкасты. Так что надеюсь, что у нашего, старейшего в России, радио будет новая яркая интернет-жизнь.
Правообладатель визуальных материалов: Мария Чебыкина.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться