Опубликовано: 04 марта 2024 года
На днях завершился беспрецедентный по масштабам VIII Всероссийский фестиваль «Книжный̆ Маяк Петербурга. Музыка смыслов». Режиссером церемонии закрытия выступила Лия Рольбина. Она - режиссер широкого спектра деятельности, человек, который практически всегда занят любимым делом. «Культура Петербурга» пригласила Лию в свой медиацентр, чтобы узнать подробности проведения фестиваля.
- Фестиваль завершен, какова Ваша роль в этом глобальном проекте, и чем фестиваль является для Вас?
- Я на проекте с IV «Маяка», являюсь режиссером, куратором тематических направлений «театр», «кино», «мультфильмы», «музыка» фестиваля. Также я - режиссер торжественной церемонии закрытия, постановщик концертов в Эрмитажном театре. Курирую некоторых авторов, участников фестиваля, веду творческие встречи.
«Книжный Маяк Петербурга» для меня - уже часть жизни, очень важное событие в творческой деятельности. Это мероприятие - настоящий подарок, поскольку я явлюсь профессиональным театральным режиссером, и делать творческие проекты на проекте для меня дополнительная возможность творческой реализации.
Денис Алексеевич Котов, автор фестиваля, пригласил меня участвовать в проекте, когда я получала второе образование и делала дипломную постановку в театральном институте на Моховой. Спектакль «Время», который я ставила, удачно лег в тему февральского фестиваля «Музыки смыслов», так как был посвящен Холокосту. Работа была наполнена живой музыкой, а участвовали в ней звезды петербургской сцены.
С Денисом Котовым меня познакомила Ирина Иванова, бывшая тогда исполнительным директором фестиваля. За эту встречу я буду безмерно ей благодарна всегда. Я пришла на проект со своим спектаклем как участник, и меня сразу же утвердили как режиссера, поручив сделать церемонию закрытия проекта в Эрмитажном театре. Это стало испытанием для меня как человека ответственного, поскольку надо было заниматься сразу двумя большими проектами: спектаклем и церемонией. Мы сразу же поехали на площадку, где каждый рассказал о своем видении церемонии, всем все понравилось. И мы ударили по рукам.
Думаю, наш тандем с Денисом Алексеевичем удался, поскольку он именно тот руководитель и человек-Маяк, за которым мне хочется идти.
Мне особенно дороги два наших с ним совместных мероприятия. Концерт «Петербург Рахманинова», посвященный празднованию 150-летию музыканта в Эрмитажном театре в прошлом феврале, и недавний концерт «Петербург. Пушкин. Музыка смыслов», приуроченный к году 225-летия Александра Сергеевича. На обоих мероприятиях был полный аншлаг, публика сидела в проходах, вообще там, где только можно было сесть. А после выступления зал стоял. Были овации. Это был успех. Получилось, на мой взгляд, очень красиво и без «объяснялок», не люблю их, хочется, чтобы всегда оставалось место для воздуха и прочтения смыслов.
- Но вернемся к «Книжному маяку».
- Да, здесь есть о чем рассказать. «Книжный Маяк Петербурга» - интеллектуальный̆ праздник для читающих петербуржцев, гостей города, и вообще россиян и русскоязычных пользователей̆ интернета. Это некоммерческая инициатива высокой социальной значимости Дениса Алексеевича.
Особенность проекта в том, что фестиваль проходит в гибридном формате on-life и подавляющая часть событий доступна в онлайн-трансляциях на ресурсах фестиваля. Счастливчикам же можно лично присутствовать на десятках книжных площадках в Северной столице и других городах России (библиотеки, книжные магазины, культурные и общественные пространства).
В этом году состоялось в феврале порядка 170 мероприятий, аншлаг, люди не уходили, очереди на входе практически на всех мероприятиях. Гости, приходя на мероприятия, часто оставались дольше, чем было запланировано, увидев автора и общаясь с ним. Так было и с Дмитрием Миропольским в «Книжной лавке писателей» на презентации его книги, так было и на презентации книги Владимира Шампарова «Гимнастика удовольствия», где мы вместе со зрителями даже делали зарядку и танцевали с бубнами.
Особо отмечу мероприятия в «ЦБС Курортного района»: встречу в библиотеке имени Михалкова с писателем Александром Добрым «В преддверии разговора о серьезном», посвященную Дню прорыва блокады Ленинграда. А еще гибридные мастер-классы с писателем, автором «Дневника домового» Евгением ЧеширКо и с художественным руководителем Государственного клоун - мим театра «Мимигранты», режиссером Александром Плющом - Нежинским.
Так же хочу отметить, что в этом году мне удалось поработать с уникальным творческим коллективом Государственным клоун-мим театром «Мимигранты». Выступление труппы ярчайшим образом украсило и наполнило концерт в Эрмитажном театре «Петербург. Пушкин. Музыка смыслов», а так же позволило мне как режиссеру увидеть новый для меня жанр и почерпнуть творческого вдохновения.
- Я правильно понимаю, «Книжный Маяк Петербурга» проходил в гибридном формате?
- Да, мероприятия на «Книжных Маяках» шли как онлайн, так и оффлайн. Впервые вся программа фестиваля была доступна в мобильном приложении, которое специально разработано для читателей не только Петербурга, но и всей России. Здесь, конечно, спасибо еще раз Денису Котову за его умение видеть всю картину в современном коммуникационном пространстве. Он прекрасно понимает, что у людей должен быть выбор: кому-то хочется прийти на место и стать участником происходящего, кому-то проще, чисто географически посмотреть на все в Сети, мы предлагаем разные варианты. У меня, признаюсь, было небольшое напряжение, что люди не будут ходить «ногами» на фестивальные мероприятия. Но нет, они ходили и еще как! Мне приходилось несколько раз уговаривать волонтеров, чтобы нашли места для гостей, которые должны были присутствовать удаленно, но пришли в зал.
В этом году впервые произошло расширение количества центральных, в том числе крупных и знаковых площадок фестиваля. Ими стали: «Дом Журналиста», Государственный Эрмитаж, ДК Крупской, «Буквоед» (Невский, 46), «Книжная лавка писателей» (Невский, 66), «Книги и кофе» (Гагаринская, 20), более чем 30 библиотек города и т.д..
Кроме того, впервые серия мероприятий фестиваля состоялась на ВДНХ, на выставке «Россия». Я бы хотела сделать акцент на работе специалиста по стратегическому маркетингу и системным коммуникациям, руководителю проекта «Книжное воскресенье» на международной выставке-форуме «Россия» в Москве - Елене Петушковой. Ее мероприятия прошли с большим успехом, нам повезло, что она к нам подключилась. Все прошло прекрасно, и я надеюсь, что «Маяки» еще будут долго гореть. У нашего проекта большие планы, и я верю, что они обязательно осуществятся.
- Какова Ваша режиссерская стратегия, Ваш подход?
- В каждом мероприятии у меня есть некая точка отсчета. В концерте «Петербург Рахманинова» ею стали письма композитора. Я оттолкнулась от них. Решила не приглашать ведущего. Был придуман «голос Рахманинова», читавший эти письма.
В проекте «Петербург. Пушкин. Музыка смыслов» отправной точкой стали стихи Александра Пушкина и «Евгений Онегин ». Я научилась тому, что, вне зависимости от деятельности, важны любые мелочи. Для меня не существует важных или не важных мероприятий. Сначала я вижу проект, слышу его, а потом уже пишу. Пишу от руки, не люблю печатать, хотя по работе приходится. Но все, что делаю я сама, все сценарии, все разработки - это бумага и чернила. Я вообще люблю бумагу, должен быть шелест, запах, иллюстрации. И книга не становится «моей», пока я не прочту ее всю, не помну страницы.
- Книги – это из детства?
- Моя мама работала в Доме книги, я «выросла» в детском Доме книги на Лиговском (магазин «Ленкниги» «Детский книжный мир», Лиговский пр., д. 105 - прим. ред.) Это мои «места силы»: Дом Книги на Невском и на Лиговке, загородный центр «Зеркальный».
По маминой линии у нас все люди творческие, пишут и лепят. Мой прадед был художником, скульптором-реставратором, работал с известными людьми того времени.
- Любите путешествовать?
- Нет. Я этакая «петербургская лягушка», обожаю свое болото, не люблю его покидать. У меня здесь все – и корни, и лучшие друзья: художники и скульпторы. И два главных Мастера в моей творческой жизни: Зиновий Яковлевич Корогодский, чью мастерскую я окончила по специальности «актер драматического театра и кино» и Владимир Александрович Шестаков в «РГИСИ» , где я получила второе образование : режиссер музыкального театра. Мне повезло, у меня хорошая театральная школа, настоящая «закваска» для профессии.
- И напоследок о планах. Что грядет в Вашей жизни?
- В октябре грядет «Книжный маяк Петербурга», в конце сентября - «Книжный Маяк Ульяновска».
- А помимо будущих «Маяков»?
- Мероприятия в системе «ЦБС Курортного района Санкт-Петербурга» на «Неделе Детской Книги», работа по развитию художественного, театрального направления в ЦДБ им. С. Михалкова в Сестрорецке. Работа с любимой «Творческой мастерской «КИНОРОЛИ».
А еще творческое сотрудничество с писателем Евгением ЧеширКо. Женя сейчас пишет пьесу, для нашего спектакля – это личная, драматическая история, где автор раскрывается как прекрасный драматург. Не преувеличу, если скажу, что я нашла своего автора. Для этого, правда, пришлось преодолеть себя, уехать из родного Петербурга с «Книжным Маяком» во Владивосток.
Летом прошлого года из Северной столицы отправилась первая в истории Книжная Экспедиция на поезде и автомобилях, преодолевшая 7 часовых поясов и 12 тысяч километров через всю Россию. Это было поистине грандиозное событие и для проекта, и лично для меня. Кроме спектакля, у нашего с Евгением тандема зреет еще один творческий проект, пока раскрывать подробности не буду, скажу лишь, что он связан с детьми. Детский театр для меня крайне важен. Для меня театр начинается не с «вешалки», а с ребенка. Детский театр гораздо сложнее взрослого. Взрослый режиссер может «зачерстветь», когда работаешь с детьми, этого не произойдет. Считаю, что важно помнить, что все мы родом из детства. И как сказал когда то великий Рэй Бредбери: «Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть», «У нас одна обязанность — быть счастливыми», а для меня счастье заниматься любыми делом с единомышленниками и читать интересные книги.
Читайте также: Ольга Марченко:«Красноречие – не сумма, а целый ансамбль определенных качеств».
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться