Лиза Савина: «Хочется, чтобы в Петербурге были события, ради которых люди ехали бы сюда со всего мира»
Лиза Савина: «Хочется, чтобы в Петербурге были события, ради которых люди ехали бы сюда со всего мира»
Интервью

Лиза Савина: «Хочется, чтобы в Петербурге были события, ради которых люди ехали бы сюда со всего мира»

Из личного архива Лизы Савиной.

Опубликовано: 24 августа 2021 года

Лиза Савина — куратор и продюсер проектов в области культуры, арт-критик, соучредитель Фонда культурных инициатив Sparta и комиссар платформы проектов в области городской среды Smart Urban.

C 2005 года в галерейном бизнесе, 2013 по 2017 развивала галерею современного искусства Savina Gallery, а в 2018 открыла собственное Кураторское агентство Sparta. Выступала куратором и продюсером множества выставок в России и за рубежом, таких как Sounds of the Perfect Past совместно с Gazprom International, Фондом «Эрмитаж XXI век» и Государственным Эрмитажем (Ханой, 2020), Russian Contemporary, совместно с Русским Домом Науки и Культуры (Берлин, 2016) и Пушкинским домом (Лондон, 2016) и пр.


— Лиза, как появился Фонд культурных инициатив? Чем вы занимаетесь сейчас?

Я много лет работала в галереях, потом завела собственную, которая со временем переросла в кураторское агентство. А в какой-то момент стало понятно, что проблемы интеграции современных художественных практик в Петербурге — городе очень консервативном — нужно решать на стыке с урбанистикой, и мы решили сделать шаг в этом направлении. Это был как раз 2017 год. Помните, как тогда все ругали «Лахта-центр»? Говорили, что башня испортила линию горизонта, называли «кукурузиной».

— Но в итоге башня всем нравится.

В том и дело, что в конце концов нравится. Но мы, петербуржцы, не любим сюрпризов. Нам бы хотелось сначала поговорить, а для этого создать какую-то дискуссионную площадку. Мы, кстати, в самом начале хотели сделать форум. В Москве, например, есть «Московский урбан-форум», а у нас тогда было совсем грустно. Точнее, ребята из ИТМО что-то пытались делать, но не хватало охватов, пиара, серьезных участников.

Поэтому мы написали проект и пошли искать поддержки у Газпрома. Нашли в дирекции региональных продаж Газпром нефти. Так сначала появилась платформа smarturban.online. И под эту активность зарегистрировали фонд — Фонд культурных инициатив Sparta. В моей картине мира это должна быть такая структура, которая помогает продюсировать, менеджерить и докручивать какие-то креативные компоненты в проекте, который люди приносят. Условно говоря, это работает по такой схеме: нам приносят проект, а мы помогаем собрать команду, осуществляем кураторский надзор, помогаем с экспертами, фандрайзингом — доводим до реализации.

— Мне кажется, что в последнее время успешная выставка — это выставка, в которой применили какие-то современные технологии. Сейчас людям хочется не только смотреть, но и трогать, как-то взаимодействовать с объектом.

Ну, не в самое последнее время. Уже лет десять существует термин «искусство новых медиа», ещё дольше — «цифровое искусство». Это были новые параллельные движения, у которых ещё до конца не сформирован язык — ни пластический, ни вербальный. Появилось направление art&science — на стыке науки и культуры.

Недавно Ирина Актуганова открыла в Колтушах проект «Новая антропология» — это классная коллаборация, которую она делает совместно с институтом физиологии имени Павлова. И это здорово, что у нас появилась мультимедийная экспозиция реально про науку и сделанная совместно с учёными.

Наш фонд в прошлом году делал проект «Мера хаоса. Наука как способ коммуникации» для программы Музей 15/24 (chaosmeasure.bm.digital). Лично для меня этот проект стал попыткой разобраться с тем, что вообще происходит в этом направлении, какие есть реперные точки, как сделать так, чтобы эта коммуникация лучше работала.

— С какими проблемами Вы столкнулись?

Проблема в том, что большинство медиахудожников — люди, очарованные технологиями. А искусство всё-таки должно генерить смысл.

— Вы были куратором конференции о современной культуре и мультимедийных технологиях Gamma_Pro. Что обсуждали на конференции касательно культуры в Петербурге?

Мы говорили о том, что у Петербурга нет никакого ключевого события. Не будем сейчас приводить в пример «Алые паруса» — очень узконаправленное мероприятие, на маленькую аудиторию и большинству людей города кроме проблем оно ничего не приносит. А хочется, чтобы в Петербурге было что-то, ради чего люди ехали бы сюда со всей страны и даже со всего мира. И не только летом, когда белые ночи и мосты разводят, но и в условном ноябре.

— Есть что-то подобное в других городах?

В Екатеринбурге есть созданная Алисой Прудниковой и командой Уральского центра современного искусства Уральская индустриальная биеннале, которая на три месяца превращает город (а теперь уже и регион) в важный для мирового культурного процесса хаб. Они говорят об актуальной для них теме — о понятии индустриальности: Екатеринбург город заводов. В этом году на биеннале уже в шестой раз соберутся художники и кураторы со всего мира.

Так что можно смело сказать, что это одно из важнейших событий в стране.
В Москве есть Международная биеннале молодого искусства, не в очень хорошем сейчас состоянии, но существует Московская биеннале современного искусства.

Даже в Новосибирске есть очень классное событие — биеннале «48 часов», связывающее город в единую сеть. А у нас нет ничего.

— Одним из спикеров на конференции был Борис Пиотровский. Он поддержал идею создания таких событий, прокачивания «белого» сезона?

Борис — в некотором смысле наш человек, и есть ощущение, что он реально хочет сделать что-то классное. И у него для этого есть профильное образование и опыт ведения проектов с Эрмитажем. Поэтому да, поддержал. И в Комитете по культуре мы нашли поддержку в лице Фёдора Болтина (первый заместитель председателя Комитета по Культуре). Будем работать, так сказать, лежать в направлении успеха.

— Какой план действий?

Мы уже прописали структуру и сейчас пытаемся собрать вокруг задач, которые нам интересны, и больших игроков: финансовых и креативных.

Проблема петербургского искусства в том, что мы очень изолированы. Другие города как-то взаимодействуют между собой, Санкт-Петербургские же художники — это Санкт-Петербургские художники. Недавно была в Нижнем Новгороде — там тоже иронизируют, что петербургские художники хотят выставляться в Петербурге с другими петербургскими художниками.

— А как привлечь в проект художников со всей страны? И как горожане относятся к масштабным культурно-урбанистическим нововведениям? Мы в начале интервью обсуждали, что нравиться что-то начинает только через год.

Знаете, как появился фестиваль «Арт-Овраг»? Есть такой город Выкса в Нижегородской области. Его основа — это огромный металлургический комбинат. В советское время этого города даже не было на карте, он был такой «почтовый ящик». А когда в 90-е его распечатали, то оказалось, что там есть все проблемы закрытых городов: низкий уровень жизни, высокий уровень преступности. У них танцпол в центре города был огорожен колючей проволокой, по которой ток шел.

Владельцы металлургического завода решили с этим что-то делать. Привлекли молодых художников, организовали фестиваль «Арт-Овраг», стали реконструировать городскую среду. Горожане сначала такого благоустройства не поняли и первые объекты просто уничтожали, жгли.

Но проект продолжал жить, и в Выксу стали приезжать стрит-арт художники. Они разрисовывали брэндмауэры, чтобы город не выглядел так уныло. Одна из фресок «Сказка о потерянном времени» принадлежит уже покойному Паше-183. Она находится на стене панельного дома, который недавно пришлось утеплять и, соответственно, фреску надо было снимать. Администрация города как-то сразу самоустранилась и предоставила жителям самим решать этот вопрос. Знаете, что стали делать горожане? Те самые, которые ещё недавно уничтожали арт-объекты? Они нашли чувака, который красил вместе с Пашей, закраудфандили фреску, сняли оригинал, утеплили дом, а поверх нарисовали точную копию. Цеха начали соревноваться между собой — кто станет следующим кандидатом на фреску современного художника. Нужны время, деньги, желание и последовательная упорная работа. И тогда все получится.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
История Петербурга
14.08

Надежда Ефремова: «История «Медного всадника» продолжается до сих пор»

18 августа 1782 года, 243 года назад, на Сенатской площади был торжественно открыт монумент Медный всадник

Доступная среда
Инклюзия
24.06

Когда не важен звук – есть пластика движения

Участники Летней театральной школы переводчика РЖЯ рассказывают о своем опыте и взаимоотношениях с РЖЯ

Эрмитаж

Интервью с волонтером Эрмитажа Омером Дельгадо

Интервью с волонтером Эрмитажа Омером Дельгадо в преддверии день волонтёра, Международного деня добровольцев. Омер Дельгадо стал победителем конкурса фонда Владимира Потанина «Музейный волонтер» в номинации «Образ жизни».

Многомерность культуры
Доступная среда
19.01

«Главного глазами не увидишь»: интервью с Еленой Гонтаренко

Елена Гонтаренко, автор фотопроекта «Тайный мир Музея Фаберже», в Международный день белой трости рассказывает о сотрудничестве с Музеем Фаберже, творчестве и планах на будущее.

Старшее поколение
24.09

Встретиться с мамой

Перед Днем пожилых людей портал «Культура Петербурга» побеседовал с Галиной Фесенко, продюсером короткометражного фильма «Свиделись», посвященного одинокой старости и семейным ценностям.

Смотреть все