Опубликовано: 25 марта 2024 года
Судьба – путь от неведомого к неведомому
Платон
Наша встреча с Людмилой Митрохиной состоялась незадолго до Дня работников культуры России. Познакомившись с биографией собеседницы, значительная часть жизни которой была посвящена экономической сфере, у меня не мог не возникнуть вопрос о том, какие жизненные повороты и перипетии привели ее в область искусства, в издательское дело, а также подвигли к активной работе в Санкт-Петербургском Региональном отделении «Ассоциации искусствоведов АИС». Ведь именно здесь Митрохина занимает пост вице-председателя Ассоциации.
— Людмила Николаевна, какое событие повлияло на Ваш выбор изменить приоритеты и посвятить себя сфере искусств?
— Видимо, так и было предназначено судьбой, что притягивающее меня с детства неожиданно реализовалось в зрелом возрасте. Как сказал Платон: «Судьба - это путь от неведомого к неведомому», и я подтверждаю его изречение своей жизнью. Финансовая сфера осталась для меня загадкой, так же как и искусствоведческая сфера, с ее необъятностью и глубиной.
Известная истина, что в истории страны, так же как и в судьбе человека роль личности во многом определяет выбранный путь, прочувствована мною в полной мере. Эта истина стала явной, когда мне было уже пятьдесят лет. В девяностые годы я оказалась без работы и вместе со всей страной стала стоять в очередях на биржах труда. Именно в этот трагический момент моей жизни я встретила человека, который кардинально изменил мое представление о жизни - Абрама Григорьевича Раскина (1924-2023 г.г.), выдающегося искусствоведа, поэта, публициста и заслуженного деятеля искусств РФ. Он открыл для меня дверь в мир искусства, в мир поэзии, живописи и литературы. Благодаря ему я не только выжила, но и духовно укрепилась, смело взявшись по его наставлениям за издание «Петербургских искусствоведческих тетрадей», а впоследствии даже начала писать сама.
— Людмила Николаевна, Вы пишете стихи. У Вас есть напечатанные поэтические сборники. О чем «поют» Ваши стихи, проза и драматургия?
— Мои стихи и пьесы посвящены миру петербургских женских судеб. Я обнаружила, что этот тематический выбор происходит как бы сам по себе, независимо от моего желания. В них я отражаю свои собственные жизненные испытания, перенося их на героинь своих произведений - современных женщин, преодолевающих преграды, ищущих свет в темноте и несгибаемо сражающихся до последнего.
Наш каменный и жесткий Петербург населен особыми женщинами - терпеливыми, бесстрашными, отчаянными, с характером Жанны д'Арк и духовной глубиной Моны Лизы.
Неудивительно, что художники прозвали меня «Женщиной города мертвых царей», заимствуя это определение из первой строки одного из моих стихотворений, посвященного именно петербургским дамам:
Я – женщина города мертвых царей,
Гранита и мраморных ног,
Я – женщина города дикарей,
Революционных сапог.
Я – женщина хмурых домов взаперти,
Дворов проходных в никуда.
Я – женщина сумок и толчеи
С мозолью больной навсегда.
Я – женщина ржавых трамвайных карет,
Кирпичных отравленных труб.
Я – женщина женщин, встающих чуть свет
И недоцелованных губ.
Я – женщина всех заблуждений в пути,
Обманутых снов, острых слов.
Я – женщина с диким упорством в груди
И взглядом полуночных сов.
Я – женщина чада кухонной плиты,
Смердящей, как старый завод.
Я – женщина вовсе не вашей мечты,
Изнанка я – наоборот.
Я – женщина женщин с лицом изнутри,
С тенями прилипших забот.
Я – женщина женщин горящей души.
Мы – звезды, а все – небосвод.
− Вы также пишете прозу. Расскажите об этом поподробнее.
— Проза ворвалась в мою жизнь неожиданно. Вдруг появилось желание увековечить увиденное, углубиться в суть и понять. В отличие от поэзии, которая рождалась легко и быстро, часто вдохновленная первой строкой, проза потребовала от меня совсем других интеллектуальных и эмоциональных усилий, заставив меня тщательно и вдумчиво работать над текстом. Это изменило мой способ восприятия великих произведений, научив читать между строк, замечать оригинальные мысли и искренне ценить по-настоящему бессмертную, классическую литературу.
— Значительная часть вашей жизни прошла в XX веке. Интересно, как Вы можете охарактеризовать XXI век, кем себя в нем ощущаете?
— Для меня XXI век обозначается как век «Потерянного Рая», отсылающего к одноименной эпической поэме Джона Мильтона, однако с совершенно иной окраской. Человечество достигло высоких технологических успехов, но за счет этого нарушило природный баланс жизни, причинив серьезный ущерб окружающей среде. Земля в своей первозданной основе является раем. Но человек, подобно Адаму и Еве, покусился на Эдем и в результате заплатил дорогую цену.
Моя фантастическая повесть «Челулиты» отражает эту идею. Сюжет прост – Всевышний превращает первых обитателей Земли - мирных улиток - в разумных существ, названных челулитами. Но, увидев, как они разрушают природу, он лишает их разума и возвращает к прежнему облику улиток. Теперь они должны сражаться за выживание на искалеченной бетоном и асфальтом земле, которая раньше была укрыта лесами, цветами и травой. Сложное развитие сюжета оставим за кадром. Я возлагаю на себя ответственность превратить Век Потерянного Рая в Век Возрождённого.
В XXI веке я чувствую себя подобно этим челулитам, стремящимся по кирпичику воссоздать утерянный культурный оазис.
— Как Вы оцениваете значение культуры в развитии государства?
— Культура является определяющим фактором в развитии любого государства. В это понятие мы вкладываем не только эстетические понятия, прогресс, эволюцию, накопленную систему ценностей, но и такие качества, как сила воздействия на психологическую составляющую социума и общества в целом.
Культура является определяющим фактором в развитии каждого государства. Российское культурное наследие - литературное, музыкальное, художественное, научное и техническое - представляет собой эту непобедимую "мягкую силу", способную творить добро во имя мира на планете Земля. Поддерживая и развивая наше культурное наследие, мы укрепляем свою государственность и обогащаем жизнь каждого человека в нашем многонациональном обществе.
Анна Воронкова,
член Российского творческого союза работников культуры
Людмила Николаевна Митрохина (псевдоним Вага Вельская) – поэт, член Союза художников России, член бюро секции критики и искусствознания Санкт-Петербургского Союза художников, член Российского Союза профессиональных литераторов (СПСЛ), Вице-председатель Санкт-Петербургского Регионального отделения «Ассоциация искусствоведов. ООО АИС». Благодарность Комитета по Культуре Санкт-Петербурга (2022 г.). Почетный член и поэт Клуба любителей искусства Русского музея. Составитель сборника статей «Петербургские искусствоведческие тетради».
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться