Марина Белоненко: между киношниками и чиновниками
Марина Белоненко: между киношниками и чиновниками
Интервью

Марина Белоненко: между киношниками и чиновниками

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Опубликовано: 26 июня 2025 года

Зачем в центр Петербурга зимой КАМАЗами везут снег, а в октябре устраивают купальный сезон в Курортном районе? Об этом и других киночудесах рассказала «Культуре Петербурга» Марина Белоненко, начальник сектора развития кинематографии Кинокомиссии Санкт-Петербурга (Институт культурных программ) и главный посредник между Кино и Городом.

– Что такое Кинокомиссия?

– Кинокомиссия была создана в 2022 году. Необходимость в ней назрела давно. Институт культурных программ с 2010 года, после выхода постановления правительства Санкт-Петербурга, занимается согласованиями кино-видео съемок. Для того, чтобы упорядочить этот процесс, решили создать Кинокомиссию. Мы работаем исключительно с согласованиями кино-видеосъемок на территориях общего пользования, ведем весь процесс, курируем заявки от начала до окончания киносъемок и помогаем киношникам взаимодействовать с органами законодательной власти.

С начала 2025 года уже согласовали 250 проектов. Для сравнения, за этот же период 2023-го было получено 315 заявок, согласовано 230, а в 2024-м поступило уже 426 заявок, согласовано было 276. В 2024-м году количество заявок было в полтора раза больше, чем в 2023-м. То есть, кинематограф у нас активно развивается, его поддерживает Минкульт, выделяя на это субсидии. Комитет по культуре Санкт-Петербурга также выделяет субсидии на съемки в Северной столице, тем самым поддерживая и развивая кинематограф.

– Какие недавние проекты были для Вас самыми запоминающимися?

– Из последних фильмов запомнился «Шостакович». Из самых необычных съемок, наверное, два проекта: «Дрифт» и «Майор Гром. Игра». Для «Дрифта» снимали спортивную машину в центре Санкт-Петербурга. Это по настоящему красивое видео ушло в монтаж, возможно, уже в этом году зрители увидят полнометражный фильм.

Главный герой ленты – спортивная машина с характером. Немного предыстории: есть такой предприниматель, который сам является гонщиком, собравшим для себя собственную машину «с нуля». Это авто и сыграло главную роль в картине. И вот, по сюжету, глядя в окошечко гаража, автомобиль видит другие машины и ему хочется понять, кто он и для чего создан. Тогда герой выезжает в город, знакомится с другими авто и в конце фильма понимает свое предназначение: он - спортивный болид и создан для того, чтобы побеждать.

– В чем была сложность съемки?

– Главные сложности были с перекрытиями. Съемки - в центре города, улицы часто односторонние, перекрытие их - довольно трудный процесс. Это делается, в основном, для того, чтобы ограничить движение транспорта и пешеходов, чтоб они не попали в кадр. Спортивная машина, по фильму, набирает скорость, едет по улице Некрасова, и начинаются небольшие гонки… В центре города, конечно, нельзя так разгоняться. Но ему нужно было сделать быстрый старт, для соревнования с другой спортивной машиной.

А по комиксам «Майор Гром. Игра» в прошлом году съемки были такие полномасштабные, что даже на Дворцовой площади Александрийский столп «подорвали», и он «упал». Конечно, на самом деле шедевр Монферрана остался на месте, но, тем не менее, на экране картинка выглядела очень реалистично, и многие почитателей кино были взволнованы. Тем не менее, все обошлось. Ни один столп при съемке не пострадал.

Фильм "Майор Гром: Чумной Доктор" был снят на улицах и площадях Петербурга. Фото: kinopoisk.ru.

– Не было ли в Вашей практике со стороны кинематографистов таких пожеланий, что Кинокомиссии пришлось отказать в городских съемках?

– К счастью, самые замысловатые фантазии кинематографисты воплощают в павильонах с применением компьютерной графики! Съемок, которые бы представляли опасность для жителей или архитектуры, мы бы, конечно, не позволили.

– Не секрет, что все любят поглазеть, как снимается кино, увидеть любимых актеров «живьем». Есть ли сейчас такая возможность у петербуржцев?

– Конечно, есть! В прошлом году, 27 августа 2024-го, в День российского кино, в музейном парке «Россия – моя история» состоялась презентация карты киносъемок. Кинокарта размещена на портале «Культура Петербурга», и любой желающий может зайти в раздел и посмотреть, где и когда в городе проходят съемки: информация обновляется каждый день. Всегда можно прийти и подсмотреть за процессом или наоборот – если в Северной столице перекрываются какие-то улицы, обойти эти места, выстроить маршрут без потерь времени. Этот сервис на «Культуре Петербурга» был создан специально для жителей и гостей нашего города, в том числе, и для удобства передвижения.

– Сколько сейчас снимается фильмов в Северной столице, и чего нам ждать в прокате в ближайшее время?

– С начала и до середины июня 2025 года к нам поступило более 470 заявок. На один фильм их может быть несколько. Из интересных проектов, которые снимаются в этом году, хочу отметить художественный фильм «Красавица», рассказывающий о спасении животных Ленинградского зоосада в блокадном 1941-м.

Картина «Битва моторов» посвящена тому, как в 1908-м журналист, влюбленный в автомобили, и команда инженеров открывают на Русско-Балтийском вагонном заводе первый в России автоцех и делают великолепную русскую машину. Она составляет конкуренцию иностранным, побеждает на престижных европейских гонках и становится гордостью всей страны.

Лента «Ангелы Ладоги» - о молодых спортсменах яхт-клуба, вставших на защиту родного города в начале Великой Отечественной.
Так же сейчас проходят съемки масштабной исторической драмы «Шум времени», о Дмитрии Шостаковиче, гениальном композиторе XX века. Фильм создается творческо-производственным объединением «Рок», возглавляемым режиссером-постановщиком Алексеем Учителем.

Продолжаются съемки нового сезона исторического фильма «Витязи-3» о русских воинах XIII века, которые доблестно защищали родную землю и сдерживали натиск иноземных захватчиков. Эта картина о чести, доблести и благородных человеческих отношениях, напоминание зрителям про истинные ценности и наша дань великой истории и становлению Российского государства.

Красный шелк 2024. Фото - Ирина Ивановаа-3348.jpg

– Расскажите, пожалуйста, все по порядку. Вот получил фильм разрешение. Сколько служб нужно подключить, чтобы его съемки в городских локациях состоялись?

– Сначала идут согласования с исполнительными органами власти. В зависимости от географии съемок, подключаем к процессу руководство конкретного района города (на связи со всеми восемнадцатью районами). Дальше общаемся с подведомственными службами. Если съемки на мосту или набережных, ведем переговоры с «Мостотрестом», если съемки в парках и садах - Комитетом по благоустройству. Все эти организации дают рекомендации по установке съемочного оборудования, например, настаивают, чтобы техника размещалась исключительно на твердых покрытиях.
Потом решаем вопрос с уборкой: контактируем с Комитетом по благоустройству и всевозможными дорожными хозяйствами, которые будут убирать мусор после съемок. Похожим образом решается вопрос со снегом. Службы могут расчистить определенный участок дороги, чтобы полноценно припарковать транспорт.

– Бывали ситуации, когда сроки у кинематографистов поджимают, а зиму снять не успели, и приходится искусственно менять в городе сезон?

– Такое, действительно, случается. Когда снега нет, кинематографисты используют специальное тканевое покрытие, которое покрывает асфальт, а затем декорируется графическим дизайнером, создавая иллюзию снега. Иногда и настоящий снег привозили КАМАЗами из Ленобласти. Например, во время съемок «Шаляпина» все растаяло, а снимать было нужно зиму и прогулки на санях, поэтому КАМАЗы везли снег из Ленобласти, хороший такой слой получился. Потом, естественно, все это убрали и увезли в плавильни. Иногда привозят и искусственный снег, но его стараются использовать как можно реже, потому что это не безопасно для дорог и природы: такой материал забивает стоки и ливневки.

qbenwjnxjyeldrpfp5vf9t0956af2lz2.jpg

– А как киношники продлевают лето?

– Обычно актеры делают вид, что им тепло и хорошо (смеется - прим. ред.). В основном, это касается съемок на пляже и в воде, чаще всего в Курортном районе. Помню, актрисе нужно было красиво ходить по пляжу, щуриться от солнца и купаться – и вот она весело бежит, ныряет, а сзади уже стоят ассистенты и ждут ее, с куртками и шапками, вытаскивают из воды, укутывают, чтоб девушка не замерзла. А на календаре октябрь, +10!


– А чем наслаждаетесь Вы, работая в Кинокомисссии? И, наоборот, что самое сложное, проблемное?

– Проблемы решаем. Нерешаемых не существует. Наверное, самая большая сложность в том, что наши любимые киношники устроены иначе, чем чиновники. И порой самое сложное – понять, что же будет происходить на съемках, чтобы согласовать это с городскими службами. Оформляя заявку, киношники часто не понимают, как выразить свои пожелания на бумаге. Вот тут мы ведем большую кропотливую работу по добыванию информации от них.

А вообще, вся эта история затянула меня на много лет: я поняла, насколько мне интересен киношный мир. Когда начинаешь общаться с представителями индустрии, то узнаешь интересные истории, происходящие на площадке и за кадром. Оказалось очень любопытно соприкоснуться с кино, узнать его совсем с другой стороны. Это не то, что видеть по телевизору готовый результат. После работы с согласованием, ты смотришь иначе, понимая, как это было сделано, какой серьезный и кропотливый труд очень многих людей стоит за кадром.

Майор Гром 2024. Фото - Ирина Иванова-9017.jpg

– Вы часто ходите на премьеры фильмов, которые согласовывает Кинокомиссия?

– Практически всегда! Хотя иногда, бывает, не успеваю: очень уж много заявок. Но обычно кинематографисты сами приглашают на предпоказы.

– А Вы в детстве мечтали работать в кино?

– С детства кино мне всегда нравилось, но я не думала, что моя работа будет связана с ним. Однажды, еще трудясь в совершенно другой отрасли, помню, выхожу из метро и вижу: происходит что-то интересное. На улице Шкапина шли съемки фильма, сценарий которого был написан по дневнику секретаря Геббельса. Снимали Берлин 1945-го. Тогда всю улицу закидали грязью, по ней ходили дети, одетые в запыленную одежду, бежал солдат с автоматом. И все это выглядело настолько естественно, что мне показалось – я - часть этого мира! И это меня очень впечатлило.

Потом, много лет спустя, я решила кардинально изменить род деятельности и попала в Кинокомиссию. Поначалу было непросто, нужно было научиться думать как киноорганизаторы, знать их терминологию, но когда я начала в этом разбираться – поняла, как интересна мне такая работа. Чем дальше – тем больше затягивает этот мир. Бывает, конечно, устаешь от избытка информации, который через тебя проходит, ведь это огромный поток. Но все равно получаешь удовольствие от деятельности!

– Поздравляю! А были у Вас какие-то открытия, связанные с биографией героев фильмов? Это же часто известные личности.

 – Когда снимается фильм о каких-то исторических персонажах – это всегда открытие. Ведь то, чему учат в школе, то, что читаешь в книгах, и то, что видишь на экране, это часто разные истории. И иногда версия режиссеров и сценаристов, сумевших преподнести известную биографию с непривычного ракурса, оказывается наиболее запоминающейся.

Потемкин 2 - Ирина Иванова-1110.jpg

– А бывает, что о работе рассказываете дома?

– Постоянно рассказываю. Ну, есть сериалы, про которые говорить особо не будешь. Сериал «Тайны следствия», например, снимается уже 25-й год, но, тем не менее, он полюбился, и многие с удовольствием смотрят его до сих пор. Наверное, больше всего рассказов было о самом сложном проекте – о «Майоре Громе». Когда начинали снимать в 2014 году – это была первая, пробная картина, сейчас вышел уже третий фильм по комиксам. Мои дети очень полюбили «Майора Грома» – это, пожалуй, самый необычный проект из тех, что снимались. Поскольку сначала появились отечественные комиксы, потом их переписали в сценарий, а затем сняли полноценное кино. Два часа ты смотришь и полностью погружаешься в картину. Еще много разговоров дома вызвала прекрасная экранизация повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперед». Александр Андрющенко провел яркие съемки, результат которых оказался ничем не хуже фильмов киностудии «Марвел». Я считаю, что кино в России сейчас развивается семимильными шагами, что не может не радовать. Нам есть чем гордиться.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Музей
18.06

Музейное дело в Ленинградской области: перезагрузка

08.06

Юлия Марченко (БДТ): «Это редкость, когда с режиссером есть соавторство»

Творчество
28.02

Мария Катунова: «Наши сотрудники - это педагоги мечты»

23.05

Как выглядит маленькая Япония в центре Петербурга?

Интервью
Классическая музыка
23.05

Мария Сафарьянц: «Без классики мы одичаем»

Смотреть все