Марина Смирнова: «Тень издревле имеет мистический характер»
Интервью

26 июня 2023 года

Марина Смирнова: «Тень издревле имеет мистический характер»

26 июня в России отмечают День теней на стене. По такому случаю «Культура Петербурга» пообщалась с художественным руководителем петербургского Театра теней Moonlight . Марина Смирнова рассказала о зарождении пластического искусства, особенностях западного менталитета, создании коммерческого театра и, конечно, драматургии.

Александра Балаева 4.jpg

- Как Вы пришли в пластический театр теней?

- С детства я мечтала стать балериной, поэтому поступила в Академию Русского балета, где проучилась год — не сложилось. Моя альма-матер — школа Классического балета имени Н.А. Долгушина. Уровень подготовки был очень высок. А также присутствовала обширная сценическая практика: выступления в труппе Никиты Александровича в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, занятость в различных спектаклях Мариинского театра, а также гастрольная деятельность. Я очень благодарна судьбе за этот опыт, который дал мне глубокое погружение в театральную жизнь. Пластическое искусство близко и знакомо мне с детства. Со временем так получилось, что я занялась современными танцами и стала их преподавать. Как раз в то время мне поступил запрос поставить номер в жанре пластического театра теней, предназначенный для студенческого конкурса. Я восприняла это предложение как элемент игры, и оно показалось мне интересным. Так что с одной стороны мой приход в театр теней был связан со стечением обстоятельств, с другой — «случайности не случайны».

 Евгений Васильев 3.jpg      Евгений Васильев 5.jpg

- А как создавался Ваш театр? Сколько ему лет? И кто в нем служит?

- Все началось с того самого выступления в 2013 году, поэтому если начать отсчет с первых робких попыток, то нам скоро уже 10 лет. Тогда шоу было свежо, ново. Через какое-то время мы стали получать предложения выступить на разных площадках. На тот момент мы являлись единственным коллективом, работающим в этом жанре, однако идея создания постоянно действующего пластического театра пришла ко мне не сразу.

В какой- то момент такая мысль меня осенила. Любовь к искусству, знания, полученные у педагогов — мастеров своего дела, и опыт работы в театральной среде дали понимание того, что такое труппа и как ее создать. Самой мне хотелось стать режиссером и художественным руководителем нового проекта. Ведь у меня всегда было свое видение искусства, даже являясь балериной, я никогда не считалась «форматной».

Moonlight развивается, со временем мы изменили формат — перешли с шоу на театральные представления.

Если говорить об артистах, то они обладают сильной хореографической подготовкой. Наша работа завязана на пластике, телесности и хореографии — без этого никуда. Но даже при наличии этих навыков, ребятам необходим и артистический талант.

 Евгений Васильев 7.JPG      Евгений Васильев 11.JPG

- Какие спектакли есть сейчас в Вашем репертуаре?

- Мы работаем как репертуарный театр: играем пять спектаклей на различных площадках города. Это постановки 40-65 минут, рассчитанные на разные возрастные категории: как на взрослых, так и на детей.

А нашими основными сценами являются камерный зал в Красногвардейском центре культуры и Театр «Плоды просвещения».

 Юлия Паршакова 22.jpg      Юлия Паршакова 17.jpg

- Театр теней пришел к нам с Востока. Почему, на Ваш взгляд, «тайна» игры не так популярна в России?

- Мне кажется, что ответ на этот вопрос кроется в различии восточной и европейской культур. Действительно, такой вид искусства пришел к нам с Востока. Тень издревле имеет мистический характер. Зритель, приходящий в такой театр, вместо актера как такового видит только «плоский» монохромный силуэт. При этом у гостя появляется большое поле для фантазии: а какого цвета, например, платье у королевы, или как она выглядит? За счет этого интереса и происходит погружение в постановку, ведь, когда образы лишены конкретики, в дело вступает воображение. А значит, познание происходит через себя. Это близко восточной культуре.

Я бы не сказала, что такой вид искусства не нашел у нас своих последователей, отнюдь. В России работают детские кукольные теневые театры, а также пластические коллективы.

 Юлия Паршакова 11.jpg      Архив театра 2.png

- Что первично в Вашем виде искусства: символизм или пластика?

- Сложно сказать что первично, если выбирать между этими понятиями. И вот почему: решив начать с кем-то общаться, прежде чем заговорить, мы вступаем с этим человеком в невербальный контакт. Поэтому танец — универсальный язык, понятный без слов. Пластика здесь выступает способом выражения мыслей, а без символизма тоже никуда: благодаря ему происходит погружение в драматургию.

Знаете, нас часто спрашивают: зачем нашим актерам грим, различные костюмы? А я убеждена, что все это необходимо. Ведь, несмотря на то, что мы играем за экраном, артисты должны перевоплощаться в своего героя, не лишая его антуража.

 Архив театра.jpg      Евгений Васильев 2.jpg

- Популяризацией теневого театра в послереволюционное время занимались художники Иван и Нина Ефимовы. Они создавший свой, оригинальный силуэтный театр кукол. Изменился ли подход в создании теневых спектаклей? Задействованы ли куклы в спектаклях или только пластика «тел»?

- В большей части наших спектаклей куклы не задействованы. Но есть одна программа (для самых маленьких зрителей), которая включает в себя три мини-спектакля, поставленных по мотивам русских народных сказок. Работы имеют большую интерактивную составляющую. В этом случае мы используем реквизит: плоские куклы на тростях. В нашей деятельности мы столкнулись с тем, что некоторым деткам при знакомстве с театром теней оказался необходим привычный формат — кукольный. Ведь некоторые малыши бояться темноты или просто могут не понимать, что за ширмой - люди. В данном случае куклы выступают посредником.

 Архив театра 4.png      Архив театра 6.jpg

- Как создается репертуар?

- Я бы назвала создание нашего репертуара спонтанным. Ведь у нас нет планов — только творческая энергия. Да и в тематике мы тоже не ограничены.

При этом наши представления имеют разную литературную основу, например, мы играем спектакли «Жил-был волшебник» по мотивам серии книг о Гарри Поттере или «Зеркало тролля» по сказке «Снежная королева». Кстати, второе представление, я считаю наиболее романтичным: оно проходит в сопровождении музыки Грига и Шумана.

Также у нас есть спектакль-путешествие «Записки невидимого странника», работа поставлена по моему собственному сценарию. Вместе с тенью зрители перемещаются в пространстве и времени, а перед взорами гостей предстают зарисовки из жизни различных народов.

 

 Евгений Васильев 6.JPG      Евгений Васильев.jpg

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Музыка
Блюз
Русский музей
10.06

Билли Новик: «Том Уэйтс больше не отвечает на мои вопросы, на них отвечает Толстой»

18.06

Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»

Интервью
17.06

Анастасия Курёхина: «У меня нет режима ожидания»

Интервью
01.06

Зоя Чалова: «Бумажная книга не умрет»

03.06

Воробьи, атланты и дух Невского проспекта

Смотреть все