Мария Сафарьянц: «В этом городе просто не может не быть такого фестиваля»
Интервью

10 ноября 2023 года

Мария Сафарьянц: «В этом городе просто не может не быть такого фестиваля»

Фото: Ирина Иванова

В преддверии открытия зимнего сезона юбилейного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» мы поговорили с его художественным руководителем Марией Сафарьянц. 

Не знаем, возможно ли сквозь печатный текст передать все тепло и любовь, которую излучает Мария, говоря о фестивале, музыке и родном городе. Это такое интервью, где, как из песни, – «слов не выкинешь». 

Фото из архива Марии Сафарьянц.

– Дворцы Санкт-Петербурга – один из первых крупных фестивалей классической музыки в новой России. Расскажите, как он начинался? 

– Я недавно как раз думала о том, как же пролетело время. Первый фестиваль мы сделали в 1990 году. И, несмотря на огромное количество исторических событий, которые произошли за 33 года, кажется, будто бы это было буквально вчера. В начале 90-х я жила и работала концертмейстером оркестра в Италии. А придумал и начинал фестиваль мой, тогда еще будущий муж Константин Орбелян. Он приехал в Петербург как пианист на гастроли и, увидев, город понял, что это уникальное место, равного которого для проведения такого фестиваля просто не может быть. Ему сразу сказали: «Да ты что! Это же надо получить разрешение в Обкоме». А он, как человек извне, не был скован какими-то стереотипами, в которых мы росли, и поэтому ничего не боялся. Так и начался фестиваль.

 – А с какого года Вы «в деле»? 

– Константин пригласил меня как скрипачку в 1992 году. А оказалось, что я тоже человек, склонный к организаторской деятельности. И мы настолько сошлись в своих идеях, что фестиваль стал нашим общим делом.Фото из архива Марии Сафарьянц. Константин Оребян, Мария Сафарьянц, Майя Плисецкая.jpg

– Вы сказали, что первый концерт был в 1990 году. Но официально фестивалю 30 лет. Получатся, целых 3 года ушло на организацию?

– Какое-то время был перерыв. Константину предложили возглавить камерный оркестр московской филармонии, он с головой окунулся в столичную жизнь. Потом у нас родился сын. И вот в 1993 году я решила, что «Дворцы Санкт-Петербурга» - это гениальная идея и, пока никто ее не украл, надо срочно браться за дело. С тех пор я практически все делаю сама. Хотя, надо сказать, что этому благоволила сама судьба. Ведь я долгое время жила, гастролировала и работала концертмейстером оркестра в Италии. Поэтому у меня сложился круг прекрасных знакомств. И когда мы стали приглашать наших европейских друзей в Петербург – они ехали с радостью, для них это было культурное путешествие. У нас выступали Рене Флеминг, Хосе Кура, Стивен Костелло, Сондра Родвановски, Марселло Альварес, Лоуренс Браунли. Это абсолютный топ.

– На ваш фестиваль приезжают звезды мирового масштаба! Насколько сложно сейчас это организовать?

– Были разные ситуации, чего только не случилось в России и в мире за 30 лет. Но мы прошли этот путь вместе со страной. И я всегда говорю, что культура – как золотая пыль, которую легко сдуть, но трудно накопить. А Петербург – это город, пропитанный культурой. Артисты приезжали и будут приезжать сюда, потому что, уезжая, они увозят с собой невероятное количество любви и вдохновения.

 – Вы помните, какой дворец первым пошел Вам навстречу и открыл свои двери для музыки?

–  Думаю, что это был Эрмитажный театр. Тогда еще был жив Борис Борисович Пиотровский. И он эту историю благословил со словами, что это его мечта и что наконец-то в Эрмитажном театре зазвучит музыка. Это был необычайно творческий и прогрессивный человек.

–  Что насчет акустики во дворцах? С какими сложностями Вы сталкиваетесь?

– В большинстве залов акустика хорошая. Сложности есть всегда и везде. Вопрос не в наличии проблем, а в том, как ты их преодолеваешь. Как говорил Суворов: «Побеждать надо мыслью». И, если ты музыкант, то ты должен быть акустиком. Это входит в обязательные профессиональные навыки. Когда ты выходишь на репетицию, то в первую очередь выстраиваешь свой звук в пространстве и тогда понимаешь, как тебе выстроить отношения с этой акустикой. Где-то ты играешь с большой плотностью и напором, где-то - наоборот. 

Фото из архива Марии Сафарьянц.

– Дворцов в Петербурге множество, и все они – разные: по времени, по стилю, по событиям, которые там происходили. Подстраиваете ли Вы свои концертные программы под исторические особенности площадки?

– Наша публика очень тянется к слову. Поэтому мы не только играем музыку, а устраиваем лекции, экскурсии, встречи с историками.

Фото из архива Марии Сафарьянц. Мария и Татьяна Черниговская.

 Я видела, что на одном из мероприятий фестиваля будет выступать историк Александр Мясников. Какие точки соприкосновения музыки и истории Вы находите на концертах?

– Музыка всегда играла, играет и будет продолжать играть. И то, что она напрямую связана с историей, неоспоримо. Например, гимны Росси или «Жизнь за Царя» Михаила Ивановича Глинки. А сколько Пëтр Ильич Чайковский создал произведений по императорским заказам?

С Александром Мясниковым мы взаимодействуем с 2017 года. Тогда фестиваль выиграл президентские гранты, и у нас был цикл концертов в Президентской библиотеке (здание Священного Синода). Мы сами разработали и придумали программу «Музыка государства Российского». Это очень интересная тема, которая нравится нашей публике и которую можно продолжать и развивать еще долго – столько в ней занимательного. А Александр имеет доступ к таким архивам и так умеет преподносить факты, что народ просто заслушивается.

 – Фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» уже тоже стал частью истории. Настолько он популярен и любим. Знаю, что когда во времена пандемии, Вам пришлось отказаться от идеи предновогоднего концерта 31 декабря, люди чуть ли не возмущались. Для многих это и традиция, и даже добрая примета. Как думаете, какие слагаемые успеха для того, чтобы фестиваль был не только долгожителем, но и предметом такой сильной народной любви?

– В первую очередь ничего не было бы возможно без абсолютной убежденности в том, что в таком городе просто не может быть такого фестиваля. А еще для того, чтобы столько лет продержаться «на плаву», надо очень любить свою публику. Что мы и делаем, даря людям маленькие шедевры. И все наши концерты, все мероприятия – они, что называется «ручной сборки».

 – Программа фестиваля очень масштабная. 12 ноября стартует зимний сезон. На какие концерты рекомендуете обратить особое внимание тем, кто посетит «Дворцы Санкт-Петербурга» впервые?

 – Как раз 12 ноября в Шереметьевском дворце состоится уникальная программа. Первая часть концерта – «Бессмертная возлюбленная» - письма великих композиторов своим любимым. Второе отделение – шедевр Роберта Шумана.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Музыка
Блюз
Русский музей
10.06

Билли Новик: «Том Уэйтс больше не отвечает на мои вопросы, на них отвечает Толстой»

18.06

Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»

Интервью
17.06

Анастасия Курёхина: «У меня нет режима ожидания»

Интервью
01.06

Зоя Чалова: «Бумажная книга не умрет»

03.06

Воробьи, атланты и дух Невского проспекта

Смотреть все